Специфика художественной культуры

19 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Художественная культура занимает особое место как в системе культуры в целом, так и в духовной культуре. По уровню ее развития, по характеру созданных произведений судят об эпохе. Античность, Средневековье, Возрождение и другие исторические периоды узна­ют главным образом по художественной культуре, созданной в это время. Часто именами творцов обозначают время, в которое они жили: «эпоха Шекспира», «век Пушкина», хотя каждый из них прожил исторически короткий век — одну человеческую жизнь.

Происходит это потому, что в художественной культуре прояв­ляются самые существенные черты духовной жизни общества, потому что она активно воздействует на все другие формы обще­ственной и духовной жизни — на мораль, религию, науку, политику и т. д., испытывая, в свою очередь, их влияние.

Но, что самое главное, художественная культура непосредствен­но воздействует на человека, постоянно находится в контакте с ним, независимо от того, осознает он это или нет, приобщается к ней сознательно или, как ему кажется, безразличен к ней.

Художественная культура активно участвует в формировании духовного мира личности. Именно поэтому так важно понять своеобразие художественной культуры, особенности ее проявления, ее роль в развитии общества и место в современной жизни.

Обычно понятие «художественная культура» отождествляется с искусством. И это не случайно: искусство — центральный и систе-мообразующий элемент художественной культуры. Оно обладает огромной культурогенной способностью, создавая целый ряд свя­занных с ним форм деятельности — художественное творчество, художественное восприятие, художественная критика и т. д., образуя вокруг себя «культурное поле» (см. 1; 191, 219).

В научной литературе нет единого мнения в определении со­ставляющих художественную культуру элементов. Но при всем различии воззрений все авторы включают в художественную куль­туру три основных элемента, обеспечивающих ее функционирова­ние: производство, распределение и потребление (восприятие, освоение) художественных ценностей — произведений искусства.

Взаимодействие этих элементов художественной культуры носит конкретно-исторический характер, определяется особенностями развития общества и многими другими причинами. От соотношения и взаимодействия составных элементов художественной культуры зависит возможность формирования творческой личности, востре-бованность (или невостребованность) произведения, созданного творцом, соответствие системы художественного производства, рас­пределения, потребления художественных ценностей назначению искусства.

Художественная культура складывается исторически по мере развития общества и расширения сферы художественной деятель­ности и, оставаясь открытой системой, вбирает в себя новые формы и виды творчества.

Художественно-творческая деятельность, в результате которой создаются произведения искусства, появилась в глубокой древно­сти. Все остальные элементы художественной культуры возникали постепенно на разных этапах развития человечества. Появление их было обусловлено многими причинами: развитием общества и его потребностями, развитием самого искусства, возникновением в нем новых видов и форм, необходимостью создания условий для твор­ческой деятельности, собирания и хранения произведений искус­ства, расширением возможностей для потребления художествен­ных ценностей, необходимостью осмысления и изучения искус­ства и т. д.

Таким образом, художественная культура стала представлять собой совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произве­дений искусства или материальных предметов, обладающих эстети­ческой ценностью.

Каждый из составляющих ее элементов связан с искусством.

Так, для создания произведений искусства — художественных ценностей недостаточно только таланта художника, нужны еще условия, при которых талант и потребность в творчестве могут реализоваться. Это профессиональная подготовка мастера, предпо­лагающая определенную организацию специального художествен­ного образования; создание условий, при которых обладающий способностью к художественному творчеству человек мог бы обес­печить своим творчеством свое существование, то есть система приобретения художественных произведений, оплаты труда худож­ника.

Искусство создается для людей — читателей, слушателей, зри­телей.

Значит, необходимо издавать, репродуцировать, исполнять, экс­понировать художественные произведения. А это, в свою очередь, приводит к развитию разных форм культурной деятельности: кни­гопечатанию, издательской деятельности, организации выставок и салонов, постановке спектаклей и концертов и т. д. Вначале эта деятельность достаточно хаотична, но со временем обретает опре­деленные формы. Появляются специальные выставочные помеще­ния и музеи, концертные залы и театры, библиотеки и другие культурно-просветительные учреждения. Совокупность таких уч­реждений образует фундамент художественной культуры. Художе­ственные музеи — это просветительные, научно-исследовательские учреждения, где хранятся, изучаются, экспонируются и пропаган­дируются произведения искусства. Библиотеки — собирают, хра­нят, изучают, распространяют, пропагандируют книги. Письменная культура с момента появления книгопечатания стала средоточением накопленной человечеством информации. Именно поэтому библи­отеки — насущнейший фактор культуры, а их состояние — символ состояния нации, по определению Д.С. Лихачева.

