Создание основ советского права

5 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Одновременно с создание Советского государства возникает и советское право. Этот процесс идет одновременно с ломкой старого государства и старого права. Поэтому он занимает какой-то определенный переходный период. Ему соответствуют и 3 группы источников права того периода.

1-я группа - новое законодательство, новые нормативные акты. Круг этих актов, вначале немногочисленных, постепенно расширяется.

2-я группа - старое законодательство. Необходимость в его использовании в этот период, когда еще не до конца сломлена старая государственная машина и понятна и целесообразна. Так советский Декрет о суде № 1 допустил ссылки о применении старого права в судах, но очевидно, что имелись в виду и другие органы.

Использовать старое право можно и потому, что некоторые его нормы лишены классового содержания и носят общечеловеческий характер. Так, скажем и в феодальном, и в буржуазном праве устанавливается ответственность за убийство и нанесение тяжких телесных повреждений, хотя и делается это с классовых позиций.

Разумеется, использование старого права в социалистическом государстве могло быть лишь временным, и в Декрете о суде № 7 (в июле 1918 г.) никаких ссылок на эту возможность уже нет, хотя нет и прямого запрета на применение старых законов.

И, наконец, 3-я группа источников права - революционное правосознание трудящихся масс. Появление этой специфической группы связано с определенным правовым вакуумом и отсутствием многих норм, призванных регулировать те или иные правоотношения. Поэтому допускалась возможность действовать так, "как подсказывала революционная совесть, как полезно для революции".

Особенностью советского законодательства этого периода было расширение круга законодательных органов. Нормативные акты высшей юридической силы могли принимать Всероссийские съезды Советов, ВЦИК, Совет Народных Комиссаров. Принцип множественности законодательных органов был закреплен в Конституции и сохранился на весь переходный период от капитализма к социализму.

Правотворческой деятельностью занимались не только законодательные, но и другие органы Советского государства, в том числе наркоматы и местные Советы. Иногда анты наркоматов выполняли функции законов, если таковые отсутствовали. Кроме того, большое количество нормативных, хотя и не правовых актов издавали профсоюзы и сами трудовые коллективы (особенно в области регулирования трудовых отношений).

Сам законодательный процесс был регламентирован, в частности, постановлением СНК "О редактировании и печатании законодательных актов" принятом в январе 1918 г.

С самого начала советское право возникло как общероссийское право. Акты центральных органов власти имели в равной мере силу на территории всей Советской Республики. Однако возникновение союзных республик привело к созданию права последних. Органы власти союзных республик, признавая действие общесоюзных актов, принимали и свои собственные правовые акты.

Возникновение автономных республик привело к созданию правовых актов и этих государств. В принципе нормотворчество местных Советов носило подзаконный характер, но иногда они вторгались в компетенцию общегосударственных органов, в частности, издавая акты уголовно- правового и процессуального характера.

По форме законодательные акты были различными: обращения, декреты, постановления, декларации, но наиболее распространенными были декреты.

Еще одной характерной особенностью советского права было отсутствие систематизированных актов, т.к. законы издавались по отдельным проблемам. Единственным кодифицированным актом была Конституция РСФСР. Вместе с тем, потребность систематизации законодательства вскоре вызвала первую, пусть простейшую, форму систематизации - Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства (СУ РСФСР). Однако работа по кодификации советского права на этом не остановилась.

Становление и развитие советского права привело к коренным изменениям всех его отраслей.

Избирательное право. Основные принципы советского избирательного права стали складываться еще до Октября. Они материализовались в ходе формирования Советов. Советы рабочих депутатов были классовыми органами и формировались по классовому принципу - рабочими из рабочих. В выборах в солдатские Советы могли иногда участвовать (активно и пассивно) и офицеры. Что касается крестьянских Советов, то здесь в первое время классовый принцип в целом не выдерживался. В них могли принимать участие представители сельской буржуазии, кулачества.

Принцип представительства различных социальных групп трудящихся в Советах также реализовывался по-разному. Большим представительством, безусловно, обладали рабочие, а затем уже крестьяне и самую незначительную часть составляли служащие. Поэтому принцип равных выборов не соблюдался. Нельзя было назвать выборы и прямыми, ибо этот принцип действовал в основном лишь при формировании низовых Советов, а губернские и всероссийские Советы избирались по многостепенным выборам.

По форме подачи голосов выборы как правило были открытыми.

