Создание академии наук в России

6 Сен 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Известным итогом государственных преобразований в области просвещения и науки было учреждение Академии наук. Мысль об организации научного центра возникла у Петра еще в 1718 г., после посещения и знакомства с деятельностью Французской академии. В январе 1724 г. проект создания Академии наук и художеств, как она первоначально называлась, слушался в засе­дании Сената и был утвержден Петром I. Официальное открытие Академии состоялось в 1725 г. уже после его смерти.

Особенностью петербургской Академии наук было объедине­ние научно-исследовательских и педагогических функций, что вытекало из необходимости не только развития науки, но и ре­шения проблемы создания отечественных научных  кадров. "Ныне в России, - указывалось в проекте, - здание к возвращению художеств и наук учинено быть имеет ... и такое здание учинить, чрез которое бы не токмо слава сего государства для размноже­ния наук нынешним временем распространилась, но и чрез обу­чение и расположение оных польза в народе впредь была". В си­стеме Академии находились университет и гимназия.

Создание Академии наук было крупным событием в обще­ственно-культурной жизни России. В стране впервые возник на­учный центр, имевший достаточно оснащенную базу для иссле­дования в различных областях знаний. Академия имела библио­теку, музей, типографию, ботанический сад, обсерваторию, физи­ческую и химическую лаборатории. Некоторые из этих учрежде­ний появились позже как результат развития самой Академии.

Из стен академического университета вышли многие крупные уче­ные, имена которых стали широко известны в русской науке и про­свещении второй половины XVIII в. Академический университет закончил М.В.Ломоносов, ставший первым русским академиком.

При поддержке государственной власти в обществе формиро­валась сеть научно-просветительных учреждений. В 1714 г. в Петербурге была основана старейшая в нашей стране библио­тека. Фонд ее составили книги и рукописи царского собрания Московского Кремля, ряда иностранных библиотек, книжное собрание Петра I. Эта библиотека как книгохранилище вначале существовала при Кунсткамере, первом в России музее, откры­том в 1719 г. Впоследствии она, как и Кунсткамера, вошла в со­став Академии наук. С 1728 г. библиотека стала доступной для общественного пользования.

В первые десятилетия XVIII в. были созданы серьезные пред­посылки для развития науки, связанные с практическими по­требностями государства в освоении новых территорий, полез­ных ископаемых, с градостроительством.

В ходе экспедиций, организованных правительством, исследо­вались новые районы, изучались природные ресурсы страны, со­бирались коллекции по этнографии, минералогии, ботанике, био­логии, материалы для составления географических карт. В ре­зультате обследования берегов Каспийского моря была впервые составлена карта Каспия. Камчатские экспедиции В.Беринга (30-е годы XVIII в.) открыли пролив, разделяющий Европу и Азию. Это явилось важной вехой в географических открытиях, резуль­татом которых, как известно, было установление очертания ма­териков Земли.

Одним из достижений технической мысли было создание А.К.Нартовым, выдающимся механиком своего времени, первого в мире токарно-винторезного станка. Научные и технические данные применялись при сооружении плотин и механизмов на мануфактурах, при строительстве каналов, доков, корабельных

верфей.

В петровское время предпринимались попытки написания оте­чественной истории, был создан труд по истории Северной вой­ны. Петр I интересовался русской историей и заставлял своих сподвижников изучать ее. По его указанию в 1722 г. начался сбор материалов по истории России. Из всех епархий и монас­тырей было приказано доставлять в Москву рукописи, содер­жавшие интересные исторические сведения, делать копии, а под­линники "отсылать в прежние места, откуда взяты". Основным руководством по истории России в школах оставался "Синопсис" - первое учебно-историческое произведение, изданное в Киеве в 1674 г. По переводным учебникам изучали всеобщую историю.

Интересно отношение Петра к Библии, которую он считал "премудрее всех книг". Петр стремился использовать ее не толь­ко для "познания Бога", но и для реальных земных дел. В 1716 г. Петр I приказал напечатать в Амстердаме Библию на голландс­ком языке с оставлением пустых листов, на которых "по усмот­рению" церковных властей должен был быть сделан русский пе­ревод книги: "дабы чтением на природном языке Библии при­учить охотников и к голландскому".

