Создание Москвы, эволюция российского государства

15 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

1. Формирование централизованного Российского государства

Москва, бывшая незаметным удельным княжеством, к XIV в. начинает приобретать все большее значение среди русских зе­мель. Этому способствовал ряд причин:

— благодаря выгодному географическому положению Москва рано стала центром пересечения торговых путей. Это давало ее князьям экономические выгоды и значительные денежные сред­ства, которые шли на приобретение ярлыков на великое Влади­мирское княжение и расширение своих владений;

— относительная удаленность от Орды и усиленный приток в Московское княжество переселенцев из других мест;

— гибкая политика московских князей, которые расширяли свои владения путем покупки, захвата других земель, вынужден­ного отказа удельных князей от своих прав, колонизации пустых территорий и могли податными и другими льготами удерживать старое и привлекать новое население;

— содействие русской церкви, сочувствие и поддержка мит­рополита, его переезд в Москву.

Начало возвышения Москвы в конце XIII в. связывают с деятельностью младшего сына Александра Невского Данилы. Он мало воевал и занимался в основном хозяйством: строительством своего города, развитием сельского хозяйства, ремесел. Его един­ственным завоеванием была Коломна. Благодаря своей мирной политике Данила приобрел большой авторитет и к нач. XIV в. стал одним из наиболее влиятельных князей на Руси.

Его сын Иван I Калита (1325 - 1340) получил ханский ярлык на великое княжение в борьбе с Александром Михайловичем Тверским, стремившимся проводить независимую от татар полити­ку. Восстание в Твери в 1327 г, было подавлено татарами с помощью московских полков. За это Иван I получил не только ярлык, но и право сбора дани в Северо-Восточной Руси, что имело далеко идущие последствия: русские люди были избавлены от встреч с татарскими сборщиками дани и ордынских набегов, московская казна получила дополнительный источник доходов, а власть и влияние московского князя на Руси значительно усили­лись.

В области внутренней политики Иван I стремился установить порядок в своем княжестве и расширить его границы. Им были куплены удельные города Галич, Белоозеро, Углич и их округи.

При сыновьях Ивана Калиты Симеоне Гордом (1340 - 1353) и Иване II Красном (1353 - 1359) политика Москвы не измени­лась. Внук Ивана I Дмитрий Донской продолжал расширять грани­цы своего княжества (приобрел Калугу, Медынь, Стародуб, Дмит­ров) и бороться за лидерство в Северо-Восточной Руси с суздальско-нижегородским князем Дмитрием Константинычем, с тверским князем Александром Михайловичем и рязанским князем Олегом Ивановичем.

Важнейшим этапом стали реформы центрального управления Ивана Грозного. Реформы центрального управления проводились по следующим направлениям. За счет привлечения к работе думных дьяков и думных дворян расширялся состав Боярской думы. Узаконивались земские соборы как представительные органы от различных групп населения. В их состав кроме членов Боярской думы и «Освященного собора» входили выборные дворяне, купцы, горожане, позднее — представители черносошного крестьянства. Создавалась приказная система — первые органы центрального управления, ведавшие различными отраслями хозяйства.

В области местного управления продолжалось осуществление губной реформы и началось проведение земской реформы, направленных на упразднение института кормленчества.

Большое внимание уделялось проведению военной реформы. Создавалась «Избранная тысяча». Ее костяк должны были составить дворяне, из которых предполагалось сформировать корпус военноначальников и администраторов. Однако из-за нехватки земель в центральных уездах «испоместить» 1000 дворян не удалось.

Принятое «Уложение о службе» устанавливало новый оклад денежного жалования дворянам и новый порядок несения ратной службы. Теперь со ста четвертей земли дворяне должны были выставить вооруженного воина с конем, за выставленных сверх этой нормы давалось дополнительное вознаграждение.

Начали формироваться стрелецкие полки. Они вооружались огнестрельным оружием, набирались из Посадских людей и получали денежное жалование.

В сфере финансов произошли изменения в налоговой системе. Подворное обложение было заменено поземельным. Вводилась новая единица обложения — большая соха. Ее размеры колебались в зависимости от социального положения землевладельца; у дворян 800 четвертей, у монастырей 600 четвертей, у черносошных крестьян 500 четвертей. В таможенной сфере вместо торговых, ямских, пищальных денег осуществлен переход к единой рублевой пошлине,

В 1550г. издается Судебник, закреплявший и регулировавший основные правовые отношения. Его характеризовало стремление улучшить судопроизводство и поставить его под контроль местного населения. Для этого подтверждался старый обычай присутствия в судах царских наместников «лучших людей» из местного населения, которые стали называться «целовальниками». Впервые вводились наказания для наместников и волостелей за лихоимство и самоуправство. Крестьянские переходы к новым хозяевам в Юрьев день ограничивались уплатой значительной суммы денег (пожилого).

