Современные российские эстрадные псевдонимы

29 Дек 2013 | Автор: | Комментариев нет »

После снятия «железного занавеса» в нашу страну хлынула огромным потоком культура западной цивилизации. Она захлестнула все сферы жизни. На смену командно-административной системе пришла рыночная экономика. Сложившиеся в течение 70-и лет нормы социалистического поведения стали неактуальными и начали заменяться новыми западными стереотипами поведения или же в подражание западным.
Современная российская эстрада стала другой, нежели той, какой она была полтора века своего существования. Эстрада конца 80 - 90-х годов - это СУПЕРШОУ, где жизнь представляется как нескончаемый красивый карнавал, где артисты -«звезды в масках». Для того чтобы стать «звездой», нужно, кроме всего прочего, еще и громкое, исключительное имя. Современные эстрадные псевдонимы часто представляют собой необычные имена, нежели фамилии. Например: Линда, Валерия, Лилу, Сона, Никита, Данко и т.д. Такая форма сближает современные российские псевдонимы артистов эстрады с западными. Ср.: Стинг, Мадонна, Принц, Вигфилд, Бьйорк.
В XX веке в странах Запада сценические псевдонимы уподобляются своеобразному товарному знаку, и к ним предъявляется ряд требований: они должны   быть  краткими,  яркими,   звучными,   привлекательными, запоминающимися. «Это особенно важно для артистической молодежи, которую публика еще не знает и свое первое впечатление составляет на основе псевдонима, например: Роб Рой, Рой Роджерс, Сули Сейз, Эд Уини, Дези Арнок, Эв Ардэн, Джанет Ли» (1, с. 136). Тина Тернер - Энне Мей Бэллок (2, с.41), Стинг - Гордон Мэтью Самер (3, с.27) и т.д. Имена такой формы - это те же товарные знаки.
Товарный знак, являясь обозначением, при помощи которого предприятие маркирует свои товары или услуги с целью отличить их от товаров или услуг того же  вида, по своему значению обязан быть уникальным и запоминающимся. Эти же требования предъявляются и к эстрадному псевдониму, ибо оба типа онимов призваны обслуживать в конечном счете денежную сферу жизни общества, способствовать процветанию и популярности их носителей. В связи с этим наблюдается сходство функций товарных знаков и сценических псевдонимов. У товарного знака обычно выделяют две функции: «призывную» и эстетическую. Наличие этих же функций можно констатировать и у рассматриваемых псевдонимов:  они создают рекламу и стремление к благополучию и положительным ассоциациям.
Таким образом, одна  из основных характерных черт современных эстрадных псевдонимов   - это отсутствие  конспиративной функции у  псевдонимов. В этом плане псевдонимы уже не используются: не нужно уже скрывать ни национальность носителя ложного имени,  ни его социальное  происхождение. Главное - это создать исключительное имя, подходящее для рекламы и легко запоминающееся.
Кроме того, псевдоним для современных артистов эстрады - это средство создания определенного сценического образа. «Если раньше слово становилось именем только тогда, когда теряло свое первоначальное значение, становилось семантически опустошенным» (4, с.20), то теперь при выборе имени стремятся, чтобы оно было информативно значимым. Такие слова, как принц, принцесса, султан, дива - используются артистами в качестве псевдонимов. Они помогают создавать соответствующие образы на сцене. И многие артисты в качестве псевдонимов используют такие имена и  фамилии, которые вызывают определенные ассоциации у «потребителей музыкального искусства», и тем самым создают какой-либо образ. Так, например, Маша Распутина (Алла Агеева) (5, с.225) объяснила выбор псевдонима тем, что «эта фамилия «пахнет скандалом» и к тому же привлекает внимание простых обывателей: неужели я внучка Григория Распутина?» Фамилия Распутин образована от прилагательного распутный –«разгульный, развратный». Псевдоним артистки точно характеризует ее поведение на сцене и формирует соответствующий образ.
