Современные типы и направления философии

13 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Когда мы зада­емся вопросами: «Что есть бытие?», «Что есть мышление?» - мы по­лучаем веер различных вариантов ответов. С течением времени они обрастают собственной аргументацией, методологическим инстру­ментарием и превращаются в философские направления. Так, напри­мер, если в бытии увидеть прежде всего те связи и закономерности, которые могут быть выявлены наукой и выражены в системе язы­ка посредством знаково-символических средств с использованием формализации знания, то такой взгляд на бытие соответствует спе­циальному направлению - позитивизму, поздней стадией которого является аналитическая философия. Здесь вопрос: «Что есть бытие?» упирается в анализ языка, проблему корректности выражения тех или иных знаний. В рамках аналитической философии осуществил­ся так называемый лингвистический поворот, и за основу всей фи­лософии стала приниматься философия языка.

Позитивизм, противопоставляя философию конкретным нау­кам, утверждал научное знание в качестве единственно позитивной формы освоения мира. Метафизика как синоним философии объяв­лялась лишенной смысла прежде всего с точки зрения логических норм языка. По мнению неопозитивистов, традиционные философ­ские проблемы о смысле жизни, конечном и бесконечном, о пер­воначалах бытия и атрибутивности универсума формируются с по­мощью терминов, которые являются псевдопонятиями, так как их определения не поддаются проверке.

В этом же русле развивается философия науки, занятая пробле­мами научно-познавательной деятельности и отвечающая потреб­ности осмыслить сам феномен науки, модели роста научного зна­ния.

Если в поиске ответа, что такое бытие, философия останавли­валась на позиции, фиксирующей прежде всего бытие как мир че­ловеческого существования, который после двух мировых войн, гло­бальных цивилизационных потрясений предстал перед человечест­вом в терминах «заброшенность», «страх», «тревога», «метафизиче­ский ужас», «скука» и даже «тошнота», мы вступали в сферу экзи­стенциализма. Экзистенциальная философия развивалась в двух сре­зах как религиозная и как атеистическая. Религиозная экзистенци-альная философия понимала бытие как веру и провозглашала акт веры, его проявление на горизонте человеческого бытия способом достижения «подлинного существования». Иной настрой присутст­вовал в атеистическом экзистенциализме. Бытийное существование Бога отрицается вследствие многочисленных противоречий в опре­делении. Автономное и анонимно самодовлеющее бытие Не может обладать сознанием, оно безжалостно к человеку. А это значит, что Бога нет!

Когда бытие прочитывалось как феномен жизни, как целост­ный органический процесс, предшествующий разделению материи и духа, о себе заявляло другое направление - философия жизни. Первичная жизненная реальность выступала в разных формах. В во­люнтаризме Ницше она выступала как «воля во власти». У Бергсона жизнь - это космический прорыв, сутью которого является созна­ние и сверхсознание. У Дильтея и Зиммеля жизнь - поток пережи­ваний, которые носят культурно-исторический характер. Однако во всех трактовках жизнь предстает как процесс творческого становле­ния.

Бытие, понятое как действие, и прежде всего действие рацио­нально продуктивное, вводит нас в сферу прагматизма, получив­шего наибольшее распространение в США. Всякое действие направ­лено в будущее. Тезис М.Пирса - «Идея вещи есть идея ее чувст­венных последствий». Истина есть успешность и работоспособность той или иной идеи, ее полезность для достижения цели.

При Отношении к бытию как к тайне, постигаемой интуитив­но, мы сталкиваемся с интуитивизмом. Интуиция противостоит ин­теллекту и предполагает незаинтересованное погружение в пред­мет и преодоление дистанции между субъектом и объектом. В интуи­тивизме знание выступает в форме переживания.

Если смысл бытия устанавливается посредством конституирую­щей деятельности сознания, смыслообразованием предметности, то мы затронули область феноменологии. Бытие схватывается сознани­ем. Его описание возможно в спонтанно смысловой жизни сознания. Феноменологический метод Гуссерля - это выявление и описание поля непосредственной смысловой сопряженности сознания и пред­мета.

Есть еще одно интересное направление философии, создающее свой специфический образ бытия. Когда бытие распадается на со­бытия и важен способ их истолкования и понимания, мы имеем дело с герменевтикой. В ее рамках понимающее толкование - ос­новной способ, каким только и может осуществляться бытие. Ре­альность, на которую направлено познавательное усилие субъек­та, всегда тем или иным способом проинтерпретирована. Для того, чтобы нечто понять, его необходимо объяснить, а для того, чтобы объяснить - понять. Это так называемый герменевтический круг, и задача состоит не в его размыкании, а в том, чтобы в него войти.

Все эти лики философии, сколь бы они ни разнились, едины в том, что от имени философии предлагалось то или иное видение мира, назывались те или иные способы его освоения.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!