Специфика российской системы детского призрения на рубеже веков

К началу XX в. В России создалась широкая сеть государственных, церковных и частных благотворительных учреждений, которые занимались оказанием помощи нуждающимся в ней детям.

Наиболее важное значение имели закрытые заведения — вос­питательные дома и детские приюты, близкие к современным детским домам и школам-интернатам. Организация деятельности таких заведений была разнообразна и во многом определялась инициативой их работников. Например, Санкт-Петербургский воспитательный дом успешно осуществлял непрерывное призре­ние детей до их способности к самостоятельной жизни, патронаж осуществлялся до достижения воспитанниками 20-летнего возра­ста. Дети жили и учились в воспитательном доме, который имел свои больницы, школы, ремесленные заведения, а также учили­ща, где готовили фельдшериц, учителей для своих и сельских школ. Одаренные воспитанники могли поступать в университеты, ме­дицинскую академию, для чего учреждался неприкосновенный именной капитал. Ежегодно в высшие учебные заведения посту­пало до 20 детей.

Право на общественное призрение в заведениях закрытого типа имели лишь внебрачные дети. Однако было и немало подкидышей из числа детей, рожденных в браке. В конце 1890-х годов управляяющий Московским воспитательным домом Б.А.Нейгарт занялся устройством специального благотворительного общества для за­коннорожденных детей — Елизаветинского благотворительного об­щества в Москве и Московской области. В каждом столичном при­ходе были организованы комитеты для попечения детей неиму­щих матерей. Эти комитеты по мере накопления средств устраива­ли ясли, приюты для детей до двухлетнего возраста. В 1912 г. обще­ство имело 36 постоянных учреждений, где призревалось более 600 детей. Опыт таких приютов для законнорожденных детей по­казал, что 50 % детей возвращается к матерям, а из подкидышей — только 1 %.

В целом в России к 1913 г. насчитывалось более 900 воспита­тельных домов и приютов закрытого типа. 80 % воспитанников этих заведений были сиротами и полусиротами, остальные фор­мально имели родителей, но по сути являлись беспризорными или же происходили из семей, которые не могли обеспечить для них средства к существованию. Содержались эти учреждения на 70 % за счет частных средств и лишь на 5 % — за счет средств государства;

остальную часть составляли средства, выделяемые земствами.

Интересный тип заведений для детей представляли собой ре­месленные мастерские, где были ученики как находившиеся на полном содержании, так и приходящие. В этих заведениях дети обучались не только различным ремеслам, но также грамоте и математике. Содержались ремесленные мастерские в основном на средства частных лиц и благотворительных обществ. Например, учебная кузнечно-слесарно-столярная мастерская имени писате­ля Аксакова была создана мелкими землевладельцами Самарской губернии при Аксаковской вотчине. В ней обучались 15 детей, живших в интернате при мастерских, и 10 детей, приходивших из окрестных сел. В Астрахани купцы Макаровы и Шульгины на свои средства создали ремесленную школу на 60 мальчиков. Были орга­низованы и многочисленные трудовые пункты, которые давали детям работу на дом и занимались затем ее сбытом. В сельских местностях начали появляться сельскохозяйственные колонии, имевшие те же цели.

Еще одним распространенным типом учреждений призрения детей были ясли. В основном это были заведения, работавшие в дневное время, но были и круглосуточные ясли, главным обра­зом в больших городах, для детей фабричных рабочих. В сельской местности обычно организовывались сезонные ясли на период полевых работ. Существовали также ясли-приюты, где постоянно жили сироты и полусироты. Одним из типов таких заведений были сиротские дома, принимавшие подкидышей, с тем чтобы затем устроить их на воспитание в семьи крестьян и ремесленников.