Принцип всеобщего избирательного права, закрепленный в Конституции понимался как избирательное для трудящихся, причем, в ней содержался четкий перечень граждан, которые обладают избирательными правами: рабочие и служащие всех категорий, крестьяне, не использующие наемный труд с целью извлечения прибыли, военнослужащие, трудящиеся, потерявшие трудоспособность. Одновременно в ст. 65 перечисляются граждане, не имеющие избирательных прав: нетрудовые элементы, частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, духовенство. К ним добавлялись и "неблагонадежные" - бывшие служащие полиции, жандармерии, охранки, члены царской фамилии. И, наконец, обычные для всех государств категории - умалишенные и преступники.

В конституции был закреплен и принцип отзыва депутатов Советов по инициативе избирателей.

Указанные принципы сохранились до принятия в 1936 г. третьей Конституции, Конституции СССР.

Гражданское право. Коренные изменения в гражданском праве были обусловлены, в первую очередь, уничтожением частной собственности и установление новых производственных отношений на базе социалистической собственности.

Социалистическая национализация представляла собой принудительное безвозмездное изъятие капиталистической частной собственности, проведенное хотя и поэтапно, но в очень сжатые сроки. Результатом национализации и стало появление нового типа собственности - государственной, социалистической. Она полностью изымалась из гражданского оборота, т.е. ее нельзя было продавать, покупать, арендовать, дарить, закладывать и т. п.

Государственному регулированию подлежали и имущественные отношения. Здесь решающую роль сыграло установление государственной монополии на куплю-продажу хлеба, нефти, сельхозмашин, торговых и торгово-промышленных предприятий, сырья-табака и сырья-махорки, изделий из золота, тканей, аптекарских товаров, других предметов, подлежащих государственному распределению. Это отвечало принципам политики военного коммунизма, проводившейся в то время государством.

Был установлен новый порядок наследования. Наследование капиталистической собственности по закону и по завещанию отменялось. Наследовать можно было только трудовую собственность, не превышающую по стоимости 10 тыс. рублей.

Семейное право полностью базировалось на новых, советских принципах. В декабре 1917 г. были приняты декреты о гражданском браке и о расторжении брака.

В связи с отделением церкви от государства декретом отменялся церковный брак как обязательная форма брака и устанавливался гражданский (светский) брак, регистрируемый в соответствующих государственных органах (Загсах). Устанавливалось равноправие вступающих в брак. Внебрачные дети уравнивались в правах с рожденными в браке. В спорных случаях отец внебрачного ребенка мог быть установлен в судебном порядке.

Расторжение брака также изымалось из ведения церкви. Развод при обоюдном согласии супругов оформлялся на основе их заявления органами Загса. А при несогласии на развод одного из супругов дело решалось в суде.

Трудовое право было направлено на вытеснение капиталистических элементов. Устанавливался 8-ми  часовой рабочий день, а для несовершеннолетних и на вредных работах рабочий день сокращался. Работать по найму могли лишь лица, достигшие 14-летнего возраста. В июне 1918 г. для рабочих и служащих были установлены отпуска с сохранением заработной платы.

На более справедливой основе были урегулированы вопросы оплаты труда и социального страхования. Ведение этими вопросами было отнесено к профсоюзам.

Предпринимались шаги по борьбе с безработицей на основе всеобщей трудовой повинности и укреплению трудовой дисциплины.

Таким образом, уже в первый период существования Советской власти возникла определенная система правовых норм, регулирующих трудовые отношения в интересах всех трудящихся.

Земельное право. Первым законодательным актом земельного права был Декрет о земле, закрепивший землю в государственную, социалистическую собственность. Все прежние категории землевладения полностью упразднялись. Отсюда вытекал и принцип неотчуждаемости земли. Право распоряжения землей не предоставлялось ни организациям, ни отдельным  лицам, а исключительно государству. Все остальные становились пользователями земли, которая передавалась и изымалась у них в силу административного акта органов государственного управления, а не на основании каких-либо договорных отношений.

Недра, руда, нефть, уголь и т.п., а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, также стали исключительной собственностью государства. Мелкие реки, озера, леса переходили в пользование общин.

Городские земли также перешли в собственность государства и передавались бывшим владельцам недвижимости в пользование в размере, определяемом законом.

Закон о социализации земли, опубликованный 19 февраля 1918 г., возлагал на земельные органы в качестве одной из важнейших задач развитие коллективных хозяйств в земледелии, закладывая основы развития колхозного движения.

