Современные системы экологического образования

 

Вопросы для самостоятельной работы и обучения

 

  1. Сущность основных направлений в разработке задач и содержания экологического образования детей (экологическое, культурологическое, эколого-валеологическое, естественнонаучное).
  2. Требования к разработке программ по экологическому образованию детей.
  3. Специфика и содержание программ экологического образования детей в комплексных государственно-методических документах («Детство», «Развитие», «Радуга»).
  4. Технология авторских программ экологического воспитания детей (С.Николаева, Н. Кондратьева, Н.Рыжова, В. Ашиков и др.)
  5. Пути использования экологических систем в практике дошкольных учреждений.

 

 

1.Сущность основных направлений  в разработке задач и содержания экологического образования детей (экологическое, культурологическое, эколого-валеологическое, естественно-научное).

Современное экологическое образование включает такие основные   направления:

  • связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой и процессами роста и развития;
  • многообразие живых организмов, их экологическое единство; со­общества живых организмов;
  • человек как живое существо, среда его обитания, обеспечиваю­щая здоровье и нормальную жизнедеятельность;
  • использование природных ресурсов в хозяйственной деятельно­сти человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановле­ние природных богатств.

Экологическое направление. Ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зави­симостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первона­чальные представления экологического характера. Дети усваивают: механизмом связи является приспособленность строения и функциони­рования различных органов, контактирующих с внешней средой. Важным аспектом при этом явля­ется рассмотрение труда людей как средообразующего фактора.

Ознакомление детей с группами живых организмов позволяет  сформировать у них первоначальные представления о некоторых экосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них. А также внести понимание единства в многообразие форм живой природы - дать представление о группах сходных растений и живот­ных, которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизнен­ной среде. У детей закладываются понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни.

Знакомство детей с примерами потребления и исполь­зования в хозяйственной деятельности природных ресурсов (материа­лов) позволяет начать вырабатывать у детей экономное и бережное отношение к природе, ее богатствам.

Выше уже говорилось о том, что содержание экологического воспитания включает в себя такие аспект, как: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение.

Таким образом, действуя в указанных направлениях, передавая детям экологические знания, воспитатели формируют осознанный характер отношения. Отношение, построенное вне понимания закономерных связей в природе, социо-природных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем экологической воспитанности, не может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор.

Аспекты выделенного содержания представлены в современных программах экологического воспитания дошкольников: «Юный эколог», «Детство», «Развитие» и др. Программы предусматривают освоение знаний о приспособ­лении живых организмов к сезонам (Бобылева Л., Дупленко Д. Экологическое знание – дошкольникам // Дошкольное воспитание. – 1997. - №7. – С.16 – 20.

2.Культурологическое, аксиологическое (ценностное) направление. Ко второй группе относятся программы, в которых природа ставится во главу угла и является наивысшей ценностью, в соответствие с чем стержень данных программ образует экологическое воспитание детской «души». К подобным программам относятся следующие: «Семицветик» Ашиков В.И.), «Мир вокруг нас» (Попова Т.), «Мы - земляне» (Вересов Н.И.).

Данные программы нацелены на формирование у детей ценностного отношения к природе, приобщение их к культурным ценностям. Культура и красота, по мнению авторов, раскрывается в трех аспектах:

  • красота и культура в природе;
  • красота и культура в искусстве;
  • красота и культура в самом человеке.

Если природа - это часть культуры, то общение с ней позволяет обогатить духовный мир личности. В этом сущность аксиологического подхода к воспитанию детей. При разработке программ опираются на культурологический принцип, но при этом теряется связь с экологическим подходом.

  1. 3. Естественно-научное направление. Третью группу составляют программы, в которых формирование положительного отношения к природе осуществляется через использование естественно-научных знаний («Наш дом – природа» (Рыжова Н.А.), «Естествознание для малышей» (Королёва А.). Эти программы направлены на формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней посредством естественно-научных знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Требования к разработке программ по экологическому образованию детей.

