Специфика русской философии

4 Мар 2015 | Автор: | Комментариев нет »

История русской философии, как и всякое историческое знание, ретроспективно, то есть из настоящего это знание обращено в прошлое. В то же время история русской философии по своей внутренней сущности неотделима от современности. История русской философии входит составной частью в современный процесс развития духовной культуры в России. Непосредственно или косвенно феномены прошлого — философские, религиозные, нравственные идеи Киевской Руси, средневекового Новгорода, Московского государства, петровского Петербурга, екатерининского «золотого века» и пушкинского «золотого века», «серебряного века» — рубежа XIX и XX веков — входят органической частью в различных пропорциях в сложный конгломерат современной культурной жизни России. Для современной русской философской мысли, для всей современной духовной культуры, то есть и искусства, и религии, и нравственности, непосредственное значение сохраняют и «Слово о законе и благодати» киевского мыслителя XI века Иллариона, и концепция «Москва — третий Рим» Филофея (XVI в.), и размышления о смертности и бессмертии человека Радищева, и историко-философские построения Чаадаева, и поиски нравственных оснований бытия у Вл. Соловьева. Все это русская философия как целостное образование, как определенная сфера культуры. Речь идет о разных стадиях, находящихся отнюдь не в линейной возрастающей «прогрессивности», решения одних и тех же философских проблем — смысла жизни и смерти, добра и зла, судьбы России. Заметим, что точно такое же соотношение наблюдается и в другой области русской культуры — в искусстве, тесно связанном с философией. Древнерусская иконопись, деревянные и каменные церкви и монастыри российского Севера и Подмосковья, интерьеры дворцов в пригородах Петербурга, живопись Рокотова и Левицкого, Венецианова и Брюллова и десятков других художников — это не мертвые памятники, не архаичные объекты музейного хранения — это составная часть единой русской культуры. Вне этих ее элементов, так-же как и вне ее философии, русская культура невероятно обедняется, от ее богатств остается лишь тонкий современный слой. Таким образом, и в этой сфере проявляется условность грани между «историей» и «современностью».

Время и в философии необратимо. В целях познания возможен переход из настоящего в прошлое, в историю Он не ведет к ее обесцениванию, наоборот, происходит непрерывное нарастание культурного слоя, обогащающего национальную культуру. Процесс накопления духовных богатств был сложным и противоречивым. Анализ истории духовной жизни России говорит нам о том, что многие столетия внутренние силы русского народа были скованы, находились в нераскрытом, в неразвернутом состоянии. Это отразилось и необходимостью освоения колоссальных пространств Евразии — до Тихого океана и вековой борьбой с иноземными захватчиками. Особые силы уходили на активное и пассивное сопротивление тоталитарному гнету, давлению государства. Как говорил историк В. О. Ключевский, государство крепло, народ хирел. Несмотря на эти крайне неблагоприятные условия и вопреки им, в России, начиная со времен Киевской Руси, неуклонно развивалась духовная жизнь, культура, ядром которой была философская мысль, выраженная в многообразных не только и не столько в рассудочных, чисто теоретических формах, но в религиозных исканиях. Сохраняя в принципе свой ретроспективный характер, т. е. фактор обратного движения по оси времени, история русской философии связана с современной философией еще_в одной плоскости. Явления духовной культуры, в том числе и философии прошлого, даже самые отдаленные по времени, освещаются историком с современных позиций.

Современная трактовка — не конъюнктурна, она предполагает прежде всего полную достоверность, объективность в воспроизведении и объяснении различных этапов и форм русской философии. Идеологический диктат, политизация и жестокий схематизм, которые господствовали в нашей стране многие десятилетия, отразились и в понимании русской философии, причем прежде всего в ее характеристике с точки зрения времени. Русская философия была как бы деформирована, искажены ее временные границы. Восприятие истории русской философии было искусственно ограничено практически двумя столетиями — восемнадцатым (от Ломоносова) и девятнадцатым (до теоретиков народничества включительно). Колоссальный же массив истории русской философской мысли от Х до XVII века оставался вне поля зрения, рассматривался как сфера истории литературы, религии, общей истории и как область религиозного сознания. Ему отказывали в статусе своеобразной и богатой по своим формам философской, в том числе и социальной, этической, исторической мысли. Тем более это относилось к философии рубежа XIX и XX веков. Русская философия этого периода, будь то идеи Соловьева или Бердяева и других, рассматривалась исключительно как проявление реакционной религиозно-идеалистической идеологии, как объект борьбы марксизма-ленинизма против этой идеологии. Но такое понимание истории — антиисторично. Это искажение реальных процессов.