Вполне естественно, что как организация, так и функциониро­вание всех этих учреждений зависит от политического устройства общества, социально-экономических отношений, которые сложи­лись и господствуют в нем. Художественная культура во многом зависит от культурной политики государства.

Заказчики, обладающие возможностью приобретения художест­венных произведений, будь то государство или индивид, считают себя вправе определять художественную ценность искусства, а художник чаотр вынужден считаться с их взглядами и вкусами, поскольку иных способов реализации своих произведений он не имеет. Меценатов, доверяющих чутью и таланту творца и по досто­инству оценивающих его творчество, по свидетельству истории немного. Использование искусства как пропагандистского средства утверждения и упрочнения определенных господствующих в обще­стве идеологических воззрений приводит к искажению гуманисти­ческой сущности искусства, сужению его общекультурного значения (подробнее см. «Культура тоталитарного общества»). В итоге человечество много теряет из-за невозможности художника полностью реализовать свой творческий потенциал.

Важным элементом художественной культуры является потреб­ление, восприятие художественных ценностей. Это особый вид творческой деятельности, состоящий в восприятии произведения искусства как художественной ценности, сопровождающийся эсте­тическим переживанием. Отношение к искусству не возникает стихийно. Оно складывается в зависимости от среды, в которой формируется человек, от образования, эстетического вкуса, жиз­ненного опыта, ценностных ориентации.

Особенно важны первые сведения, которые человек получает об искусстве. В зависимости от того, какое отношение к искусству он встретит в начале своего жизненного пути — уважение и любовь или пренебрежение, как к чему-то пустячному и необязательному для жизни,— во многом зависит будущее отношение к искусству: поя­вится устойчивая потребность в нем или сложится интерес только к его развлекательной функции. Первая информация всегда создает определенную установку, на которую, как на фон, накладываются все последующие представления. Данное обстоятельство обуслов­ливает огромное значение организации системы художественного и эстетического воспитания, что должно стать одним из направле­ний культурной политики государства.

Приобщение к искусству формирует уважительное отношение к нему, понимание его непреходящей ценности, осознания его особенностей, своеобразия каждого его вида.

В процессе развития искусства возникает потребность в глубо­ком осмыслении этого уникального феномена, что и приводит к появлению науки об искусстве — искусствознания.

Искусствознание — совокупность наук, исследующих искусство. Оно изучает происхождение искусства, его социальную и эстетиче­скую сущность, закономерности его развития, природу художественного творчества, функции искусства, его место и роль в духовной и общественной жизни.

Искусствознание представляет собой общую теорию искусства как особой формы художественно-творческой деятельности. Но наряду с ним существуют теории, изучающие конкретные виды искусства: литературоведение, искусствоведение, музыковедение, театроведение, киноведение и др. Каждая из этих частных наук имеет свой объект исследования, обладает самостоятельностью, но входит в общую систему наук об искусстве.

И искусствознание в целом, и частные науки об искусстве включают в себя три дисциплины: теорию искусства, историю искусства и художественную критику.

Науки о конкретных видах искусства влияют друг на друга. Каждая из них опирается на опыт других искусств и различные области искусствознания.

Так, исследуя творчество Ф.М. Достоевского, крупнейший ли­тературовед и культуролог М.М. Бахтин использует категории и понятия музыкознания. В своем анализе поэтики Достоевского он применяет термины «полифония», «многоголосие» и др. (см. 2). А выдающийся кинорежиссер и теоретик кино С.М. Эйзенштейн для исследования поэзии А.С. Пушкина обращается к понятиям кино — «монтаж», а для характеристики творчества кинорежиссера прибе­гает к музыкальному понятию «контрапункт».

Очевидно, что при всем различии конкретных видов искусства они обладают общей природой и каждое конкретное искусство может представлять всю сферу художественного творчества, так как каждый вид искусств не только специфичен, но и несет в себе универсальные характеристики всего искусства в целом.

Соответственно и науки их изучающие раскрывают не только особенности данного вида искусства, но и в то же время искусство в целом. Теория одного вида искусства исследует одновременно и более общие закономерности искусства. Однако они не заменяют одна другую, а дополняют, изучая не только «особенное», но и «общее» в искусстве.

В то же время необходимо отметить, что искусствознание как общая теория искусства не может быть сведено к сумме наук о конкретных видах искусства. Его содержание значительно глубже и

шире.