В последние годы идет целенаправленный процесс обновления содержания, форм и методов дошкольного образования. Появился целый ряд новых образовательных (авторских) программ и технологий, базирующихся на принципах гуманистической педагогики. И для того, чтобы оценить эффективность той или иной авторской образовательной программы Р. Стеркиной были сформулированы требования, которым должны соответствовать авторские программы обучения и воспитания дошкольников (в том числе и экологические).

Данные требования были сформулированы согласно научно обоснованной базисной Програм­мы воспитания, обучения  и развития детей,  задающей стандарт дошкольного уровня образования.  Перечислим эти требования.

  1. Авторские программы для ДОУ должны соответствовать Закону Российской Федерации «Об образовании», Типовому положению о дошкольном образова­тельном учреждении.
  2. В программах должен соблюдаться светский характер образования.
  3. Программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимо­действия взрослых с детьми.
  4. Содержание комплексной образовательной программы (или набора порциальных программ) должно быть ориентировано на общечеловеческую (мировую) культуру и вместе с тем соответствовать российским культурным традициям. Содержание комплексной программы (набора порциальных программ) должно включать развитие речи ребенка, его знакомство с основами естественнонаучных знаний, художественно-эстетиче­ское развитие.
  5. Программы должны быть нацелены на: развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника; развитие способностей ребенка; формирование творческого воображения; развитие коммуникативности.
  6. Программы должны обеспечивать: охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие ребенка; создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
  7. Программы должны предусматривать организацию детской жизни в трех формах: занятия как специально организованная форма обучения; нерегламентированные виды деятельности; свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня.
  8. В программах должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей. Программы должны строиться с учетом специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности (игра, конструирование, изобразительная, музыкальная, театрализованная деятельность и др.).
  9. Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с разными подгруппами детей; учитывать их возрастные особенности.
  10. Программы должны включать описание организации развивающей среды с указанием основных перечней применяемых материалов и оборудования.
  11. Программы должны обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка с целью защиты его от переутомления и дезадаптации.

Данные требования позволяют комплексно подходить к оценке эффективности той или иной авторской программы, в том числе и по экологическому образованию, помогают выявить слабые и сильные стороны подобных программ.

 

 

3.Специфика и содержание программ экологического образования детей в комплексных государственно-методических документах («Детство», «Развитие», «Радуга»).

 

 

Программа «Радуга» не содержит экологического направления образования детей.

Программа «Развитие» направлена на развитие у де­тей умственных и художественных способностей. Поэтому при раз­работке программного материала в первую очередь учитывалось, какие средства решения познавательных и творческих задач долж­ны быть усвоены детьми и на каком содержании эти средства мо­гут быть усвоены наиболее эффективно.

В данной программа реализуется экологическое направление образования детей начиная со средней группы в рамках ознакомления с природой.

При ознакомлении с природой  в программе средней группы уточняются, расширяются и систе­матизируются знания детей с помощью усвоения ими специальных условных обозначений тех или иных явлений природы. Учебный материал дается с учетом времени года. На протяжении всего обу­чения ведется своеобразный календарь природы - круговая диа­грамма, моделирующая смену времен года. На сектора диаграммы наносятся знаки, отображающие те или иные явления данного сезона. Таким образом дети могут наглядно проследить измене­ния в погоде, жизни растений и животных от одного времени года к другому.

В старшей группе Ознакомление с природой направлено на уточ­нение, расширение и систематизацию представлений детей о взаи­мосвязи растений и животных с внешней средой. Здесь также применяются условные обозначения и модели, которые в обобщенном и схематизированном виде отражают взаимосвязь живой и нежи­вой природы. Познавательный материал включает в себя представ­ления о живой и неживой природе, растениях и животных; о раз­личных факторах внешней среды и их влиянии на жизнь растений и животных; о многообразии растительного мира и различных эко­систем; о связях и взаимозависимостях.

В подготовительной группе в программе по ознакомлению с природой дети выводятся за пре­делы непосредственного опыта, знакомясь с природными поясами Земли и эволюцией жизни на Земле, древними животными, строят модель последовательного перехода от одного типа животных к другим, соотнося этот переход с изменениями факторов внешней среды.

Эта программа соответствует экологическому направлению.