Односторонний подход к истории философии особенно затронул освещение русской идеалистической философии. Если античный идеализм («линия Платона») и идеализм Гегеля («один из источников марксизма») с известными оговорками признавались и, естественно, отражались в научной и учебной литературе, то идеализм в России практически замалчивался или оценивался только отрицательно. Он, помимо всего прочего, в отличие от идеализма западноевропейского, не был «защищен» соответствующими цитатами из сочинений классиков марксизма. Религиозный идеализм середины XIX века воспринимался исключительно сквозь призму полемических суждений философов-материалистов — Чернышевского и его школы — Антоновича, Писарева и других. Что же касается учений Бердяева, Струве, Булгакова, Флоренского, Шестова, то им вообще было отказано в праве рассматриваться как явления русской культуры, а в лучшем случае они трактовались как проявления одной из «двух культур» — реакционной. На деле русская философия рубежа веков характеризуется многообразием школ, течений, имен мыслителей. Наряду с развитием материалистических идей, особенно в области социальной философии (народничество, марксизм), значительные достижения национальной философии проявились в идеалистической философии. При изучении ее содержания следует обратить внимание на то, что идеи и произведения мыслителей этого направления многие десятилетия замалчивались в нашей стране в силу идеологических и политических ограничений. Изданные в последние годы (1986 - 1997) сочинения многих из этих мыслителей еще не изучены и не обобщены в полной мере. Почему же искажалась история русской философии рубежа столетий? Обращение к истории русской философии этого периода, носившей по преимуществу идеалистический, а часто и религиозно-идеалистический характер, дает возможность отвергнуть один из устойчивых стереотипов. Ведь многие годы утверждалось, как бесспорное, суждение, ложная мысль о превосходстве материализма над идеализмом, об истории философии, как истории материализма и его борьбы против идеализма. Идеализм представлял исключительно как объект критики. Существенные искажения историко-философского процесса в России были связаны с односторонней и активной политизацией этого процесса. Действительно, к примеру, критика Марксом и Энгельсом анархизма Бакунина, его позиции в Первом Интернационале совершенно заслонила характеристику философских идей этого видного мыслителя и его последователей. При характеристике идей В. Соловьева принимались в расчет только его религиозные и мистические представления, что при упрощенном следовании «воинствующему материализму» и атеизму вело к полному отрицанию роли русского мыслителя. Политизация в освещении истории русской философии особенно коснулась целой плеяды мыслителей рубежа веков — последователей В. Соловьева. Действительно — Бердяев, Булгаков, Франк, Струве начали свою деятельность как сторонники Маркса, как авторы работ по социологии и политэкономии, затем перешли в философию на позиции идеализма и богоискательства, а в социальной сфере — на позиции либерализма. Тем самым они — без анализа их произведений — были попросту отвергнуты советской историко-философской наукой, а после высылки многих из них в 1922 году из Советской России, причислены к разряду белоэмигрантов. Искусственное устранение значительного массива отечественной философской литературы идеалистического направления из духовной жизни общества привело к тому, что философия материализма столь же искусственно стала монопольной, безальтернативной, заранее объявленной высшей и единственной истиной. Тем самым было нарушено идущее еще от Сократа убеждение: истина рождается в споре. Да и классический марксистский тезис о борьбе двух линий в философии — «Линии Платона» и «Линии Демокрита» многие десятилетия висел в воздухе. «Линии Платона» многие десятилетия не оставалось места в нашей философии. И это бесконечно сужало ее возможности, авторитет, влияние на умы людей. Вечные проблемы и вопросы бытия и сознания: о смысле жизни, о жизни и смерти, о духовном мире человека, о нравственных основах политики, о месте религии в жизни общества — были вычеркнуты из сферы философского анализа или решались крайне упрощенно, без возражений и контраргументов. Тем самым философия утрачивала важнейшее свое свойство — критически осмысливать бытие, ставить все новые вопросы, доискиваться до глубинного смысла событий и самой души человеческой, не -исчерпывая этого смысла до конца. Высшие достижения русской философской и художественной культуры должны всегда характеризоваться конкретно-исторически, т. е. с учетом времени. Выдающийся русский философ начала века — Бердяев — проводит параллель между двумя периодами русской культуры — «веком золотым» и «веком серебряным». В «Русской идее» он пишет: «Элемент ренессансный у нас только и был в эпоху Александра I и в начале XX века». Обратим внимание на терминологию. Н. Бердяев называл этот этап «русским ренессансом» и «серебряным веком». Это точные названия полны глубокого смысла. Новый этап русской культуры оказывался связанным с самыми значительными достижениями культуры мировой и отечественной. С Ренессансом, Возрождением, которое явилось в Италии, Франции, Англии периодом высшего взлета искусства и науки, утверждения философии, поставившей в центре своего интереса человека. С «золотым веком» русской культуры — пушкинским временем. Существенно, что и европейский ренессанс, и пушкинский «золотой век» были временем синтеза всех элементов духовной культуры. Этот синтез воплощали не только Леонардо да Винчи и Пушкин, но и более широко — философия, живопись, поэзия архитектура этих периодов подъема и, главное, единения всех духовных богатств народов.