Оформлению централизованного государства нужна была идея, которой стала концепция «третьего Рима». Данная теория должна была укрепить международно-правовой статус русского государства. Международно-правовой статус Российско­го государства - а это прежде всего статус его монарха - определился далеко не сразу. То был длительный процесс, который не завершился и к концу жизни Ивана III. Именно в этой сфере постепенно нарабатывается комплекс государ­ственно-правовых идей, обосновывающих ранг и статус мо­нарха России обобщенный в концепции «Москва – третий Рим». Скорее всего, начальное ядро государственно-политической теории возникло в связи с подготовкой к коронации 1498 г. Согласно этой теории, московская дина­стия через прародителя Рюрика восходила к римской импе­раторской фамилии, а кроме того, унаследовала путем пере­дачи инсигний и прерогативы императорской власти от византийской династии. Поэтому тексты чина венчания Дмитрия-внука не были полной сенсацией в мире государст­венно-правовых идей. Принципиальной новостью был сам факт венчания: с точки зрения государственного права имен­но в этот момент Россия стала в полной мере наследственной монархией, с собственным источником легитимности.

2. Эволюция центрального аппарата управления

Объединенные Москвой русские земли переживали подъем не только в сфере государственного устройства. Не случайно русскую культуру этого периода оценивают в современной литературе как "Русское Возрождение".

В XVI в. неуклонно идет процесс усложнения политической структуры Российского государства. К политической элите принадлежали удельные князья (братья великого князя), служилые князья (те, кто перешел на службу Москве, сохранив власть в своих владениях), княжата (князья вновь присоединенных земель, утратившие власть в своих владениях), старое московское боярство и дворянство, боярство и дворянство вновь присоединенных княжеств.

Основой централизации государственной власти становилось дворянство, первоначально входившее в Государев двор (всего около 4 тыс. чел. согласно "Дворовой тетради") и несшее при государе военную, административную и дипломатическую службу, за которую получали жалованье деньгами или поместьем.

На протяжении XVI в. Российское централизованное государство складывалось в форме самодержавной монархии с сословным представительством. Окончательно оформились основные сословия: феодальная аристократия, дворянство, белое и черное (монашествующее) духовенство, крестьянство и посадские люди.

После смерти великого московского князя Василия III централизация объединенных русских земель продвигалась медленно и нерешительно. При Иване IV Васильевиче (1533 - 1584) в 1549 г. впервые в истории России был созван Земский собор - совещательный орган сословного представительства, состоявший из членов Боярской думы, высшего духовенства (Освященного собора) и представителей различных категорий служилых людей. Впоследствии в Земских соборах принимали участие также представители купечества и посада. Собор принял решение о составлении нового Судебника, который был утвержден в 1550 г. Реформы Ивана IV осуществлялись при помощи Избранной рады - небольшого кружка служилой знати и придворных.

Проведенные в середине XVI в. реформы значительно усилили центральную власть и ее социальную опору - служилое дворянство, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили мощь страны. Одновременно реформы создали предпосылки для решения военных и внешнеполитических задач, стоявших перед Россией.

После смерти Ивана Грозного наступило смутное время, которое представляло собой полномасштабную гражданскую войну в Российском государстве, охватывает период с конца XVI по начало XVII вв. В то время Россия стояла на грани внутреннего распада, социальной деструкции; система государственного управления была парализована. Еще более осложнялось положение полицентризмом власти, когда силовые центры возникали на разноуровневой основе.

Особое значение в период Смуты приобрели Земские соборы, в которых широко участвовали не только представители сословно-чиновничьих групп Государева двора и церковные иерархи Священного собора Русской Православной Церкви, но и выборные представители от городовых дворян, торгово-ремесленного посада, купечества, служилых людей различных категорий (стрельцов, казаков) и даже черносошных крестьян.

После воцарения Романовых намечается поворот от сословно-представительной монархии к укреплению самодержавия. Принимаются меры для консолидации класса землевладельцев - во владение крупным светским и духовным феодалам передаются огромные угодья и целые города. В интересах среднего слоя дворянства большая часть их поместий переводится в разряд вотчин. Кроме того, многим были пожалованы земельные наделы в награду "за службу" новой династии. После 1622 г. Земский собор прекращает свою деятельность на 10 лет.