 

 

 

«Детство» (авторы В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А. Ноткина)

- программа развития и воспитания детей в детском саду создавалась как программа обогащенного, многогранного развития и воспитания ребенка-дошкольника в разных видах деятельности.

Экологическое образование представлено в программе  2 двух блоках. Блок «Познание» предназначен помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение и пр.), развить познавательную активность, любознательность. На основе разви­вающихся познавательных умений и возможностей ребенка про­исходит формирование правильного отношения к объектам и пред­метам окружающего мира. Блок «Гуманное отношение» ориентирует детей на доброжела­тельное, бережное, заботливое отношение к миру. Это понимание детьми жизненных потребностей всего живого, эмоциональных и физических состояний людей, способность к сопереживанию и про­явлению активного, действенного участия к близким, сверстникам, другим людям, а также животным и растениям.

Экологическое образование дошкольников осуществляется в рамках раздела  «Ребенок открывает для себя мир природы», где раскрыва­ется в соответствии с возрастом содержание представлений о при­роде. Оно представлено в четырех блоках знаний:

  1. Представления о растениях и животных как живых организ­мах, их признаках и свойствах.
  2. Связь живых организмов со средой обитания, с неживой при­родой.
  3. Понятие о таких существенных признаках всех живых орга­низмов, как рост, развитие и размножение.
  4. Понятия о сообществах растений и животных в природе.

Программа предусматривает не только усвоение природоведческих знаний, но и приобретение постепенно усложняющихся от возраста к возрасту умений познавать окружающий мир, трудиться, обеспечивая благоприятные условия для жизни живых существ, окружающих ребенка, и на этой основе — воспитание активного заботливого отношения ко всему живому, что его окружает: к дереву, травинке, жучку, котенку, к своему сверстнику.

В программе «детство» Для каждого возрастного периода предусмотрена своя программа экологического образования, определена связь с семьей.

Реализация программы экологического воспитания в дошкольном уч­реждении и семье позволяет обеспечить интеграцию в решении многих задач, стоящих перед воспитателем в дошкольном детстве. В единстве с природой успешно развиваются речь детей, математические представления. Впечатления о природе отражаются детьми в рисунках, аппликациях, творческих рассказах и стихах, сочиненных самими же детьми загадках и несложных песенках. Пребывание на садовом участке, на дугу, в лесу сохраняет здоровье и способствует его укреплению.

Программа экологического образования для малышей (3—4-й годы жизни) основана прежде всего на возрастных психологических возмож­ностях детей этого возраста, что обеспечивает доступность ее освоения. Эта часть программы является первой и отправной ступенью освоения знаний о природе, имеющих экологическую направленность.

Представленная программа экологического воспитания позволяет с раннего возраста включить ребенка в посильную деятельность по уходу за растениями и животными, воспитывая у него при этом эмоциональную отзывчивость, добрые гуманные чувства.

Несложные знания и умения, отраженные в программе, позволяют воздействовать и на эстетическое отношение детей к природе.

В 4—5 лет дошкольник проявляет значительный и более глубокий интерес к окружающей его природе: животным, растениям, явлениям погоды. Удовлетворить детскую любознательность, не подавив при этом интереса к узнаванию природы, сформировать продуктивные для разнос­тороннего развития ребенка представления о ней, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления — важные задачи работы с детьми в этот возрастной период.

Высокая эмоциональная отзывчивость, эмпатийность четырехлетних малышей позволяет активно формировать экологически ценный опыт общения с животными и растениями, стимулировать и поощрять гуманные проявления в поведении и деятельности в природе, воспитывать радостные переживания от нравственно положительного поступка. Предлагаемая программа экологического образования поможет взрослым — педагогам, родителям — начать приобщение детей к экологической культуре, фор­мирование у них основ экологического миропонимания.

В программе даются необходимы для осуществления экологического образования методические советы. «Успешная реализация программы экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста предполагает соответствующую органи­зацию педагогического процесса в группе. Выделяются условия: совместная с вос­питателем деятельность детей в природе, с объектами природы, дидак­тическими материалами, отражающими эту сферу действительности, разнообразные формы работы с детскими природоведческими книжками и т.д.