Новомодная поп-звезда Лилу (6, с.16) носит имя героини весьма популярного американского фильма «Пятый элемент». Героиня фильма Лилу - маленькая, хрупкая, беспечная девушка-подросток, попавшая в фантастический переплет событий. Фильм по своему жанру является фантастическим. Поэтому и сценический образ певицы Лилу - образ «гости из будущего». Даже внешность певицы соответствует облику героини фильма. Псевдоним певицы Никиты сразу вызывает определенные ассоциации с героиней известного одноименного сериала, транслировавшегося по каналу НТВ.
Следующим фактором,   которым руководствуются современные артисты при выборе того или иного псевдонима, является звуковая оболочка выбираемого имени и фамилии.
Психоэмоциональное значение звучащего имени создает в сознании людей некое поле, воздействующее на носителя этого имени. Отсюда обилие уменьшительных, просторечных, «уличных» имен, образованных от некоторых основных форм - эти имена, как правило, гораздо более приемлемы для их владельцев, хотя бывает и наоборот.
Один из ведущих исследователей этой проблемы В.В. Левицкий считает, что наибольший фоносимволический потенциал имеют гласные И и А и согласные Л, Р, Т, М, Н, Д, К, X. Оценка звуков, как правило, зависит от их акустических признаков. В частности, звук [Р] символизирует понятие «темный», «плохой», «холодный», «твердый», «сильный», «большой» не только в русском, но и румынском, японском языках. Это позволяет полагать, что фоносимволическое значение изначально, а отнюдь не порождено лексическим значением слов, в которых этот звук употребляется, и более того - это значение универсально. Если рассматривать имена, вновь появившиеся на сцене, то наиболее часто используются в них гласные звуки /А/  и /И/: Диана, Анастасия, Натали, Анжелика, Ника, Лика, Валерия, Маша, Никита. Носители этих имен пользуются большой популярностью.
Таким образом, фоносимволический анализ имен дает возможность еще раз убедиться в удивительной точности народного восприятия: спонтанная оценка имени при его выборе практически всегда совпадает с вычисленной приятной или неприятной картиной.
Необходимо также сказать, что многие артисты стремятся мистифицировать свои псевдонимы. Если человек - язычник в том или ином языке называл ребенка Умный, Умелый, Счастливый, Красавица, он тем самым заклинал судьбу, чтобы ребенок вырос именно таким. Сегодняшние артисты, а также их продюсеры придумывают аналогичные именования, желая себе,  как артисту, таким образом счастья, популярности и, как следствие, материального благополучия. Такие псевдонимы, как Ника (с греческого – «победа»), Лика Стар (Star с английского – «звезда»), Звездинский (от звезда), -  призваны были обеспечить артистам «победный», «звездный» путь к успеху.
Естественно, что  традиционные причины использования псевдонимов эстрадными исполнителями,  такие как: наличие однофамильцев, неблагозвучие истинного имени, фамилии, желание иметь необычный, экстравагантный псевдоним - по-прежнему имеют место. Другие же причины смены фамилии, имени на псевдоним (национальность, происхождение, непрестижность профессии артиста) ушли в прошлое. На сегодняшний момент быть певицей, певцом, артистом эстрады - модно и престижно, а национальность уже не имеет никакого значения. Сегодня появляются даже «интернациональные псевдонимы», соединяющие в себе несоединимое: псевдоним Лада Дэнс состоит из старинного русского имени Лада и новомодного английского слова Dance означающего «танцевать».
Современные эстрадные псевдонимы мы сочли целесообразным классифицировать по их структуре: 1) псевдонимы, состоящие из имени и фамилии; 2) псевдонимы, состоящие только из одного элемента.
В свою очередь, псевдонимы первой группы можно разделить на такие подгруппы-модели: 1) псевдоним-фамилия + настоящее имя; 2) настоящая фамилия + псевдоним-имя; 3) псевдоним-фамилия + псевдоним-имя.