Новым и очень характерным для этого периода стало оказание помощи детям с физическими недостатками. Начали создаваться специальные учреждения для таких детей — приюты, школы, училища. Особенно активно развивалось призрение слепых детей. В России был накоплен богатый опыт обучения и воспитания сле­пых, который изучался родственными организациями Велико­британии, Германии. В 1893 г. в России работало 20 училищ для слепых. Был создан Императорский институт слепых для взрос­лых и детей мужского пола, который призревал сирот 8—12 лет всех сословий. Дети получали образование в объеме начальных училищ, их обучали игре по особой методике на различных инст­рументах. Имелись оркестр, хор, своя типография. По достижении воспитанниками 20-летнего возраста их переводили на квартиры, где они пользовались полным содержанием. Те, кто мог, жили самостоятельно, зарабатывая себе на жизнь. Создавались также заведения и для других категорий детей-инвалидов, прежде всего на благотворительные средства. Например, те же упомянутые выше купцы Макаровы и Шульгины из Астрахани финансировали школу для 30 глухонемых детей.

Большое внимание уделяется в этот период проблемам детской преступности. Стали организовываться исправительные учрежде­ния для различных категорий малолетних преступников, прости­туток и т.д.

Распространенным типом заведений социальной помощи ста­новятся бесплатные столовые для беспризорных и бедных детей. Такие столовые имели практически все благотворительные обще­ства. Появляются также дневные приюты и ночлежные дома для этих категорий детей.

Бесплатные детские амбулатории и больницы обычно принад­лежали Российскому обществу Красного Креста; встречались и больницы, принадлежавшие благотворительным обществам. В них дети получали пищу, одежду, медикаменты. Начали появляться детские санатории, хотя их число было незначительным.

Самой распространенной формой оказания социальной помо­щи были различного рода учреждения и общества «вспомоще­ствования» нуждающимся учащимся учебных заведений. Они су­ществовали практически при каждом учебном заведении по всей России. Такие общества содержали общежития, столовые, где нуж­дающихся учеников кормили бесплатно. Учащимся предоставля­лись денежные пособия или оплачивалось обучение тех, кто осо­бо нуждался в средствах. Здесь же детям помогали одеждой, обу­вью, книгами. Формальности при оказании помощи были сведе­ны к минимуму — достаточно было письма от учителя, что уче­ник нуждается в помощи.

Через общества попечения об учащихся в крупных городах про­водилась организация досуга и отдыха детей. Организовывались летние городские и загородные лагеря, различные кружки, кон­церты и спектакли как для детей, так и с участием детей.

В конце XIX в. появилась новая форма призрения детей — дет­ские сады-площадки. Инициатором выступил И.М.Радецкий. Он сам был учеником ремесленной мастерской и посвятил жизнь «уличным детям», изучал положение малолетних рабочих на фаб­риках и заводах, в приютах и ремесленных мастерских. Он соби­рал вокруг себя детей, устраивал для них игры на свежем возду­хе, праздники с состязаниями, чтением стихов, упражнениями на различных снарядах, запуском воздушных шаров и змеев, хо­ровым пением, беседами о чистоплотности и уважении к стар­шим. Благодаря ему в 39 городах России были созданы общества содействия физическому воспитанию детей.

Деятельность всех этих, по большей части благотворительных, учреждений и заведений находилась под строгим контролем госу­дарства. В целом помощь, оказываемая ими, носила характер гу­манного, щадящего, благожелательного отношения к ребенку, заботы о нем и его здоровье. Эта помощь имела главной целью социальное призрение и попечение детей и была направлена прежде всего на детей-сирот, подкидышей, детей-инвалидов, а также беспризорных и нуждающихся детей.

Однако система социального призрения детей, несмотря на все ее достижения, постоянно подвергалась критике современни­ков. Главным упреком в ее адрес было то, что в ней действовали многочисленные не связанные между собой учреждения разной подчиненности и принадлежности. В результате наблюдалась не­равномерность в распределении средств и усилий между отдель­ными видами призрения, несогласованность помощи, что затруд­няло получение помощи именно теми, кто в ней нуждался.

Для исправления существующего положения дореволюцион­ные специалисты и общественные деятели предлагали три основ­ных пути. Первый — создание какого-то общего координирующе­го органа. Второй — передача всей ответственности за социальное обеспечение детей государству. Третий путь предполагал передачу всего дела призрения детей в руки земского и городского обще­ственного самоуправления.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!