Уголовное право. Первые акты советского уголовного законодательства имели четко выраженный классовый характер и были направлены не только на борьбу с уголовной преступностью, но и на подавление сопротивления свергнутых классов, укрепление диктатуры пролетариата. Отсюда и классовые подход к понятию преступления, как действия или бездействия, опасного для интересов рабочего класса и всех трудящихся, Советской власти и завоеваний революции.

Появился и новый состав преступлений - контрреволюционные, к которым были отнесены: заговоры и мятежи, направленные на свержение Советской власти; антисоветские выступления в печати; присвоение преступными организациями функций государственной власти для свержения власти Советов; измена Родине - вступление в контрреволюционные войска местной или иностранной буржуазии или продажа оружия для вооружения контрреволюционной буржуазии; шпионаж; диверсия; вредительство; террористические акты; контрреволюционный саботаж мероприятий Советской власти со стороны бывших государственных служащих.

Особо опасными преступлениями, часто сливавшимися с контрреволюционными, признавались погромы, хищения, бандитизм, спекуляция, хулиганство. Законодательно регулировалось наказание должностных преступлений - взяточничества, волокиты и др.

Воинские преступления. Наиболее тяжкое - использование военным специалистом своего поста в целях поддержания контрреволюционных заговоров, предательства, сообщничества с внутренними и внешними врагами. Преступлениями признавались также хищения военного имущества, мародерство, грабежи и насилия над населением.

Весной 1918 г. была установлена ответственность за дезертирство (самовольное оставление рядов Красной Армии) и неявку по призыву в Тыловое ополчение.

Борьба с преступностью велась путем сочетания принуждения с убеждением. Принуждение в отношении враждебных классов, убеждение мелкобуржуазных элементов и неустойчивой части трудящихся.

Видами наказаний была посвящена Инструкция НКЮ от 19 декабря 1917 г. о революционном трибунале, его составе, подлежащих его ведению делах и т. д.  Предусматривались следующие виды наказаний: денежный штраф, лишение свободы, удаление из столицы, отдельных местностей или пределов Российской Республики, общественное порицание, объявление врагом народа, лишение всех или некоторых политических прав, конфискация имущества (полная или частичная), обязательные общественные работы.

Лишение свободы предусматривалось на разные сроки. Вначале они были короткими (от 7 дней до 1 года) и лишь по наиболее тяжким преступлениям устанавливался предел "не ниже". Так, за растрату хлебных запасов на самого полагалось не менее 10 лет тюрьмы с конфискацией имущества и общественно-принудительными работами. Тюремное заключение не применялось к несовершеннолетним правонарушителям. Применялось и условное осуждение за малозначительные преступление.

Процессуальное право. Порядок рассмотрения дел в советских судах принципиально отличался от старого.

Местные суды рассматривали гражданские дела на сумму иска до 3 тыс. рублей и уголовные, предусматривающие наказания, не свыше двух лет лишения свободы. Предварительное следствие по уголовным делам проводилось местным судьей единолично.

Обвиняемый имел право на защиту как в стадии предварительного следствия, так и на суде. Защитниками и обвинителями могли выступать все неопороченные граждане, неограниченные в правах. Предварительное следствие велось либо самолично судьей по подсудным ему делам, либо следственными комиссиями, осуществлявшими все процессуальные действия, в т. ч. и предание суду, коллегиально.

Суд не был стеснен никакими формальными соображениями в отношении доказательств и срока исковой давности.

Приговоры местных судов (по искам свыше 100 рублей) могли быть обжалованы, но не в апелляционном, как раньше, а только в кассационном порядке.

Декрет о суде № 2 предусматривал расширение компетенции местного суда: дула о наследовании и исполнении завещаний, семейные и некоторые другие споры. Этим же декретом были расширены права народных заседателей: отвод председателя суда в любой момент процесса, решение вопроса о мере наказания и его уменьшение до условного и даже освобождения подсудимого.

Декрет также устанавливал судоговорения на языке большинства местного населения, устный и гласный характер процесса. Допускалось обжалование приговоров и их пересмотр по мотивам несправедливости.

В ревтрибуналах рассматривались дела о преступлениях против основ социалистического общественного, государственного строя. Первоначально дела также проходили две стадии: предварительное следствие, проводившееся особыми следственными комиссиями местных Советов и судебное рассмотрение. Заседания были гласными, с допущением защиты и обвинения.

4 мая 1918 г. Декретом СНК подсудность трибуналов была расширена за счет отнесения к их ведению большинства дел о тяжких преступлениях.