1) К первой модели псевдофамилия + настоящее имя относятся такие имена артистов, как
•Наташа Королева. Артистка заменила псевдонимом неблагозвучную фамилию Порывай. Фамилия Королева образована   от апеллятива корол(ь) + -ев(а) (7, с. 16);
•Евгений Кемеровский вместо Яковлев. Псевдоним Кемеровский образован от топонима Кемеров(о) + -ск (ий). Фамилия Яковлев была заменена из-за наличия многочисленных однофамильцев (8, с.22);
•Александр Малинин вместо Выгузов. Псевдоним Малинин образован от апеллятива малин(а) + -ин-. Артист псевдонимом заменил неблагозвучную фамилию (9, с. 10);
•Виктор Чайка вместо Сигал. Псевдоним образован посредством перевода истинной фамилии Сигал с английского языка, где это слово означает «чайка». По словам самого артиста, его псевдоним весьма символичен: «Вообще чайка - символ всей советской жизни: и холодильник «Чайка», и пылесос «Чайка», и стиральная машина «Чайка», даже лучший автомобиль и тот - «Чайка». К тому же я родом из Одессы, а чайка - символ этого приморского города» (10);
•Сергей Лемох вместо Огурцов. Псевдоним заменил неблагозвучную, неподходящую для выступлений на сцене фамилию (11, с. 17);
2) По модели: псевдоним + реальная фамилия образован лишь один современный псевдоним. Настоящее имя Анжелики Варум - Мария. «На сцене уже выступала Маша Распутин, и мне предложили взять сценический псевдоним. Тем более, что имя Анжелика очень женственно, элегантно, красиво и немного скандально, а на сцене без «скандальности» популярности добиться сложно», - рассказала в одном из первых своих интервью певица. Однако фамилию Варум она сменить псевдонимом не пожелала, так как эта фамилия была уже тогда, в начале 90-х, известна в музыкальных кругах: ее отец Юрий Варум - известный современный композитор-песенник. Кроме того, фамилия Варум хорошо подходит для рекламы: она лаконична и оригинальна (12, с. 19).
3) Группа современных российских псевдонимов, образованных по модели псевдофамилия + псевдоимя также немногочисленна. Здесь можно упомянуть такие псевдонимы, как:
• Крис Кельми вместо Анатолий Калинкин (13, с.47). Артист заменил с помощью псевдонима неподходящую для сцены фамилию. Стремясь к благозвучию и краткости, артист выбрал псевдоним на «западный манер». Благозвучие псевдонима заключается, в первую очередь, в том, что состоит из мягких сонорных [р’], [л’], [м’] и глухих [к], [с] звуков, которые вызывают у слушателей почти всегда положительные эмоции. Вероятно, что артист и не руководствовался фоносимволической теорией, но, тем не менее, во многом благодаря своему необычному для русского уха псевдониму быстро запомнился зрителям и в свое время пользовался широкой популярностью.
• Алена Апина вместо Елена Левочкина (5, с.363). Компоненты псевдонима артистки абсолютно сочетаемы, благодаря тому, что и «имя» и «фамилия» начинаются и заканчиваются одинаковым гласным звуком [а], а также - повтору сонорного согласного звука [н].
• Кай Метов вместо Н. Кометов (5, с.436). Происхождение псевдонима в этом случае прозрачно: и псевдоимя, и псевдофамилия образованы от подлинной фамилии артиста.   Фамилия Кометов была разделена на две части: Ко – метов. Первая часть Ко- преобразовалась в Кай, а вторая осталась без изменений, так как она схожа  с обычными, сложившимися естественным патронимическим путем фамилиями.
Сегодня артисты стремятся наполнить свои имена определенной информацией и даже символизмом. Катя Лель (14, с.430) выбрала в качестве псевдонима имя языческого божка любви Леля, который, по народным поверьям, ходит по лесу и зазывает своими нежными любовными песнями юных красавиц. Псевдоним певицы символизирует направленность творчества певицы: она исполняет простые песни о любви, мелодии которых органично соединяют русские народные напевы и современную молодежную поп музыку.