Меняет свой облик и значение Боярская дума - за счет думных дворян и дьяков увеличивается ее численность (с 35 чел. в 30-е гг. до 94 к концу века). Вся власть концентрируется в руках так называемой Ближней думы, состоявшей в то время из четырех бояр, связанных с Романовыми родственными узами (И.Н. Романов, И.Б. Черкасский, М.Б. Шеин, Б.М. Лыков). Укреплению царской власти и новой династии способствовали введение в 1625 г. новой печати и включение в царский титул слова "самодержец".

Одновременно с ограничением компетенции Боярской думы усилилось значение приказов - число их постоянно росло и временами доходило до полусотни. Важнейшими из них были Поместный, Посольский, Разрядный, Приказ Большой казны. Постепенно установилась практика подчинения группы приказов одному лицу, занимающему первенствующее положение в государстве. Так, при Михаиле Федоровиче приказами Большой казны. Аптекарским, Стрелецким и Иноземным ведал боярин И.Е. Черкасский; в начале 40-х гг. его место занял другой родственник Романовых И.Ф. Шереметев; при царе Алексее Михайловиче этими приказами управляли сначала Б.И. Морозов, затем И.Д. Милославский. При Филарете восстановила свое пошатнувшееся положение Церковь. Особая царская грамота передала в руки патриарха суд над духовенством и монастырскими крестьянами, увеличила земельные владения кафедры. Появились патриаршие судебные и административно-финансовые приказы. Патриарший двор был устроен по образцу царского.

Решительный поворот к утверждению абсолютизма начался после вступления на престол в 1645 г. 16-летнего царя Алексея Михайловича (1645 - 1676). Первым человеком около молодого царя стал его воспитатель боярин Б.И. Морозов. В течение 1646 - 1647 гг. все важнейшие приказные должности были заняты родственниками и ставленниками Морозова.

Тенденция к установлению самодержавной власти царя проявилась и в попытках правительства реорганизовать управление на местах: наряду с существовавшими уездами появляются крупные округа - так называемые разряды, объединявшие несколько уездов и ставшие прообразами будущих губерний. Власть в уездах, осуществляемая воеводами, постепенно оттесняет учреждения земского самоуправления (земские, губные избы во главе со старостами), подпавшими вскоре под контроль воевод и их приказных людей.

Следующая ступень - петровские реформы, которые были направлены на максимальную централизацию управления государством при его решающем влиянии на жизнь всех слоев общества, выразившемся в жесткой регламентации. Новая государственно-административная система, в отличие от предшествующей, строилась на принципах унификации и дифференциации функций госаппарата.

В 1711 г. вместо Боярской думы, фактически прекратившей свою деятельность к концу XVII в. и замененной Петром I сначала Ближней канцелярией, а затем "Консилией министров", был учрежден Правительствующий Сенат в составе девяти сенаторов. Он стал высшим совещательно-распорядительным органом, действовавшим по указаниям царя и обладавшим одновременно известной самостоятельностью в реализации предписаний свыше. С 1722 г. окончательно определились принципы персональных назначений в Сенат: сенаторами могли стать по распоряжению царя те из сановников высшего ранга, которые не являлись руководителями конкретных ведомств, в силу чего были застрахованы от узковедомственного подхода к рассматриваемым вопросам.

В составе Сената оформились два отделения: Расправная палата по судебным делам и Сенатская канцелярия по вопросам управления. Кроме того, Сенат имел вспомогательные органы: рекетмейстерскую службу, осуществлявшую, прием жалоб на коллегии и канцелярии в случаях волокиты, неправедных решений и т. п., и герольдмейстерскую контору, занимавшуюся составлением списков всех дворян, регистрацией служебных назначений, перемещений.

Отдельное место в системе сенатских учреждений занимали институты фискалитета и прокуратуры, выполнявшие функции государственного надзора. В обязанность фискалов, должности которых были учреждены в 1711 г. как на местном, так и на центральном уровне, входило "проведывать и доносить про все то, что во вред государственному интересу быть может". Институт прокуратуры во главе с генерал-прокурором Сената должен был предупреждать возможные и выявлять состоявшиеся нарушения законов. Генерал-прокурор, пост которого был учрежден Петром I в 1722 г., являлся, по определению царя, "оком" и "стряпчим о делах государственных". Одновременно генерал-прокурор направлял работу Сената.

