Современные этические теории

14 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Двадцатое столетие нанесло серьезный удар по существовавшим моральным ценностям и межличностным отношениям. Социальные катаклизмы в обществе вызвали разочарование в основополагающих моральных ценностях. Свобода предпринимательства, равенство возможностей способствовали оформлению культа индивидуализма. Постепенно критерием моральности становится достижение успеха. Совокупность причин объективного и субъективного характера обусловили оформление ряда тенденций в развитии современной этической мысли и нравственности:

– демократизация нравственных норм и отношений, способствовавшая вовлечению к ним практически всех людей цивилизованного мира;

– имморализация, расширяющая границы тойлерантности общества, терпимость людей друг к другу, сосуществование различных точек зрения;

– персонификация морали, позволяющая проявлять индивидуализм и ориентироваться на собственные интересы, не оглядываясь на общественное мнение;

– гражданственность, проявляющаяся в возрастании политической ответственности, росте национального самосознания, отстаивании прав и свобод личности;

– гуманизация нравственных отношений, проявляющаяся во всех аспектах социальной практики и взаимодействии с окружающим миром;

– реализация традиционных и утверждение новых моральных ценностей.

На протяжении XX века продолжаются этические изыскания в рамках научно-рационалистического подхода (прагматизм и позитивизм) и иррационализма (психоанализ, экзистенциализм, персонализм и др.) и религиозных учений.

Основу этики прагматизма составили взгляды Ч. Пирса (1839–1914), выступившего с критикой иррационализма и догматизма. В раках философии прагматизма У. Джеймс (1842–1910) сформулировал два фундаментальных принципа: 1) добро не есть абстрактная категория, оно всегда отвечает какой-либо потребности; 2) каждая моральная ситуация уникальна и неповторима, следовательно нет абсолютных истин. Всякий раз требуется новое решение. По его мнению критерием истинности нравственной нормы является ее работоспособность, конечный результат и практическая последовательность. В работах Дж. Дьюи (1859–1952) было показано, что человек постоянно решает конкретные задачи по достижению целей, отвечающих его волевым импульсам. Каждая моральная ситуация уникальна и содержит свое благо в себе. Роль разума состоит в выборе адекватных средств – инструментов, позволяющих достигать цель и нахождений действий, гарантирующих благо. В целом прагматизм и инструментализм увязывают мораль с ситуативностью. Мораль рассматривается как источник недовольства и средство достижения духовного комфорта и удовлетворения жизнью.

Научно-рационалистический подход в решении нравственных проблем нашел отражение также в позитивистской философии. Так, Б. Рассель, А. Айер, Р. Карнап, Ч. Стивенсон, используя принцип верификации, утверждают, что религиозная этика ненаучна. Нормативные суждения в этике не верифицируемы. Следовательно, они отражают только эмоции или чувства человека.

В общем русле развития иррационалистического подхода решения этических проблем особо следует выделить экзистенциализм (от лат. еxsistentia – «существование»), который в западной философии ХХ века становится ведущим и представлен именами М. Хайдеггера (1889–1976), Х. Ясперса (1883–1969), А. Камю (1913–1960), Ж. -П. Сартра (1905–1980). Экзистенциализм рассматривает проблему человека, взятого в его внутренних характеристиках как неповторимое уникальное бытие – экзистенция. Представители данного течения рассматривают вопрос человеческой свободы и ответственности, смысла жизни, вины и страха. Так, А. Камю в эссе «Об абсурде» приводит пример Сизифа, который заслужил немилость олимпийских богов, обманывая их. В качестве наказания он должен все время катить камень на Гору. Каторжная и бесполезная работа. Однако у него все хорошо. Есть пауза, когда камень катится вниз. Он может роптать, а может радоваться, что не боялся богов, обманывал их. Возвращаясь назад, он может насмехаться над богами, что прожил жизнь так, как хотел, он свободен. Сизиф бунтует. Если такое отношение, то хорошо. Свобода – это не внешнее, это зависит от взглядов человека. Абсурдность жизни побивается бунтарским духом человека. Он может и должен доказывать свою абсолютную свободу.