Заинтересованность воспитателя в совместном с детьми познании природы, его увлеченность — непременное условие экологического вос­питания. Эти качества легко передаются детям, способствуют возникно­вению и развитию ответного чувства — стремления к узнаванию и пониманию природы, удовольствия от этого процесса, порождают любовь к ней.

Формы совместной деятельности воспитателя с дошкольниками могут быть самыми различными: наблюдения и разнообразные игры, элемен­тарные опыты, организация элементарной поисковой деятельности, чте­ние природоведческой литературы, работа с моделями, труд в природе и т.д. Каждый воспитатель сам вправе решать, какая из них интересна летам, более любима ими, а следовательно, и более эффективна.

Занятия также играют немаловажную роль в формировании у четырех-, пятилетних детей системы экологических представлений. Наиболее по­лезны в этом возрасте занятия, проводимые методом наблюдения. Они позволяют воспитателю организованно и целенаправленно формировать у детей полные и достаточно дифференцированные представления об объектах и явлениях природы, обеспечивая необходимый им экологичес­кий кругозор, дают возможность усвоить полноценные обобщения. Не менее важным результатом проведения занятий должно стать развитие структур познавательной деятельности дошколят, обеспечивающее фор­мирование элементов экологического мышления.

Воспитателю следует поддерживать и корректировать проявления само­стоятельности в решении проблемных ситуаций экологического содержа­ния, возникающих в повседневной жизни — поведении и деятельности детей.

Материал программы организован в блоки. Целесообразно в течение года распределить воспитательно-образовательную работу в соответствии с сезонами. Знания первого блока осваиваются детьми осенью, знания второго блока (о приспособлении живых организмов к среде) наиболее удобно формировать, когда приспособления ярко выражены,— зимой; знания о росте, развитии и размножении (третий блок) можно дать детям весной, а знания четвертого блока — в конце весны и летом, когда сезонное состояние экологических систем (леса, луга и др.) более всего привлекает детей для познаний, игр, труда и отдыха».

Задача воспитателя в работе со  старшими дошкольниками — способствовать расширению и углублению представлений детей о природе. Необходимо решать эту задачу в двух планах: во-первых, продолжать конкретизировать имеющиеся у детей представления, показывая многообразие признаков, свойств объектов и явлений природы, во-вторых, приводить знания детей в порядок (систе­матизировать и обобщать их). Это становится возможным при условии освоения детьми обобщенных представлений, предметных понятий, связей и отношений разного характера и степени сложности.

Вторая задача — развивать у детей соответствующие содержанию знаний познавательные умения.

Однако в реализации программы главной задачей становится воспи­тание у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде и здоровью (собственному и окружающих людей), следование экологическим правилам в доступных для ребенка шестого года жизни формах.

Формирование основ экологического сознания у детей невозможно осуществить без овладения детьми трудовыми навыками и умениями, без развития эстетического восприятия природы.

Не менее важной задачей в подготовительной группе является при­влечение детей к экологически ориентированной деятельности. Совер­шенствуются игровая, трудовая, изобразительная, художественная и др. виды деятельности, им придается экологическая направленность.

Существенное значение имеет развитие познавательной деятельности, оттачиваются ее сенсорные и интеллектуальные основы. Дети учатся анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых зако­номерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы; у них формируются элементы эколо­гического миропонимания,

Следует обратить внимание и на совершенствование природо-охранительной деятельности дошкольников. Возросшие возможности позволяют осуществлять ее в разнообразных формах: в уходе за жи­вотными, растениями, оказании помощи нуждающимся живым суще­ствам, сохранении и улучшении условий среды, выращивании растений и т. д.

Таким образом, можно говорить, что программа «Детство» в наиболее полно реализует экологических компонент в своем содержании.

 

 

 

 

 

  • Технология авторских программ экологического воспитания детей (С.Николаева, Н. Кондратьева, Н.Рыжова, В. Ашиков и др.)

 

 

Рассмотрим сущность и важнейшие особенности новых авторских технологий экологического образования дошкольников, а также их соответствие перечисленным требованиям.

