Современные концепции менеджмента

17 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Наряду с поведенческими науками в послевоенные годы даль­нейшее развитие получили и естественные науки (особенно ма­тематика, информатика, статистика), что послужило импульсом для развития количественного подхода в управлении. Такой под­ход привел к формализации управленческих процессов, построе­нию экономико-математических моделей исследуемых объектов и систем, а также к решению этих задач математическими сред­ствами с использованием ПК. Модели облегчают понимание сложных явлений и процессов. Однако модель обычно упрощает реальность. Поэтому применение количественного подхода имеет определенные ограничения: оно дает обычно хорошие результаты при формировании товарных потоков в управлении запасами, при размещении товаров на складе и решении конкретных си­туаций в логистике, т.е. в управлении вещественными элемента­ми на микроуровне. Большой интерес в этом отношении пред­ставляют работы американского ученого Самуэльсона и его по­следователей.

Количественный подход применим и для решения глобальных экономических проблем на макроуровне. В частности, метод меж­отраслевых балансов, предложенный американским экономистом В. Леонтьевым, успешно применялся во многих странах, в том числе и у нас, для принятия управленческих решений на уровне народного хозяйства и выработки экономической стратегии госу­дарства. Метод получил дальнейшее развитие в работах советских ученых.

В нашей стране накоплен значительный практический и тео­ретический опыт в области программно-целевого управления. Этот опыт заслуживает особого изучения и рассмотрения, и иг­норировать его нельзя. У нас разрабатывались и осуществлялись суперпрограммы, связанные с решением глобальных экономиче­ских проблем (от электрификации страны до освоения космоса). Каждая программа имела строго определенную целевую направ­ленность.

Целевая программа обычно содержала определенный набор раз­делов и показателей, в которых отражалась информация о цели и этапах ее достижения, о необходимых материальных ресурсах и фи­нансовых средствах, о мощностях и инвестициях, а также о трудо­вых ресурсах, необходимых для реализации программы.

После принятия целевой программы начиналась работа по ее выполнению. Реализация программ требовала обычно координации усилий множества предприятий, отраслей и подотраслей экономики, работы по единому плану, контроля и строгой ис­полнительской дисциплины. На каждом этапе реализации про­граммы проводился анализ, в ходе которого поставленные цели сопоставлялись с достигнутыми результатами, так как за время реализации программы часто происходили изменения в самой системе управления и в окружающей среде, которые отсутствова­ли (или не были учтены) в момент формирования программы. Для того чтобы адекватно реагировать на эти изменения, по ре­зультатам анализа вносились определенные коррективы в про­грамму.

К сожалению, эти условия не всегда выдерживались на практике. Далеко не всегда обеспечивалось наиболее рациональное использо­вание ресурсов в рамках утвержденных программ, часто отсутствова­ли необходимые мотивации для исполнителей программ и т.д.

В 1980-е годы в США и странах Западной Европы начинается переоценка концепций школ бизнеса и ориентации в менеджмен­те. Активно изучаются работы Д. Карнеги, У. Оучи, Т. Питера, Р. Уотермена, Л. Якокки, А. Морита и других теоретиков и прак­тиков менеджмента.

Появился даже термин «управление по бестселлерам», по анало­гии с «управлением по целям» или «управление по отклонениям».

К современным теориям управления можно отнесшей теорию «7 С», которая акцентирует внимание в управлении фЦрмой на таких элементах, Как стратегия, структура, система и процедуры, состав персонала, стиль управления, сумма навыков работников и совместно разделяемые ценности.

Все большее распространение в управлении получает маркетин­говая концепция менеджмента, согласно которой маркетинг рас­сматривается в двух аспектах: как система управления и как функ­ция управления.

Рассматривая маркетинг как систему управления, особое внима­ние уделяют его принципам и функциям.

Основополагающим принципом маркетинга является обосно­ванный выбор определенных целей и стратегий функционирова­ния и развития предприятия (организации) в целом, направлен­ных на нахождение наиболее эффективного сочетания производ­ства новейших продуктов с продукцией, уже выпускаемой или модернизируемой, а также предназначенной к снятию с произ­водства.

Важным принципом маркетинга также является комплексный подход к увязке целей с ресурсами и возможностями предприятия (организации) на основе выработки путей достижения целей, кото­рые становятся реальными только в результате разработки про­грамм маркетинга по продукту и по предприятию в целом.

Методы разработки таких программ требуют ориентации на мак­симальное использование потенциальных возможностей и резервов производства.

Характерным для маркетинга принципом является достижение оптимального сочетания в управлении фирмой централизованных и децентрализованных начал.

На реализацию принципов маркетинга ориентированы его функции, к которым относятся следующие:

- более полный учет требований рыночного спроса и запросов потребителей;

- определение оптимального ассортимента выпускаемой про­дукции и структуры производства;

- принятие обоснованных решений, эффективность которых определяется по конечному результату деятельности предпри­ятия;

- разработка сбытовой политики на основе определения макси­мально выгодных каналов сбыта, организация системы стиму­лирования сбыта и формирование потребностей покупателей.

Рассмотренные научные школы и методологические подходы к управлению не отрицают, а взаимно дополняют друг друга. Различ­ные концепции менеджмента должны применяться в комплексе с учетом конкретных условий и характера решаемых задач.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!