Рассмотрение особо важных дел в ревтрибунале при ВЦИК проходило без участия народных заседателей. Решения трибунала могли обжаловаться в кассационном порядке в НКЮ и ВЦИКе.

Развитие советского права в годы гражданской войны осуществлялось по мере расширения советского законодательства. Уже осенью 1918 г. запрещаются ссылки на старые законы. Исключением явились мусульманские суды, сохранявшиеся в мусульманских районах страны, наряду с обычными советскими судами.

Начались кодификационные работы. Уже во второй половине 1918 г. выходят два первых кодекса РСФСР: Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном, опекунском праве и Кодекс законов о труде.

Первой попыткой кодификации уголовного права был циркуляр кассационного отдела ВЦИК, изданный еще в октябре 1918 г. Затем Наркомюстом был создан Перечень уголовно наказуемых деяний и наказаний. И, наконец, в декабре 1919 г. НКЮ были созданы Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. В этот период все более четко складываются отрасли советского права.

Развитие советского гражданского права строилось в основном в соответствии с политикой военного коммунизма. Основным источником возникновения права государственной собственности была национализация промышленности. В соответствии с постановлением ВСНХ от 29 ноября 1920 г. все промышленные предприятия с числом рабочих свыше 5 человек при механическом двигателе или свыше 10 человек без механического двигателя подлежали национализации. Декретом ВЦИК от 24 августа 1918 г. отменялось право частной собственности на недвижимость в городах.

Источником государственной собственности, помимо национализации, были реквизиции и конфискация. Под реквизицией понималось принудительное отчуждение имущества за плату, а конфискация подразумевала безвозмездное изъятие имущества в собственность государства, однако эти понятия часто смешивались.

Частная и личная собственность в этот период также продолжали существовать. Однако их размеры и свобода распоряжения ограничивались государством.

Трудовое право. Важнейшим нормативным актом этого периода стал Кодекс законов о труде (декабрь 1918 г.). Впервые в нем было провозглашено право граждан РСФСР на труд. Однако это право еще не могло гарантироваться государством. Кодекс регулировал порядок найма и увольнения с работы, рабочее время и время отдыха, организацию охраны труда. Действие Кодекса распространялось на все предприятия, независимо от вида собственности.

Кодекс закреплял вслед за Конституцией всеобщую трудовую повинность, т. е. устанавливал обязательность труда для всех трудоспособных граждан.

Одним из важнейших средств осуществления Советским государством функции подавления контрреволюционных элементов и борьбы с преступностью было уголовное право.

На усиление борьбы с контрреволюцией было направлено содержание нескольких декретов. Они подтверждали право ВЧК осуществлять непосредственное подавление вооруженных выступлений против Советской власти и служили основой проведения внесудебных репрессий.

Другим важным направлением развития уголовного права была борьба с воинскими преступлениями. Особое внимание при этом обращалось на дезертирство. При этом законы содержали весьма широкий спектр наказаний за это преступление - от штрафа до расстрела. Это позволяло дифференцировать преступления от злостного до совершенного по несознательности.

Наряду с развитием законодательства о контрреволюционных и иных тяжких преступлениях, составлявших т. н. особенную часть уголовного права, активно развивалась и его общая часть, т. е. нормы, трактующие проблемы общего учения о преступлении и наказании. В связи с этим все более острым становился вопрос о необходимости кодификации советского уголовного права.

В декабре  1919 г. начало этой работе было положено изданием НКЮ Руководящих начал по уголовному праву РСФСР. Этот акт содержал в себе нормы общей части уголовного права, являясь таким образом проектом Общей части будущего уголовного кодекса.

Введение руководящих начал содержало общие принципы советского уголовного права и путь его развития, оценивалось буржуазное уголовное право, указывалось предназначение самого акта.

Впервые в советском уголовном праве в разделе III давалось определение преступления и наказания.

Преступлением считалось нарушение порядка общественных отношений, охраняемого уголовным правом. Здесь, несмотря на не вполне совершенное определение, указывается на важнейший признак преступления - общественная опасность, а отсюда и противоправность данного деяния. Далее рассматривались вопросы, относящиеся к преступлению и наказанию, в частности о стадиях совершения преступления, о соучастии и другие.

Виды наказаний содержались в VI разделе Начал. Их было 16, причем сочетались как весьма суровые по тяжким преступлениям (объявление врагом народа, расстрел, объявление вне закона и т. п.), так и достаточно мягкие, воспитательные меры (внушение, общественное порицание, объявление бойкота и т. п.).

Довольно широко в то время применялось условное осуждение, имевшее большое воспитательное значение и для преступника, и для всего общества. О нем говорилось в VII разделе Начал.

