Современные образовательные технологии в обучении председателей профсоюзных организаций

2 Фев 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Мир, в котором мы живем, находится в динамичном изменении. И хотя далеко не каждый из нас это глубоко осознает, перемены происходят буквально на глазах. Это глубинные преобразования в обществе, государственном строе, деятельности социальных институтов и т. д. Перемены видны и в деятельности профсоюзов, они все чаще выступают в роли подлинных защитников прав и социально-трудовых интересов лиц наемного труда.

Перемены затронули и образование: в условиях глобализации наблюдается, с одной стороны, увеличение скорости передачи информации и ее объема, а с другой, - быстрое обновление знаний. А если взять такие трудоемкие отрасли, как авиакосмическую, производство компьютеров, офисного и коммуникационного оборудования, электронную промыш-ленность, то здесь знания стареют в течение 2-3 лет. В США установлена специальная единица устарения знаний специалистов - так называется "период полураспада компетентности" - продолжительность времени с момента окончания вуза, когда в результате появления новой научно-технической информации компетентность специалиста снижается на 50%.

Ответом на вызов времени на Западе явилась идея непрерывно возобновляющего образования. Знание - это перемены, это то своеобразное топливо, без чего не могут развиваться технологии.

Распад, точнее, разрушение основ старых знаний, особенно болезненно протекает в профсоюзных организациях.

Как известно, профсоюзная работа осваивается бывшими инженерами и другими специалистами в процессе выполнения ими служебных обязанностей или общественных поручений. Профессиональная подготовка здесь свою значимость практически утрачивает, а новые знания - психология работы с людьми, права, экономика, информатика и т. д. - приобретаются обычно эмпирическим путем, в процессе разрешения трудовых конфликтов, выстраивания деловых взаимоотношений с партнерами из бизнеса и государственных структур и т. д.

Есть и другие проблемы в подготовленности профсоюзных кадров и актива к компетентному решению задач, возникающие перед профсоюзами в процессе реформирования России. Эти проблемы рассматривались на Генеральном совете ФНПР в феврале 2003 г., когда принималась Концепция кадровой политики профсоюзов в современных условиях.

В высказываниях футурологов будущее вырисовывается очень неопределенно. И это вполне объяснимо: с каждым годом размах и скорость изменений будет возрастать, скорость человеческой реакции, как известно, имеет вполне определенные рамки. Напрашивается простой вывод: чтобы успешно справиться с быстрыми переменами, необходимо изменить отношение к будущему, осознать роль, которую оно играет, вырабатывать стратегию поведения, заставляющую настоящее работать на будущее. Но для этого необходимо, чтобы профсоюзные работники определились не только с тем, что они знают и чего не знают, но и начали готовиться к тому, как лучше профсоюзы могли бы "обживать" постоянно изменяющееся политическое и социально-экономическое пространство, например, в пределах до 2010 г., когда завершаются сроки реализации "программы Грефа".

Ключевой вопрос образования - как учиться? В Институте повышения квалификации профсоюзных кадров Академии труда и социальных отношений, в ряде учебно-методических центров профсоюзов накоплен опыт использования современных образовательных технологий на примере обучения председателей профсоюзных организаций.

В последнее время мы сталкиваемся с недовольством слушателей содержанием обучения, его формами и методами. Связано это с разными причинами: многие преподаватели, например, не знают основ андрагогики и обращаются со взрослыми, как^йо школьниками или студентами. Информационно-инструктивный способ передачи знаний все чаще входит в противоречие с потребностью слушателей осмыслить новые проблемы, научиться их диагностировать и нестандартно решать и т. д. Мы осознали, что потенциальные возможности абстрактного, вербального и аналитического мышления имеют вполне определенные границы.

Чтобы выйти в обучении председателей профсоюзных комитетов предприятий на уровень, допускающий более глубокое понимание процессов, протекающих в обществе, различных его сферах, в профсоюзном движении и т. п., необходимо было сделать шаг к вербальному, невыразимому словами конкретно-нравственному, интуитивному и эстетическому познанию жизни.

Без современных образовательных технологий, способных обеспечить системную целостность методов и средств воздействия на развитие личности слушателя, формирование его нового профессионального статуса сегодня, повышать квалификацию профсоюзного работника любого уровня уже нельзя.