Другой представитель экзистенциализма – М. Хайдеггер – предложил не разграничивать «неподлинность» и «подлинность» человеческого существования. Он отрицал моральный смысл существования. В работах экзистенциалистов человек вынужден постоянно преодолевать «пограничные ситуации», совершая экзистенциальный и моральный выбор. Индивид полностью предоставлен самому себе. Традиционные ценности утрачивают свое значение. Следовательно, только в повседневном соотношении с божественным абсолютом или всестороннем развитии творческих начал личности возможен выход и преодоление обезличенного «не подлинного» существования. В целом этика экзистенциализма акцентирована на внутреннюю уникальность и самобытность личностного существования. Бытие характеризуется единством существования и возможности. Экзистенция – единственная посылка, которую человек обнаруживает. Свобода как фундаментальное условие и самосовершенствование личности присутствует в этике персонализма.

Приверженцы персонализма акцентируют внимание на внешней соотнесенности личности с обществом и высшим божественным началом. Основополагающий принцип морального самосовершенствования личности – свободное самоограничение, сохраняющее самобытность человека. Французские философы Э. Мунье (1905–1950), Ж. Лакруа (1900–1986), П. Ринер (1913–2005) рассматривают личность как духовную структуру, приобретающую устойчивость и независимое бытие благодаря присоединению к иерархии ценностей, свободно принятых, преобразованных и переживаемых через творческое самосовершенство. Основным моральным качеством личности является присущая ей свобода выбора.

Коммуникативная этика (Э. Гуссель (1853–1938), Г.-Г. Гаудамер (1900–2002) направлена на выработку нравственных норм общения.  В феноменологии Э. Гусселя, согласно учению интерсубъективности индивид воспринимает себя глазами окружающих. Г.-Г. Гауамер полагал, что в философии понимания человек  существует в процессе диалога, что позволяет соединить прошлое и настоящее, понять любую культуру, поливариантность и мультинациональность существования. Герменевтический процесс включает в себя применение, понимание и истолкование моральных и социальных норм.

Среди совокупности этических конструкций ХХ века особо выделяется этика А. Швейцера (1875-1965). Безнравственным, по его мнению, является вмешательство во внутренний мир человека, навязывание своих мнений и оценок. Человек должен совершать только те поступки, за которые может нести полную ответственность. Руководством к действию является чувство вины за благополучную эгоистическую жизнь. В частности, философ полагал, что жители богатых стран несут ответственность за страдания народов третьего мира. Человек не должен использовать несчастье других для самоутверждения, любования собой. А. Швейцер провозглашает единственно верную, по его мнению, предпосылку этики: «Я есть жизнь среди жизни, которая хочет жить». «Я есть жизнь» – это исходный постулат, который принимается, но рационально не обосновывается. Жизнь – это тайна, и ни одна наука не может сказать, что это такое. Под жизнью он понимает не особую форму движения материи, а бытие вообще. Воля к жизни, по его мнению, и является высшей бытийной реальностью. Это создает почву для создания «универсальной» этики. Вместо этики, имевшей своим предметом межчеловеческие отношения, выдвигается задача создать этику, имеющую дело с отношением человека ко всему сущему. Таким образом, этика имеет космическую природу. Ее высшим принципом является благоговение перед жизнью. Она утверждает безграничную ответственность за все, что живет. Поэтому добро есть то, что способствует сохранению жизни, а зло – то, что уничтожает жизнь. «Благоговение» выражается в стремлении сохранить любую жизнь, делать максимально возможное добро.

А. Швейцер полагал, что зло является злом даже тогда, когда оно неизбежно или жизненно необходимо. Полностью зла избежать невозможно, но человек способен уменьшить его. Подлинного благоговения перед жизнью можно достичь только через самоотречение. Удел нравственной личности – сознание своей неистребимой вины.

В завершение рассмотрения вопроса, следует отметить, что мыслители XX столетия пытались с учетом современных реалий решать те нравственные проблемы, которые стояли перед обществом. На рубеже XX – XXI вв. в этике тенденции коммуникативности, практичности и плюрализма нашли отражение в оформлении соответствующих этических школ и направлений и проявлении плюралистических ориентаций, особенно заметных в постмодернизме.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!