В настоящее время идет глубокое исследование искусствознания как общей теории искусства. При всем том, что изучение искусства началось очень давно, некоторые ученые вполне обоснованно по­лагают, что общая теория искусства еще не сформировалась^ наука находится только на подступах к ее созданию (см. 3).

Особое место в структуре искусствознания занимает художественная критика. Критика (от греческого kritike — разбирать, су­дить) — это вид литературного творчества, состоящий в истолкова­нии, объяснении и оценке художественных произведений. Определение художественной критики дал А.С. Пушкин. «Кри­тика — наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусства и литературы. Она основана: 1) на совершенном знании правил, коими руководствуется художник или писатель в своих произведениях, 2) на глубоком изучении образцов и на деятельном наблюдении современных замечательных явлений» (4; I; 175).

Исследуя и оценивая художественные произведения, критика входит составной частью в искусствознание и сферу наук о конк­ретных видах искусства. В то же время она сама является частью художественного процесса.

Художественная критика активно влияет как на творцов, так и на потребителей искусства. Тех и других, хотя и по-разному, она ориентирует в художественном процессе, помогая определить место каждого нового художественного произведения в нем, тенденции развития искусства, ценностные ориентации. Опираясь на теорети­ческие основы философии и эстетики, художественная критика обладает возможностью глубокого осмысления не только искусства, но и самой жизни и происходящих в ней процессов.

Роль художественной критики в разных обществах, в разные исторические периоды неодинакова. В нашей стране, где искусство оказывалось почти единственной формой общественного сознания, в которой хоть в какой-то мере могла проявляться самостоятельная мысль, неофициальные воззрения, отличающиеся от устанавлива­емых и общепринятых взглядов, художественная критика станови­лась общественной трибуной.

В середине XIX века литературная критика стала главным выразителем демократических идей общества. В статьях В.Г. Бе­линского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д. И. Писарева не только глубоко анализировалось творчество А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Н.А. Островского и других писателей, но и осмысливались общественные процессы. Через взгляд на литературу литературные критики оценивали и рассматривали саму жизнь и предлагали возможные с их точки зрения пути решения социальных конфликтов.

В наше время в критике часто также преобладает публицисти­ческая тенденция, иногда в ущерб оценке художественных досто­инств произведения.

Художественно-творческая деятельность протекает в обществе. Творческий процесс реализуется в двух формах — индивидуальной и коллективной. На творческий процесс влияют, а во многом и определяют его, те взгляды, воззрения, представления, которые сложились в обществе. Жить в обществе и быть свободным от общества — нельзя. Но общество, а тем более государство, пытается руководить творчеством, влиять на творческий процесс. Во многих государствах эту задачу выполняют министерства или комитеты культуры, существующие при правительстве. Они определяют куль­турную политику, делают государственные заказы и тем самым направляют творчество художников в нужное для данного государ­ства русло. Они же организуют системы специальных учебных заведений, готовящих художников, музыкантов, артистов.

Часто сами деятели искусств образуют объединения с целью творческого общения и решения некоторых важных для данного искусства задач: популяризации творчества, организации выставок, заказов, издания произведений и т. д. Как правило, объединение происходит на основе общности творческих принципов.

Так, в XIX в. в России композиторы входили в творческое содружество «Могучая кучка», художники образовали «Товарищество передвижных выставок», которое продолжало свою деятельность и в XX веке. Артисты создали «Русское театральное общество» с целью содействовать развитию театрального дела.

После революции 1917 г. у нас в стране существовало много разнообразных творческих объединений писателей, художников и др.

В 30-е годы все они были ликвидированы и созданы творческие союзы, объединившие деятелей искусства по видам искусства:

союзы писателей, композиторов, художников и т. д. Их целью было организационное и идеологическое руководство культурой.

С распадом СССР творческие союзы не только утратили свое идеологическое содержание, но и лишились государственной под­держки. Сейчас они осуществляют задачу организационно-творче­ского единения деятелей искусства, что особенно важно для художников, писателей, композиторов и др., творчество которых носит индивидуальный характер.

Как мы видим, структура художественной культуры сложна и включает в себя много разнородных элементов. Но все они суще­ствуют в тесной взаимосвязи друг с другом и вместе образуют определенную целостность.

Итак, художественная культура включает в себя производство художественных ценностей, сами художественные ценности — про­изведения искусства, их распространение, воспроизведение, репро­дуцирование, потребление, искусствознание и науки о конкретных видах искусства, художественную критику, художественное образо­вание, институты и организации, обеспечивающие существование и хранение художественных ценностей — музеи, выставочные залы, картинные галереи, театры, кино, библиотеки и др., творческие объединения и организации.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!