В 1718 - 1720 гг. вместо многочисленных приказов и канцелярий с их нечеткими функциями и параллелизмом создаются новые центральные ведомства государственного управления - коллегии. Важнейшими, "государственными" являлись три коллегии: Военная коллегия, Адмиралтейств-коллегия, Коллегия иностранных дел. Другая группа коллегий занималась финансами государства: Камер-коллегия, ответственная за доходы государства; Штатс-контор-коллегия - за расходы и Ревизион-коллегия, контролирующая сбор и расход казенных средств. Торговля и промышленность находились в ведении сначала двух, а затем трех коллегий: Коммерц-коллегии (ведавшей торговлей), Берг-коллегии (занимавшейся горным делом). Мануфактур-коллегии (занимавшейся легкой промышленностью). Наконец, судебную систему страны курировала Юстиц-коллегия, а две сословных коллегии - Вотчинная и Главный магистрат - управляли дворянским землевладением и городскими сословиями.

Особое место в системе государственного управления занимал Преображенский приказ, ведавший политическим сыском. В 1718 г. он был преобразован в Тайную канцелярию.

Главным отличием новой системы от старой, приказной, являлось четкое разграничение сфер управления, высокая степень централизации и специализация деятельности чиновников при коллегиальной проработке наиболее важных вопросов. Согласно штатному расписанию коллегию составляли президент и вице-президент, 4 советника, 4 коллежских асессора (заседателя), секретарь, актуариус (чиновник, регистрировавший поступающие документы и разносивший их исполнителям), нотариус (чиновник, ведавший протоколами заседаний коллегии), регистратор (чиновник, ответственный за оформление исходящих документов), переводчик и подьячие (мелкие канцелярские служители). Коллегии руководствовались в своей деятельности Генеральным регламентом (1720 г.), определявшим процессуальную сторону бюрократической работы.

Реформы Петра I привели к появлению бюрократии - социальной группы профессиональных управленцев. Как государственный институт, бюрократическая система отличалась строгой иерархией учреждений и должностных лиц, единообразием структуры и штатов учреждений, исполнением обязанностей в строгом соответствии с уставами и регламентами верховной власти. Итог формирования бюрократической системы подвела Табель о рангах, принятая в 1722 г.

Режим неограниченного единоличного правления, введенный Петром I, отражал новые представления о власти, зафиксированные в 1715 г. в Артикуле Воинском: "Его Величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен. Но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять".

Обоснование неограниченной власти самодержца над государственным и общественным порядком строилось на использовании разнообразных приемов: сакрализации царской власти и присвоении ей особой харизмы, насаждения личного культа императора, теоретических выкладках главного идеологического документа петровского времени "Правды воли монаршей" об обязанности подданных "без прекословия и роптания все от самодержца повелеваемая творити".

3. Век Екатерины

Екатерина II Великая (1762-1796) вступила на русский престол 33 лет от роду и правила практически всю вторую половину XVIII столе­тия, которую стали называть екатерининским периодом или эпохой Екатерины П. Н.И. Панин и А.А. Безбородко, Г.А. Потемкин и А.А. Вяземский, Я.Е. Сивере и Г.Р. Державин, И.И. Шувалов и И.И. Бецкой, П.А. Румянцев и А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков и Г.А. Спиридов - вот далеко не полный перечень екатерининских "орлов", вошедших в нашу историю в качестве крупных политиков, дипломатов, общественных деятелей, полководцев. Екатерина II очень умело подбирала своих по­мощников.

При Екатерине II были приняты законодательные акты, позволяю­щие сказать, что крепостное право достигло своего пика. Крепостной уже мало отличался от раба.

Указ 1765 г. разрешал помещикам ссылать своих крестьян без суда и следствия в Сибирь на каторгу с зачетом этих крестьян как рекрутов. Процветала торговля крестьянами. Их можно было проиграть в карты, безвинно наказывать. Зачастую помещик пользовался "правом первой ночи". Крестьяне по указу 1763 г. должны были сами оплачивать рас­ходы, связанные с подавлением их выступлений (если они признавались зачинщиками волнений). В 1767 г. был издан указ, запрещавший кре­стьянам подавать жалобы императрице на своих помещиков.

В 1785 г. было издано специальное "Ремесленное положение", являвшееся частью "Жалованной грамоты городам". Не менее пяти ремесленников определенной специальности должны были составить цех, избиравший своего старшину.

Правительство преследовало цель превратить городских ремесленни­ков в одну из сословных групп тогдашнего феодального общества.