II. О псевдонимах второй группы, состоящих только из одного элемента - имени, необходимо сказать следующее.
Такие модели псевдонимов — самые популярные, самые модные, а отсюда и самые распространяющиеся среди современных эстрадных исполнителей. Естественно, что это связано не только с влиянием западной культуры. Сегодня, когда на музыкальном Олимпе ежедневно появляются все новые и новые звезды, очень важно обладать таким именем, которое было бы исключительным и легко запоминающимся. Переход наименования от двухэлементного к одноэлементному можно обосновать и тем, что сегодняшняя жизнь людей перенасыщена информацией, и только краткие, и в то же время емкие, лексические единицы остаются в памяти людей. Поэтому суперсовременные артисты выбирают не простые имена. Так, Ирина Малыгина стала Никой (с греческого – «победа») (15, с.219). Имя выбрано как символ успеха. Певица Алла Перфилова выступает под новомодным именем Валерия (16, с. 191). Выше уже упоминались такие псевдонимы, как: Лилу (17, с.16), Лилит (6, с.16), Никита (18), Султан (18), Дива (19, с.3), Принцесса (120, с.16), Чиж (21, с. 87), - все они информационно значимы, символичны.
Появилась даже тенденция изменять собственные имена, образовывая оригинальный псевдоним, путем перемещения ударения на конечный слог. Например:  Шура′ (Саша Медведев) (22, с. 8). Шура - сокращенное от Александр.
Естественно, что охватить все вновь появившиеся псевдонимы эстрадных исполнителей не представляется возможным в данной работе. Мы лишь наметили основные тенденции современного развития псевдонимов, используемых эстрадными исполнителями.
ЛИТЕРАТУРА
1.Суперанская А.В., Суслова А.В. Современные русские фамилии.-М.:Наука,1981.
2.Урюкин Д. Москва, подернутая Тиной // Музыкальная жизнь.- 1997.- №2. - С.41.
3.Можаев Е. Стинг // Студенческий меридиан. - 1994. - №6. - С.27.
4.Данилова А. К вопросу о мотивах выбора личных имен // Ономастика  Поволжья. Ч.2.- Горький: Наука,1971. - С.18-23.
5.Раззаков Ф.И. Досье на звезд. - М.: ЗАО Изд. «Эксмо-Пресс»,1999. – 592с.
6.Санина А. Космическая Лилу // Музыкальная жизнь. - 1998. - №6. -С.16-18.
7.Зотова Л. Наташа Королева // Эхо планеты. - 1995. - №29. - С.16-18.
8.Терская В. Посвящаю брату. Евгений Кемеровский // Пульс. - 1996. - №5. - С.22.
9.Беляков А. Валерий Сюткин рассказывает…// Собеседник. - 1996. -№37. - С.10.
10.Телепрограмма ТВ-6 «Звезды о звездах».
11.Суслова К. О чем мечтаешь, Сережа? // Эстрада и цирк. - 1993. - №3-4. - С.17-18.
12.Агишева Г. Анжелика Варум // Собеседник. - 1996. - №4. - С.19.
13.Старинина Н. Крис Кельми // Советская эстрада и цирк. - 1989. - №1. - С.47-48.
14.Кто есть кто в современной России? Словарь – справочник. - М.: АСТ, 1998. -
15.Зайцева К. Юлиан // Мы. - 1994. - №11-12. -  С.219.
16.Гурина Е. Валерия // Мы. - 1996. - №3. - С.185-192.
17.Богомолов Н. Шоубизнес России // Комсомольская правда. - 1995. -№10. - С.8-9.
18.Радиопрограмма новостей на «Русском радио».
19.Васюкова Ю. Дива // Эхо планеты. - 1993. - №31. - С.3-5.
20.Шипилов О. Принцесса // Пульс. - 1998. - №3. - С.16-19.
21.Федоров Е.  Рок в нескольких лицах. - Л.: Лениздат,1990. -
22.Дуда Е.  Правда о Шуре // Живой звук. - 1999. - №3. - С.8-9.

 © Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении постоянной ссылки

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!