Начиная с 90-х годов прошлого века наступает новый этап в развитии русской культуры. Во многом он был подготовлен творчеством Достоевского и Толстого с их непрестанными нравственными и религиозными поисками, философией В. Соловьева и К. Леонтьева — этих предтеч философии «серебряного века». Культурный ренессанс рубежа веков явился высшим синтезом не только различных сфер духовной культуры (философия, богословие, искусство), но и синтезом отечественной и мировой культуры. Достижения западной и восточной культур (идеи платонизма, кантианства, Ницше, Кьеркегора, опыт французского декаденства и индийского буддизма) в различных формах были осмыслены русским Ренессансом. Но в еще большей степени осознаны и творчески переработаны идеи русских средневековых мыслителей, Чаадаева, славянофилов. Многими нитями философия «серебряного века» связана с философией русского средневековья. Наиболее полно эту связь осознавал П. Флоренский. В современной литературе о ранних этапах истории русской философии справедливо отмечается, что древнерусский период ее развития, т. е. философия русского средневековья, не может рассматриваться лишь как предыстория отечественной философской мысли, нечто лежащее за пределами основного корпуса ее идей. Таким образом, каждый век, каждое десятилетие, каждый год из тысячи лет русской философии имеет свои особенности.

Пространственная характеристика столь же необходима для познания истории русской философии, как и характеристика временная. Любой культурно-исторический тип, любое национальное философское учение, функционирует, во всяком случае при своем зарождении и расцвете, в определенных пространственных границах. Так, античная культура — это прежде всего культура Среднеземноморья — материковый и островной Греции, Рима и других городов на Аппенинах, это греческие колонии и римские поселения Севера Африки, это, наконец, и Палестина во времена греко-римского культурного влияния. Вне этих пространственных границ не может быть понято ни наследие Платона и Аристотеля, ни эллинистическое искусство, ни неоплатонизм и становление христианства. Все последующее — начиная от средневековья — влияние античной культуры было возможным лишь потому, что была первоначальная пространственная основа. Точно так же и русская философия характеризуется исходной пространственной основой, которая, конечно, не оставалась неизменной. Эти изменения происходили отнюдь не равномерно и поступательно. Но главные центры формирования и развития русской культуры, в том числе и философии, на протяжении многих веков — Киевская Русь, все юго-западное крыло, Север и Северо-Запад, ядро Москвы и прилегающих земель, Сибирь — оставались неизменными. Благодаря этой коренной пространственной основе были возможны и другие районы развития и функционирования русской культуры — в Прибалтике, в Средней Азии, на Кавказе, наконец, в Центральной и Западной Европе, где Париж, Берлин, Прага явились в двадцатом столетии центрами плодотворного существования в течение четверти века культуры русского Зарубежья (философия, литература, гуманитарные науки). Более детальный анализ позволяет говорить и о очагах существования русской культуры — философии, литературы в разные периоды, таких как Соединенные Штаты, Харбин, Канада, Израиль, Австралия. Индия связана с именами Е. Блаватской и Н. Рериха, развивавшими философские идеи. Из сказанного следует необходимость четкого разграничения трех аспектов проявления пространства: в территориально-этническом, в административно-государственном смысле и пространства духовного. Связанные между собой взаимной связью, они вместе с тем обладают спецификой, относительной самостоятельностью, которая должна учитываться. Особое значение такое разграничение приобретает на современном этапе развития русской культуры.

После распада союзного государства и соответственно изменения границ сохраняется духовное пространство. Русская философская мысль оказала значительное влияние на развитие философских идей различных народов, находившихся в составе Российской империи, а затем и Советском Союзе. Это влияние испытали М. Ахундов в Азербайджане, М. Налбандян — в Армении, Н. Чавчавадзе — в Грузии, Ч. Валиханов — в Казахстане, И. Франко — на Украине. Традиции русской философии запечатлелись в философской и общественной мысли различных народов, и их не могут устранить никакие изменения государственных и административных границ.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!