Сегодня понятие "технология" широко используется в различных сферах знаний. Все чаще они употребляются и в образовании. Технология образования как искусство знания (науки) в своем исконном значении совпадает с истинным смыслом педагогики, которую издавна относили к разделу не наук, а искусств. Отметим и такую особенность технологий - они являются специфическими носителями услуг, позволяют услуги оказывать быстрее, качественнее и дешевле. Сегодня имеется достаточно широкий набор образовательных технологий: технологии контекстного обучения А. А. Вербицкого, эвристические технологии, информационные педагогические технологии. Проблема их использования в профсоюзном образовании в том, что время обучения председателя профкома ограничено временными рамками: 36, 72 часа, а нередко и однодневным семинаром. Далеко не каждый преподаватель, даже вузовский в совершенстве владеет этими и другими технологиями.

Но есть и такие вопросы, могущие представлять интерес для организаторов обучения работников государственной службы или бизнес-образования.

Во-первых, как создать условия для выявления и реализации мотивации слушателями к обучению? Сложность в том, что диапазон активности у обучающихся может находится в промежутке от нуля до вполне осознанной цели усвоения содержания. Установление потребностей в обучении включает в себя определение "бреши" в профессиональной подготовке слушателя, которая может быть снижена, если занятия приведут к каким-либо изменениям в стереотипах поведения. Но проблема мотивации имеет и другой аспект. Исследователями установлено: на успех процесса обучения влияют усилия и в меньшей степени способности. Учеба - это труд, и весьма напряженный. Вызвать интерес к обучению - задача, конечно же, преподавателя, работников учебного центра, но без внутренних усилий слушателя ему трудно будет стать активным творцом знаний, решений, информации и т. д.

Во-вторых, как создать условия для присвоения новых форм? Включаясь в учебный процесс, слушатели имеют собственное внутреннее содержание (внутренние нормы), к которому должно добавляться содержание обучения, т. е. знания, которые кто-то предлагает. С помощью постепенной дозировки новых знаний, структурированных в учебно-тематических планах с учетом квалификационных требований и профессиональных обязанностей профсоюзных работников и активистов, создаются условия для "погружения" слушателя в проблему и самостоятельного присвоения им новой дозы содержания. В отличие от традиционных педагогических технологий здесь в центре учебного процесса обучающийся со своими потребностями "хочу" и способностями "могу". Он с помощью преподавателя усваивает методы (способы) разрешения собственных проблем, т. е. фактически создает собственные знания.

Современные образовательные технологии существенно расширяют^рамки обучения посредством наблюдения поведения других (особенно это характерно для участников деловых игр). При этом наблюдение осуществляется не обязательно осознанно. Данный процесс особенно значим при-форми-ровании поведения начинающего профсоюзного работника, если он в процессе занятия наблюдает за действиями слушателей, имеющих большой опыт работы в профсоюзах. И лучше всего это происходит в процессе решения задач реальных или максимально приближенных к реальным условиям (например, с помощью разбора конкретных ситуаций или проведения тренинга).

В-третьих, как создать условия для выращивания способностей? Традиционные методы обучения, используемые в целях повышения квалификации и профессионального роста работников, ориентированы в основном на один процесс - мыслительный. Между тем в любой деятельности человека участвует разум (ум, мысли), душа (эмоции, чувства), тело (телесные ощущения), дух (воля, характер). Понимание человека как единства телесной, душевной, разумной и духовной составляющих, выражающихся (и формирующихся) в социально-профессиональной деятельности, дает возможность разнообразить методы обучения и помочь обучающимся овладеть технологией осознанного действия, развить коммуникативные способности, глубже понять собственные позиции в действии. Именно технологии мыслетехники, коммуникации рефлексии создают и наращивают интеллектуальный, духовный и личностный потенциал человека.

В условиях интенсивного роста информации современный человек существенно ограничен в своих возможностях воспользоваться в полном объеме достижениями прогресса. Одновременно наблюдается дефицит в обществе социальной энергии, что во многом связано с деградацией нравов, духовном унынии (скепсисом) и т. п. Ученые с тревогой отмечают сформировавшееся несоответствие между материальным и духовным в ценностях, позициях, самоопределении, критериях и способов действий людей. Разрушение духовности в массовом сознании порождает огромные разрушительные силы в материальном. Профсоюзные работники и активисты хорошо ощущают эти процессы, находясь в непосредственном контакте с людьми, и не могут не испытывать их негативное влияние. В этой связи роль профсоюзного обучения трудно переоценить.

Современные образовательные технологии позволяют открывать в человеке новые источники, что во многом связано с побуждением у него веры в то, чем он занимается, и в то, что трудности, которые сегодня стоят перед страной, в конечном счете будут преодолены.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!