  1. ЩЕЙ АБСОЛЮТИЗМА В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ

Преобразования первой четверти XVIII в. во многом определя­ли изменения в общественном сознании. Научные и культурные контакты России с Западной Европой влияли на проникновение в русское образованное общество гуманистических и рационалис­тических учений. В России в это время стали известны книги крупнейших естествоиспытателей и философов: Коперника, Га-лилея, Ньютона, Декарта, Гоббса, Пуфендорфа, Лейбница и др.

Общественно-политическая мысль XVIII в. выдвинула ряд но­вых политических, социально-экономических и культурных про­блем. Росло понимание роли государства в жизни общества. Это находило выражение в разработке идеологии абсолютизма, с которым связывалась судьба преобразований, общественного прогресса. Утверждение или неприятие абсолютной монархии было главным водоразделом в идейных столкновениях в петров­скую эпоху. Интересы основной массы дворянства полностью совпадали с политической программой абсолютизма, оппозиция политической власти была, главным образом, со стороны части боярства и духовенства.

Последователи реформ выступали убежденными сторонниками абсолютизма. Одним из крупнейших его идеологов был Ф.Про-копович (1681-1736), теоретически обосновавший право монарха на неограниченную власть, приоритет светской власти над цер­ковной ("Правда воли монаршей", 1722; "Духовный регламент", 1721). Апофеозом самодержавной формы правления стал закон о праве монарха назначать наследника вопреки традиции перехода престола к старшему сыну (этот указ был отменен Павлом I).

Идея неограниченной власти в тот период все еще опиралась на традиционное понимание ее "божественного" происхождения. Но с распространением в общественном сознании взглядов европей­ских мыслителей и философов идеология абсолютизма начинала использовать и рационалистические идеи "естественного права", "общественного договора", выработанные раннебуржуазной по­литической мыслью XVII - начала XVIII в. В общественном со­знании утверждалось представление о монархическом государ­стве как высшей форме власти, способной обеспечить "благо" всех подданных.

Концепция "общего блага" понималась как достижение благо­получия в стране "через служение государственному интересу". Служба, прежде всего дворянства, становилась не только обя­занностью, но долгом гражданина и подданного государя. В 'Табели о рангах" (1722) подчеркивалось, что "никто, даже из знатных дворян, не получит никаких чинов, пока они нам (т.е. Петру I) и Отечеству никаких услуг не окажут".

В петровское время усиливается роль государственной власти во внутренней жизни: государственной политикой наряду с уп­равлением, финансами, судопроизводством становятся торговля, мануфактурная и заводская промышленность, образование, кни­гоиздательское дело.

Идеи о необходимости просвещения, хотя и медленно, но все же проникают в сознание общества. В публицистике можно бы­ло встретить мнение о целесообразности распространения гра­мотности даже среди крестьян. "Не худо бы так учинить, - писал И.Т.Посошков в известном сочинении "Книга о скудости и бо­гатстве", - чтобы не было ни в малой деревне без грамотного че­ловека. И положить им крепкое определение, чтобы безотложно детей своих отдавать учить грамоте". Пожелание "иметь кресть­ян умных и ученых" высказывал и В.Н-Татищев.

В какой-то мере взгляды этих передовых людей петровского времени отражали изменения в общественном сознании, касав­шиеся нового отношения к личности человека, иных ценностных критериев, определявших его место в общественной жизни. Че­ловека начали воспринимать как активно действующую лич­ность, ценность которой определялась прежде всего приносимой отечеству пользой. Не богатство и знатность предков, а ум, храбрость, личные качества помогали теперь человеку занять достойное место в обществе. Таковы были некоторые из спод­вижников Петра I. Однако эти новые взгляды, новые идеалы че­ловека - гражданина и патриота - формировались в обществе, где продолжало существовать и даже усиливаться крепостное право, лишавшее основную массу населения - крестьянство - элемен­тарных человеческих прав.

В целом петровская эпоха представляет важную веху в развитии общественного сознания, связанную с ликвидацией монопо­лии церкви в духовной жизни, развитием светского знания, ра­ционалистических и научных идей, формированием концепции абсолютизма, появлением новых идейно-художественных тен­денций.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!