Интересна программа «Наш дом - природа», ее автор - Рыжова Наталья Александровна, заведующая ла­бораторией экологии Тамбовского ИПКРО, кан­дидат биологических наук. Цель программы: воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной личнос­ти, способной понимать и любить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним. Программа на­правлена на формирование целостного взгля­да на природу и место человека в ней, эколо­гически грамотного и безопасного поведения ребенка.

Программа оснащена технологиями, содержит новые методические подходы к организации педаго­гического процесса в детском саду и предназначена в помощь воспитателям старших групп дошкольных образовательных учреждений.

Следующая программа экологического образования дошкольников – «Паутинка». Автор программы - Васякина Жанна Леонидовна, методист по дошкольному воспитанию Детского экологического центра Управления обра­зованием Северо-Запад­ного округа г. Москвы. Цель программы: формирование у дошколь­ников основ «планетарного мышления», обра­за совершенных экосреды и экоотношений. Строится на принципе центрирования содер­жания работы на ребенке с широким исполь­зованием поисковых методов обучения и конк­ретных игровых действий. Программа предназначена для воспитателей всех возрастных групп дошкольных образовательных учреждений.

Заслуживает интереса и программа экологического воспитания детей 5 - 6 лет «Естествознание для малышей» (рассчитана на год обуче­ния) разработанная А. Королевой на основе программы И. Белавиной и Н. Найденской «Планета — наш дом» Королева А. Естествознание для малыша // Дошкольное воспитание. – 1998. - №10. – С.48 – 54.

Цель программы - формирование положительного отношения к природе через расширение взаимодействия с объектами окружающего мира и раз­витие чувственного и эмоционального осознания взаимосвязанности и взаи­мозависимости человека и природы.

Задачи: освоение ближайшего окружения и соответствующий возрасту выход за его пределы; расширение  и  систематизация элементарных географических, естест­веннонаучных и экологических пред­ставлений дошкольников; формирование навыков постанов­ки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов; формирование навыков заботли­вого отношения к объектам живой и неживой природы, к месту, в котором живешь; развитие способности восприни­мать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления; развитие любознательности, твор­ческого потенциала, фантазии и вооб­ражения; освоение традиционных и нетра­диционных приемов изобразительного искусства;

Формы и методы: игры, наблюде­ния, экскурсии, опыты, уход за жи­вотными и растениями, чтение худо­жественной и популярной литературы, просмотр видеофильмов, беседы, вы­полнение индивидуальных заданий; художественно-продуктивная деятель­ность.

Содержание программы отобрано с учетом имеющихся у детей знаний, их жизненного опыта; в основе програм­мы лежит: органическая связь с сезонной ди­намикой природы, что позволяет сде­лать программу более жизненной и связать с окружающей ребенка средой; переход от мифологического вос­приятия окружающего мира к реаль­ному, что соответствует этапам разви­тия мировосприятия дошкольника; связь с художественно-продуктив­ной деятельностью, которая учитывает потребность ребенка в самовыраже­нии наиболее доступными в этом возрасте средствами.

Программа «Юный эколог» (автор С.Николаева) включает две подпрограммы. Од­на из них ориентирована на детей - по ней можно развивать эко­логическую культуру дошкольников 2-7 лет в любых образова­тельных учреждениях. Другая - предназначена для взрослых (воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования). По ней можно осуществить повышение квалификации тех педагогов, которые занимаются экологическим воспитанием детей.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

В программе представлено шесть разделов: первый раздел -это элементарные сведения о мироздании, неживой природе Зем­ли и ее значении в жизни живых существ; следующие два посвя­щены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания; четвертый прослеживает роль взаимосвязей в процессе онтогенеза - роста и развития отдельных видов растений и выс­ших животных; в пятом разделе раскрываются взаимосвязи внут­ри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Разделы, обозначенные звездочкой, - необязательные: их могут использо­вать воспитатели ДОУ, педагоги других учреждений в кружковой работе с детьми. В шестом разделе показаны разные формы взаи­модействия человека с природой. Особое (оздоровительное) зна­чение имеет первый пункт, в котором рассматриваются потребно­сти человека (детей) как живых существ и вытекающие отсюда требования к окружающей среде.

