Создание эффективной коммуникации один из элементов социальной и кадровой политики в трудовом коллективе

20 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Организация как трудовой коллектив - социальная система со сложившейся в ней корпоративной культурой. Носители ее - это работающие там люди. Корпоративную культуру поэтому можно рассматривать и как основу оптимальных межличностных отношений, и как определяющую роль в качестве регулятора социально-трудовых взаимосвязей и рычагов воздействия на работников в отдельном трудовом коллективе.
сформированный в коллективе. Одна из его составляющих - сплоченность работников, влияющая на сГоздание доброй атмосферы. Значительную роль в этом процессе играют межличностные отношения, эффективно налаженные коммуникационные связи, с помощью которых создаются условия для длительного сотрудничества, дающего возможность формировать-и сохранять устойчивый корпоративный имидж.
Коммуникационный процесс как производная от основных элементов корпоративной культуры содержит в себе правила делового общения, ритуалы делового и внеслужебного общения, средства сохранения и воспроизводства культуры данной организации, а значит, нормы отношений и модели поведения работников независимо от их иерархического статуса.
Нормы отношений в организации помогают регулировать:
- отношение работников к своей профессионально-трудовой деятельности в рамках данной организации - ответственность за порученное дело, исполнительность, добросовестность, трудолюбие, стремление реализовать и развивать свои способности и т. д.;
- отношение к самой организации как к месту осуществления своей профессионально-трудовой деятельности - желание трудиться именно здесь, т. к. это "мое место";
- отношения между сотрудниками - деловые или сугубо межличностные, конструктивные или деструктивные;
- отношения между рядовым и руководящим составом на всех уровнях - взаимное уважение, доверие, сотрудничество.
Нормы отношений чаще всего существуют в скрытом, неявном виде и проявляются в эффективности трудовой деятельности, в производительности труда, в неписаных правилах поведения в организации.
Межличностные отношения возникают в процессе общения и важны именно для него. В них прослеживается самая напряженная обратная связь между партнерами по взаимодействию.
В производственном коллективе доминируют деловые взаимоотношения, и они целенаправленно формируются. Особое влияние на этот процесс имеет личность руководителя. Сила его личности в позиции - не только моральной, а в большей степени социально-статусной. Руководитель, чьи ясные правила поведения оказались адекватны господствующим нормам отношений, будет авторитетной фигурой и лидером. Он будет выражать общественные интересы и реально управлять жизненной ситуацией в организации. Только через правила можно задать какие-либо нормы. Велика в данном случае роль неформальных отношений между руководителем и подчиненными. Он должен уметь правильно строить межличностные отношения, видеть в каждом сотруднике не должность, а личность, уважать чужое достоинство, формировать положительную самооценку подчиненных, проявлять доброжелательность и терпимость. От того, как будет налажено межличностное общение, будет зависеть и социальная комфортность человека, и результативность его деятельности.
Трудовая деятельность - самый важный способ для самореализации личности. Получение результата труда невозможно без оказания деловой помощи со стороны коллег. В этом проявляется предметно-практическая форма межличностных отношений в трудовом коллективе. В данном случае уместно рассматривать эти отношения одновременно как личные формы общения, удовлетворяющие социальные потребности, и как формы влияния, каналы воздействия коллектива на трудовое поведение работников. Межличностная коммуникация способствует изменению мнений и социальных установок. Устойчивые и взаимосвязанные межличностные отношения способствуют взаимопониманию, эмоциональным отношениям между членами коллектива, участвуют в формировании и развитии личности человека. Очень важно иметь налаженную и адекватную обратную межличностную связь.
В организации коммуникации осуществляются сверху вниз, снизу вверх и горизонтально. В трудовой деятельности человек посредством общения имеет возможность:
- обмениваться информацией - это коммуникативная сторона взаимодействия;
- воспринимать и анализировать действия друг друга - это перцептивная сторона;
- осуществлять совместную деятельность или обмен действиями -. это интерактивная сторона.
Стратегическая цель эффективной коммуникации - дать возможность работнику удовлетворить свои потребности, реализовать мотивы и поставленные для себя цели.
Межличностные отношения можно рассматривать одновременно как личные формы общения, удовлетворяющие социальные потребности работников, и как формы влияния, каналы воздействия коллектива на трудовое поведение своих членов и должностных лиц. Так реализуется ценностно-мотивационная функция межличностных отношений. Нормативно-регуляционная функция, являясь проводником группового сознания, определяет значимые для коллектива сферы общения и деятельности посредством разнообразных по содержанию и характеру связей. Межличностные отношения выступают как формы и инструменты воздействия, социальным контролем за поведением и взаимодействием членов коллектива при формировании и реализации корпоративной культуры в организации.
Важный компонент эффективного коммуникационного взаимодействия - коммуникативная компетентность - один из элементов социальной и кадровой политики в трудовом коллективе. Ее содержание определяется спецификой организации, культурой, статусом и социальной ролью каждого работника. Общие нормы для всех работников содержатся в профессиональных кодексах, кодексах поведения и других документах. Коммуникативная компетентность зависит от знаний, умений, навыков в сфере взаимоотношений людей в деловой и непроизводственной сфере.
Коммуникативная компетентность предполагает:
- готовность воспринимать новое во внешней среде;
- адекватное понимание норм и ценностей других социальных групп и культур;
- осознание чувств и психического состояния себя и другого человека, в связи с воздействием факторов внешней среды;
- использование способов приспособления во взаимоотношениях с окружающими, т. е. основания и причины, по которым факторы внешней среды рассматриваются как личные, что помогает адекватно проявлять свои чувства, оценивать состояние другого человека и взаимовлиять.
Большое значение для решения проблем кадровой политики имеет совместимость показателей в виде идентификации, рефлексии, знаний о вербальных и невербальных средствах коммуникации. Длительные, устойчивые и взаимосвязанные межличностные отношения способствуют образованию определенных норм поведения, взаимопонимания, эмоциональных отношений между членами коллектива, участвуют в формировании и развитии личности.
Корпоративная культура способствует выделению из системы личных ценностей каждого работника одинаковые ценности и превращает их в общие. Это оказывает на людей чрезвычайно сильное влияние, т. к. ценности актуализируются, и появляется возможность реализовать себя, свои качества личности в рамках данной организации.
Эффективные внутриорганизационные коммуникации позволяют через систему межличностной коммуникации соотнести объективный характер и содержание деятельности работника с ценностями человека, которые могут быть реализованы им в процессе ее осуществления. Если же конкретная профессионально-трудовая деятельность выступает условием и средством реализации своих личных ценностей, можно с уверенностью говорить о личной заинтересованности в труде. Личная заинтересованность продуцирует ответственное отношение работника к своему делу, выступает предпосылкой возникновения и деловых и личных отношений между членами коллектива, что усиливает заинтересованность и способствует формированию интегративных ценностей и форм поведения. Это делает коммуникационный процесс важным элементом взаимодействия социальной и кадровой политики и их роли на деятельность трудового коллектива.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!