Сознание как отражение. Диалектико-материалистическая концепция сознания

25 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Представление сознания как вида и результата отражения начинает активно развиваться в учениях французских материалистов XVIIIвека. Д. Дидро (1713–1784) считал, что сознание укоренено в самой материи в силу наличия в ней свойства «чувствительности». «Следовало бы удовлетвориться предположением о чувствительности, в тысячу раз меньшей, чем та чувствительность, которой всемогущий наделил животных наиболее близких к мертвой материи», – пишет Дидро[1]. В дальнейшем слово «чувствительность» было заменено словом «отражение». Например, В. И. Ленин пишет, что «вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения»[2]. Такое понимание отражения некоторые философы называют атрибутивным, имея в виду, что отражение здесь рассматривается как всеобщий атрибут материи. Именно так понимается отражение в определении, где оно рассматривается как «способность взаимодействующих вещей воспроизводить (в себе, на себе) характерные особенности друг друга»[3].

Ряд философов считает, что об отражении следует говорить лишь относительно живых и социальных систем. Но в этом случае возникает вопрос о генетических истоках отражения в неживой материи. Некоторые авторы предлагают рассматривать проблему отражения в контексте теории информации. Отражение в живых и социальных системах в этом случае называется информационным взаимодействием, которое предполагает активное использование одним или всеми участниками взаимодействия его результатов. Информация в этом случае становится актуальной в отличие от потенциальной информации, возникающей при взаимодействии неживых систем[4]. Мы полагаем, что атрибутивный подход к определению отражения более прост, логичен и последователен.

В диалектическом материализме считается, что сознание появляется в результате эволюции отражения от неживых форм до сознания. Причиной такой эволюции отражения является развитие отображающих материальных систем. При этом выдвигаются различные классификации форм отражения. Согласно одной из них следует выделять физико-химическое, биологическое, психическое и социально-психическое отражения. Под последним понимается сознание. Первый тип отражения характерен для неживой природы и связан, главным образом, структурными преобразованиями взаимодействующих систем. Наиболее простым его проявлением является деформация.

Биологическое отражение присуще растениям и простейшим организмам (амебам, инфузориям и т. п.). Первой формой биологического отражения является раздражимость, которая проявляется в виде таксисов, тропизмов, настий. Более высокой формой биологического отражения является чувствительность, которая предполагает увеличение избирательности отражения за счет появления специальных чувствительных клеток, реагирующих на свет, тепло и т. п.

Носителями психического отражения являются животные и человек. О психическом уровне отражения можно говорить с появлением элементов нервного аппарата, а затем и нервной системы с центрами в виде спинного и головного мозга. Исходной формой биологического отражения является ощущение, во много раз повышающее избирательность отражения (отражение только запаха, только цвета, только температуры и т. д.). Вслед за ощущением появляются восприятие, а затем представление и интеллект. Психическое отражение является предпосылкой для появления сознания.

Сознание (социально-психическое отражение) присуще только человеку. Оно возникает в процессе развития таких свойств биологического и психического отражения, как избирательность, сигнальность и упреждение. Последнее из этих свойств появляется с возникновением опережающего отражения живыми системами окружающего мира. Термин «опережающее отражение» появился в 1960-х годах в трудах физиолога П. К. Анохина. Он открыл, что для эволюции живых систем важнейшую роль сыграла ритмическая повторяемость ряда природных явлений. Такие постоянные циклы, как осень-зима-весна-лето, утро-день-вечер-ночь и т. п. стали фундаментальным условием эволюции. Организмы в такой среде обитания приспосабливаются к определенному циклу и приобретают возможность заранее подготовиться к встрече с наступающим явлением[5]. П. К. Анохин отмечает, как, например, по чуть заметным признакам приближения зимы некоторые осы начинают выводить из организма воду и заменять ее другой жидкостью, которая не замерзает. «Между рядом последовательных процессов, происходящих во внешней среде, и цепью метаболических реакций, развертывающихся в биологической системе, при многократном повторении их устанавливается такая связь, что первый или один из первых процессов внешнего ряда пускает в ход (индуцирует) всю цепь реакций внутреннего ряда, соответствующих этим воздействиям. Это лежит в основании формирования сигнальной деятельности, коренится в способности живых организмов использовать сигнал о предстоящих событиях во внешней среде для опережающего эти события развертывания метаболических и функциональных реакций приспособления», – пишет А. М. Утевский, поясняя главную идею концепции опережающего отражения[6].

Если растения и животные способны лишь к некоторым формам опережения событий, то в человеке этот феномен проявляется в максимальной степени. Люди научились определять время солнечных затмений, делать экономические и социально-политические прогнозы, вычислять жизнеспособность не созданных еще систем и т. д.

Таким образом, сознание представляет собой высшую форму развития опережающего отражения действительности. Кроме того, оно обладает еще рядом свойств, отличающих его от психики животных. К ним относятся: связь с языком, идеальность, зависимость от социальной среды, логическое мышление.

[1] Дидро Д. Сочинения. В 2 т. М., 1986. Т. 1. С. 368.

[2] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 18. М., 1973. С. 91.

[3] Пивоваров Д. В. Отражение // Современный философский словарь. М., 2004. С. 498.

[4] Введение в философию: учебное пособие для вузов. М., 2002. С. 432–435.

[5] Анохин П. К. Психическая форма отражения действительности // Ленинская теория отражения и современность. София, 1969.

[6] Утевский А. М. Некоторые аспекты противоречивых свойств биологических систем // Философские проблемы биологии. М., 1973. С. 106–107.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!