Данная программа может быть использована любым дошколь­ным учреждением, которое от традиционного ознакомления с при­родой переходит к решению вопросов экологического воспитания детей. В программе не выделены задачи и содержание экологиче­ского воспитания по возрастам: на каждом этапе, регулируя объ­ем непосредственных контактов детей с объектами природы, вос­питатель может решать любые задачи. Усвоение материала деть­ми воспитатель обнаружит по тем детским проявлениям, которые представлены во всех разделах позицией «Отношение».

Программа «Мы - земляне» исходит из философской концепции, в основе которой лежит идея: образование есть приобщение растущей личности к  культуре.

Опыт показывает: внедрение про­граммы в практику приносит успех, если педагог принял нетрадиционный для него образ мыслей, отказался от стереотипов и обрел новое видение того, что происходит в сознании и личности ребенка, как изме­няется его отношение к окружающему миру.

Автор программы - кандидат  педагогических  наук, доцент Н.Н.Кондратьева при участии кандидата педагогических наук, доцента Л.М. Маневцовой.

В программе отражены ведущие идеи и понятия современной экологии, как, например: целостность живого организма; цело­стность связей организма со средой обита­ния; целостность экосистем, в которые живой организм включается в процессе жизни; системные свойства целостного живого ор­ганизма: специфический обмен веществ жи­вого организма со средой обитания в пи­тании, дыхании, движении и т. д.; детерминированность, определяемость жи­вого неживым, их тесная взаимосвязь и взаимообусловленность; живые организмы при этом представлены как открытые систе­мы, существующие в условиях постоянного взаимодействия с окружающей средой; системная организованность живого в при­роде; единство человека и природы в системе взаимосвязей - биологических, экологиче­ских, аксиологических.

Программа предусматривает разви­тие у детей нравственно ценного опыта пере­живаний. Речь идет о формировании таких качеств личности, как сострадание, ответ­ственность, активная позиция, уверенность в правоте своего поступка.

Круг задач охватывает форми­рование: элементов экологического сознания; экологически ориентированной деятель­ности и поведения в природной среде; нравственно-ценного опыта общения с при­родой, экологической культуры деятель­ности и поведения; гуманного экологически целесообразного отношения к природе.

Реализация программы предусматривает системный педагогический процесс, вклю­чающий взаимосвязанные, последовательно усложняющиеся занятия, разнообразные формы и методы работы в повседневной жизни, разнообразие самостоятельной твор­ческой деятельности. Разработанная педагогическая технология представляет собой экологическое моделирование природных объектов и явлений, проблемные ситуации - экологического содержания.

Программа «Планета – наш общий дом». Созданию программы предшествовал пятилетний этап научно-исследовательской и практической работы по подготовке и апробации новых педагогических технологий (в том числе и компьютерных).

Программа предусматривает приемы и методы ра­боты педагога, имеющие психологическое обоснова­ние, повышающие качество и эффективность восприятия. Исследования осуществлялись совместно с факульте­том психологии МГУ им. М. В. Ломоносова при финансо­вой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Научный руководитель темы - кандидат психологических наук И. Г. Белавина.

Программа орга­нически соединяет задачи формирования системы знаний ребенка о природе с новым взглядом на место и роль человека на Земле.

Программа ориентирована на дошкольный и млад­ший школьный возраст, когда ребенок наиболее чув­ствителен   к восприятию таких общечеловеческих ценностей, как красота, одухотворенность и совершен­ство природы.

Общим теоретическим принципом, которому долж­ны соответствовать занятия по программе, является принцип многообразного предъявления одного и того же объекта темы ребенку. Новое знание, которое он должен усвоить, основано на взаимодействии и активи­зации зрительных, тактильных, обонятельных, осяза­тельных и слуховых ощущений.

Условия для эмоционального воздействия на чувст­ва ребенка создаются путем использования ярких художественных и музыкальных образов Природы. Экологические знания базируются на привычном детям мире сказок, легенд, мифов, наблюдений, игр, опытов и рисования.