Во второй половине XVIII в. происходил дальнейший рост мануфак­турного производства в стране. (В середине XVIII в. - более 600, а к концу столетия их насчитывалось уже более 1200.) По-прежнему еще было велико число мануфактур, основанных на крепостнической экс­плуатации работников. Крепостное право определяло характер отноше­ний между заводчиками и работниками в металлургии, суконном и по­лотняном производстве, а также на предприятиях, основанных в вотчи­нах.

Укрепление аппарата власти, расходы на войны, содержа­ние двора и другие государственные нужды требовали больших денеж­ных ресурсов. Доходы казны выросли за вторую половину XVIII в. в 4 раза. Однако расходы увеличились еще больше - в 5 раз.

Хронический дефицит бюджета Екатерина пыталась преодолеть тра­диционными приемами. Одним из них был выпуск бумажных ассигна­ций. Впервые с 1769 г. появились бумажные деньги (к концу XVIII в. бумажный рубль обесценился и стоил 68 коп. серебра). Также впервые при Екатерине Россия обратилась к внешним займам. Первый из них был сделан в 1769 г. в Голландии, второй - в следующем году в Италии.

Одной из первых реформ Екатерины II было разделение Сената на шесть департаментов с определенными полномочиями и компетенцией. Сенатская реформа улучшила управление страной из центра, но Сенат лишился законодательной функции, которая все более переходила к императрице.

В 1764 г. было отменено гетманство на Украине. Последний гетман К.Г. Разумовский был отправлен в отставку, его место занял генерал-губернатор. Автономия Украины была ликвидирована. Вся страна, счи­тала Екатерина, должна управляться по единым принципам.

В условиях массовых волнений монастырских крестьян Екатерина в 1764 г. провела секуляризацию церковных имуществ, объявленную еще Петром III. Устанавливались штаты и оплата церковнослужителей. Бывшие монастырские крестьяне (их было около 1 млн. душ мужского пола) перешли под власть государства. Они стали называться экономи­ческими, так как для управления ими была создана Коллегия экономии.

В 1773 г. был введен принцип веротерпимости.

В 1765 г. в стране приступили к межеванию земель: на местности происходило определение границ земельных владений и их юридическое закрепление. Оно было призвано упорядочить землевладение и остано­вить земельные споры. Но самым крупным мероприятием Екатерины II был созыв Комиссии для сочинения проекта нового Уложения.

Преследуя цель установить "тишину и спо­койствие" в стране, укрепить свое положение на престоле, Екатерина II созвала в 1767 г. в Москве специальную Комиссию для составления нового свода законов Российской империи взамен устаревшего "Соборного уложения" 1649 г. В работе Уложенной комиссии участво­вали 572 депутата, представлявших дворянство, государственные учреж­дения, крестьян и казачество. Крепостные крестьяне, составлявшие примерно половину населения страны, в работе Комиссии не участво­вали. Ведущую роль в ней играли дворянские депутаты (примерно 45%).

Депутаты по предложению Екатерины II представили в комиссию примерно 1600 наказов с мест, "дабы лучше узнать было нужды и чувст­вительные недостатки народа". В качестве руководящего документа Ко­миссии 1767 г. императрица подготовила "Наказ" - теоретическое обо­снование политики просвещенного абсолютизма. "Наказ" Екатерины II состоял из 22 глав и был разбит на 655 статей. Почти три четверти текста "Наказа" составляли цитаты из сочинений просветителей. Эти цитаты были тщательно подобраны, и "Наказ", таким образом, пред­ставлял собой цельное произведение, в котором доказывалась необходимость сильной самодержавной власти в России и сословного устрой­ства русского общества.

Екатериной II были приняты меры по укреплению дворянства в центре и на местах. Впервые в российском законодатель­стве появился документ, определивший деятельность местных органов государственного управления и суда. Эта система местных органов про­существовала до Великой реформы 60-х годов XIX в. Введенное Екате­риной II административное деление страны сохранялось до 1917 г.

7 ноября 1775 г. было принято "Учреждение для управления губер­ний Всероссийской империи". Страна делилась на губернии, в каждой из которых должно было проживать 300-400 тыс. душ мужского пола. К концу екатерининского царствования в России насчитывалось 50 гу­берний. Во главе губерний стояли губернаторы, подчинявшиеся непо­средственно императрице, а их власть была значительно расширена. Столицы и несколько других губерний подчинялись генерал-губернаторам.

