Современный федерализм в Германии

29 Мар 2016 | Автор: | Комментариев нет »

Тенденции развития социально-экономических основ федеративной государ­ственности существуют в трех основных формах: договорной (объединение госу­дарств, передающих на основе договора некоторые права новообразованным цен­тральным органам власти); централистской (вся экономическая и политическая жизнь в отдельных частей государства осуществляется на основе решений феде­ральных органов власти); и кооперативной, основывающейся на социально-экономическом сотрудничестве между федеральным центром и субъектами. Специфика немецкого союзного государства состоит в том, что, начиная с 60-х го­дов XX века, для его описания используется термин «кооперативный федерализм», также его характеризуют как федеративно-унитаристское.

В силу определения федеративное государство находится между двумя по­люсами - конфедерацией и единым централизованным государством. Оно пытает­ся урегулировать конфликт между многообразием и единством, найти столь трудно достижимый баланс за счет территориального разделения государственных функ­ций между двумя самостоятельными политическими субъектами - членами Феде­рации и федеральным центром. Территориальное устройство государства отра­жает политическую жизнь в региональном разрезе, в связи с этим политико-территориальную организацию общества следует рассматривать как единство территориальной организации политической власти и территориальных общно­стей людей. При этом политическая власть может оказывать влияние на терри­ториальные общности, создавать новые и разрушать старые.

Если в федеративном государстве федеральная власть укрепляется за счет власти субъектов, то в этом случае говорят об унитаризме (от латинского "Unitas" - единство). Поскольку особенно в области законодательства в Германии заметен перекос власти в сторону Союза, то некоторые исследователи относят ФРГ к феде-ративным унитарным государствам , для которых характерно стремление к дос­тижению гомогенности109 общества - «равенства условий жизни». Действительно, асимметрия может проявляться в размере территорий, уровне экономического раз­вития, наличие национальных и культурных особенностей, и задача федеративного государства как раз и состоит в мобилизации государственных ресурсов для пре­одоления существующих различий и социально-экономического неравенства ре­гионов. В данном ключе, региональную асимметрию следует рассматривать как универсальное явление, характерное, в той или иной мере, для всех госу­дарств. Не всегда стоит ее считать неизбежным злом, которое необходимо только искоренять, ведь важно, что абсолютного равенства условий не бывает. Вполне естественно, что в силу различных причин, какие-то земли сумели дос­тигнуть больших, а какие-то - меньших успехов. Главное же состоит в том, что Федерация по сей день не снимает с себя задачу по поддержанию одинакового уровня жизни по всей стране.

В данном контексте, под регионом (от лат. Regio - область, район), в це­лом, понимается определенная территория страны или нескольких соседних стран с более или менее однородными природными условиями и характерной направленностью развития производительных сил, сложившейся социальной инфраструктурой и своеобразием социально-политических условий. В зави­симости от масштаба территории региона, здесь могут функционировать феде­ральные и региональные органы государственной власти, а также органы мест­ного самоуправлениия. Созвучный термин «район», который означает про­странственно ограниченную и отличающуюся от других по совокупности насы­щающих ее элементов территорию, характеризующуюся единством и целост­ностью. Различие между двумя понятиями состоит в том, что термин «регион» пришел в русский язык позже, он является более емким, свободным от терри­ториально-административных привязок.

Кооперативный федерализм, родившейся в 30-е годы в США, представ­ляет собой сегодня совместное объединение усилий Федерации, земель, об­щин ради общей, единой, скоординированной и спланированной деятельности, направленной на повышение благосостояния граждан, и, основанной на принципах верности федерации (Союзу), солидарности и политической пере­плетенности. При этом необходимо обратить внимание на тот факт, что уровни принятия решений глубоко проникают друг в друга, как по горизонтали, так и по вертикали, что является следствием практически воплощенного принципа двойного разделения властей в федеративных системах. При этом, разграни­чение предметов ведения - это вопрос об отношениях федерации и ее субъек­тов, в то время как разграничение компетенции и полномочий затрагивает фе­деральные и региональные органы власти.

Многоуровневая модель принятия решений может существовать только в рамках зрелого, стабильного государства, с давно и прочно устоявшимися де­мократическими традициями, где нет угрозы политических потрясений или цен­тробежных тенденцией, но есть ясное понимание преимуществ совместного ре­гулирования всех важных сфер жизни общества, основанное на строго прагма­тическом и хозяйственном подходе. Ее плюсом является тот факт, что все уров­ни с самого начала участвуют в выработке и принятии решений, хотя это и ус­ложняет переговорный процесс и достижение окончательных результатов. Сложность определяется необходимостью проведения дополнительных согла­сительных процедур, однако это не обязательно должно означать отсутствие определенной гибкости. Просто реакция сложных систем на вызовы внешнего окружения всегда многослойна и многогранна. Не в последнюю очередь своим появлением она обязана таким факторам современного мира, как, например, технологическая революция, ограниченность ресурсной базы, глобализация, загрязнение окружающей среды и уничтожение естественной среды обита­ния. Сторонники кооперативного федерализма искренне верят в его успеш­ное функционирование, основанное на реальном опыте. Они рассматривают внутренние конфликты не как зло, способное разрушить всю систему, но как импульс ее дальнейшего развития.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!