Основой формирования нового экологического стиля мышления должно быть чувство красоты природы, ее уникальности и независимости от человека. Педагогические задачи программы следующие: усвоение новой системы экологических знаний. Формирование у детей начальных основ системных знаний о живой и неживой природе; овладение новыми нормами и правилами пове­дения в окружающей природной среде; формирование не утилитарного, а разумного отношения к экосистеме; формирование знаний, умений и навыков твор­ческой деятельности, наполненной экологическим со­держанием; развитие и обогащение образной памяти, мыш­ления, сенсомоторного интеллекта; формирование новой системы духовных цен­ностей ребенка, базирующихся на эстетических компо­нентах программы.

Программа включает восемь тем, содержащих 72 занятия. Учебные материалы состоят из трех блоков: учеб­ник-хрестоматия, методика проведения занятий и раз­резные листы заставок-иллюстраций по всем темам. Рекомендовано свободное общение детей на занятиях, обилие вопросов, терпеливое и доброжела­тельное выслушивание ответов.

Авторская программа «Семицве­тик» особо выделяется среди обширного комплекса авторских программ экологического воспитания дошкольников – она является первой аудиовизуальной программой культурно-экологического воспитания и разви­тия детей дошкольного возраста. Ее авторы - В. И. Ашиков и С. Г. Ашикова, педагоги Центра художественного творчества города Троицка Московской области. Опубликована програм­ма в 1997 году издательством «Российское педагогическое агентство». Ашиков В. Семицветик – программа культурно-экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1998. - №2. – С.34 – 39.

Главная цель программы — обеспечить, начиная с дошкольного возраста, целостное и всестороннее развитие творческих способнос­тей   ребенка,   экологической   культуры   и нравственности, широкого кругозора на осно­ве комплексного использования розных видов искусств и организации детской деятельности. Программа строится на теоретических иссле­дованиях Б. М. Неменского и Т. С. Комаровой (2, С. 35).

В ней широко представлены произведения живо­писи, музыки, литературы, декоративно-при­кладного и народного искусства, национальные традиции и наиболее яркие страницы родной истории. Однако интересное и насыщенное познавательное содержание программы явля­ется не самоцелью, а скорее, средством цивилизованного подхода к развитию каждой конкретной отдельно взятой детской личности.

Программа предоставляет большую вариа­тивность в использовании ее материалов, побуждает педагога и ребенка к творчеству. Это находит свое подтверждение и в способах организации интегрированных занятий, осно­ванных на комплексном использовании различ­ных материалов программы, в особенностях содержания занятий, отражающих конкретные темы - образы, в системе творческих заданий, активизирующих самостоятельность детей, их творческое воображение и творческие способ­ности. В центре внимания этих занятий - духовный и нравственный облик человека, этические и эстетические чувство, связанные с восприятием, пониманием и созданием красо­ты.

Дошкольные учреждения могут использовать содержание программы как комплексно, так и порциально в контексте своей основной образовательной деятельности (с учетом специ­фики работы дошкольного образовательного учреждения), а также в процессе организации дополнительных услуг (кружковая, студийная работа с детьми). Основное требование к педагогам - создание особой художественно развивающей среды, которая предусматривает использование  специальных интерактивных аудиовизуальных средств обуче­ния. Учебные комплекты таких средств включа­ют авторские слайд-фильмы и композиции,

Таким образом, в настоящее время создано большое количество авторских программ экологического воспитания дошкольников. Многие из них уже воплощены в практике работы ДОУ. Важнейшей особенностью всех перечисленных выше программ является то, что в них раскрыта идея един­ства человека и природы. Человек рассматривается как живое существо в единстве со средой обитания; отражается сис­тема взаимодействия, человека и природы, влияние человека на окружающую среду и природы на человека. Человек рассматри­вается как разумное существо, способное действовать осознанно, предвидеть последствия своих поступков и действий.

Однако программы удовлетворяют не все те требования, которые к ним предъявляются. Практически всем требованиям соответствуют лишь две из названных программ: «Естествознание для малышей» и «Планета – наш общий дом», в других программах видна односторонность в содержании, отсутствует комплексность и т.д.

 

  1. Пути использования экологических систем в практике дошкольных учреждений.

См. в пункте 4

 

Задание

  1. Проанализировать содержание одной -двух комплексной и авторской программ экологического образования (по выбору) и раскрыть их специфику и условия использования в практике своего детского сада.

 См. пункт 3 и 4.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!