При губернаторе создавалось губернское правление, ему был подчи­нен губернский прокурор. Финансами в губернии занималась Казенная палата во главе с вице-губернатором. Губернский землемер занимался землеустройством. Школами, больницами, богадельнями ведал Приказ общественного призрения (призирать - присматривать, опекать, забо­титься). Впервые были созданы государственные учреждения с социаль­ными функциями.

Губернии делились на уезды по 20-30 тыс. душ мужского пола в каждом. Так как городов - центров уездов - было явно недостаточно, Екатерина II переименовала в города многие крупные сельские поселе­ния, сделав их административными центрами. Главным органом власти уезда стал Нижний земский суд во главе с капитаном-исправником, из­бираемым местным дворянством. В уезды по образцу губерний были назначены уездный казначей и уездный землемер.

Используя теорию разделения властей, и совершенствуя систему управления, Екатерина II отделила судебные органы от исполнительных. Все сословия, кроме крепостных (для них хозяином и судьей был помещик), должны были принимать участие в местном управлении. Каж­дое сословие получало свой суд. Помещика судил Верхний земский суд в губерниях и уездный суд в уездах.

В отдельную административную единицу был выделен город. Во гла­ве его стоял городничий, наделенный всеми правами и полномочиями. В городах вводился строгий полицейский контроль. Город разделялся на части (районы), находившиеся под надзором частного пристава, а части в свою очередь - на кварталы, которые контролировал квартальный надзиратель.

После губернской реформы перестали функционировать все колле­гии, исключая Иностранную коллегию. Военную и Адмиралтейскую. Функции коллегий перешли к губернским органам. В 1775 г. была лик­видирована Запорожская Сечь, а большинство казаков переселили на Кубань.

Сложившаяся система управления территорией страны в новых ус­ловиях решала задачу укрепления власть дворянства на местах, ее це­лью было предотвращение новых народных выступлений. Страх перед восставшими был так велик, что Екатерина II приказала переименовать реку Яик в Урал, а яицкое казачество - в уральское. Более чем вдвое увеличилось число чиновников на местах.

21 апреля 1785 г., в день рождения Екатерины II, одновременно были изданы Жалованные грамоты дворянству и городам. Известно, что Екатериной II был подготовлен и проект Жалованной грамоты государственным (казенным) кре­стьянам, но он не был опубликован из-за опасений дворянского недо­вольства.

Изданием двух грамот Екатерина II регулировала законодательство о правах и обязанностях сословий. В соответствии с "Грамотой на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства" оно освобождалось от обязательной службы, личных податей, телесных на­казаний. Имения объявлялись полной собственностью помещиков, кото­рые, кроме того, имели право заводить собственные фабрики и заводы. Дворяне могли судиться только с равными себе и без дворянского суда не могли быть лишены дворянской чести, жизни и имения. Дворяне гу­бернии и уезда составляли соответственно губернскую и уездную кор­порации дворянства и избирали своих предводителей, а также должно­стных лиц местного управления. Губернские и уездные дворянские соб­рания имели право делать представления правительству о своих нуждах. Жалованная грамота дворянству закрепляла и юридически оформляла дворяновластие в России. Господствующему сословию присваивалось наименование "благородное".

Городское население делилось на шесть разрядов. Первый из них включал живших в городе дворян и духовенство; во второй входили купцы, делившиеся на три гильдии; в третий - цеховые ремесленники; четвертый разряд составляли постоянно жившие в городе иностранцы; пятый — именитые горожане, включавшие в свой состав лиц с высшим образованием и капиталистов. Шестой - посадские, которые жили промыслами или работой. Жители города каждые три года избира­ли орган самоуправления - Общую городскую думу, городского голо­ву и судей.

Екатерина II придавала огромное значение образование в жизни страны. Генеральная линия развития русского просвещения шла по пути создания системы общеобра­зовательной школы. Начало ей было положено школьной реформой 1782-1786 гг. Большую роль в проведении этой реформы сыграл серб­ский педагог Ф.И. Янкович де Мириево. В уездных городах учрежда­лись двухлетние малые народные училища, в губернских - четырехлет­ние главные народные училища. Во вновь созданных школах вводились единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система, разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литера­тура, единые учебные планы.

Новые училища вместе с закрытыми шляхетскими корпусами, бла­городными пансионами и гимназией при Московском университете со­ставляли структуру среднего образования в России. По подсчетам спе­циалистов, в России к концу века было 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тыс. учеников, не считая домашнего образования. Обра­зование, как и все другие сферы жизни страны, в основе своей имело сословный характер.

 

(17.1 KiB, 10 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!