Конечно, Руководящие начала были весьма несовершенным актом, но при этом это был достаточно удачный опыт кодификации советского уголовного права.

На тех же принципах, которые были установлены сразу после  Октябрьской революции, продолжало развиваться советское процессуальное право. Но некоторые изменения в ходе войны, конечно, произошли.

Существовали различия в процессе, определяемые существованием двух судебных систем - общей и трибунальной. Все большее значение приобретали в суде законы, хотя не исключалось применение и революционного правосознания в качестве непосредственного источника права. На это указывалось в Положениях о народном суде 1918 г. и 1920 г. Вместе с тем, в законодательстве о революционных трибуналах неоднократно подчеркивалось, что они при принятии решения ничем не ограничивались, за исключением случаев, когда применялась мера наказания ниже предусмотренной в законе, что нуждалось в специальном обосновании.

Это объяснялось различием в подсудности народных судов и трибуналов, которая неоднократно изменялась, но в любом случае к ведению трибуналов относились более тяжкие преступления и в первую очередь контрреволюционные.

Были закреплены также принципы гласности судопроизводства и состязательности процесса, а также ведения его на местном языке.

Как уже отмечалось, дознание в этот период было отнесено к функциям милиции, а следствие производилось следственными комиссиями исполкомов Советов, которые принимали процессуальные решения коллегиально. К участию в предварительном следствии допускались защитники. В неотложных случаях следствие производилось непосредственно судьей.

Выбирая доказательства суд не связывался никакими формальными требованиями, признавая или отвергая любые из них, а при необходимости требуя дополнительных. Развивался и институт отвода судей по желанию участников процесса, однако отвод по инициативе самих членов суда теперь не предусматривался.

В положении о народном суде, как и прежде, не предусматривались апелляции, но закреплялся кассационный порядок обжалования приговоров. Кассационные жалобы подавались в Совет народных судей, имевший право отменить приговор с передачей дела в другой суд своего округа. Срок кассационного обращения увеличивался до 1 месяца.

В 1920 г. в соответствии с Новым Положением о народном суде, принятого ВЦИКом институт следственных комиссий упразднялся. Их функции возлагались на единоличных  народных следователей, состоящих при народном суде. Следователи по важнейшим делам состояли при местных отделениях юстиции и при НКЮ.

Также были упразднены коллегии защитников и обвинителей. Обвинение могли осуществлять не только обвинители, назначаемые губернскими исполкомами, но и общественные обвинители. В качестве защитников могли выступать любые граждане, способные к защите по спискам, составляемым местными исполкомами, а также консультанты из отделов юстиции.

Положение о революционных трибуналах определяло порядок производства дел и их состав.  Заседателей в трибуналах не было, а были председатель и два члена, которые избирались на 1 месяц не из профессионалов, а из ответственных работников губернии. Срок производства следствия устанавливался в 1 месяц.

На решения трибуналов также можно было подавать кассационные жалобы, однако срок их подачи был очень коротким - 48 часов. Рассматривал их в качестве второй инстанции Кассационный трибунал при ВЦИКе.

В соответствии с Новым положением о трибуналах, принятым Президиумом ВЦИК в 1920 г. органы ВЧК лишались судебных функций и "внесудебных полномочий", т. е. права применения внесудебных репрессий. Но одним из членов трибунала оставался представитель ЧК. Состав трибунала избирался на 3 месяца.

Хотя трибуналы имели чрезвычайный характер, тем не менее в них сохранились принципы гласности, состязательности и права подсудимого на защиту. Действовало также правило, по которому протест на мягкость приговора или оправдательный приговор мог быть принесен любым гражданином республики.

Выводы по вопросу. Таким образом, с Октября 1917 г. в России были заложены основы советского права – права нового типа, имеющего ярко выраженный классовый характер. Как и государство, советское право создается в ходе слома старого права. Появляются новые источники и отрасли права, создающие вместе новую систему права. Определенным рубежом в процессе правового строительства явилось принятие Конституции РСФСР 1918 г., которая стала не только первой советской, но и первой в истории России Конституцией.

Советское государство и право возникло как результат Великого Октября. Октябрьская революция явилась основной предпосылкой возникновения нового государства и права и в свою очередь была вызвана определенными объективными и субъективными обстоятельствами. Революция привела к слому прежнего и созданию принципиально нового государственного механизма, основой которого стала система Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Она вызвала принципиальные изменения в организации государственного единства.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!