Современные альтернативные методологии и модели развития

11 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В 20 веке в противоположность гегелевской (логико-гносеологической) и марксистской (диалектико-материалистической) моделям развития разрабатывались другие, альтернативные модели и методологические концепции. Например, так называемая «негативная диалектика» (Т. Адорно, нем. ф-ф, 1903-1969; Ж.-П. Сартр, фр. ф-ф, 1905-1980 и др.). Главным положением негативной диалектики (Т.Адорно: «Негативная диалектика», 1966; Ж.П. Сартр: «Критика диалектического разума», 1960) была абсолютизация критичности, как познавательного и методологического приема, заключающаяся в полном отбрасывании всего накопившегося старого, мешающего идти вперед, отрицание преемственности с предыдущей и последующими стадиями в процессе изменения и развития. На первый план выдвигается момент разрушения, деструкции, поэтому диалектическое отрицание в негативной диалектике – это не гегелевское «снятие», как синтез положительного прежнего и народившегося нового, а твердый процесс раз и навсегда утраты старого, его полного уничтожения.

Теории равновесно-интеграционной модели развития (Ле Дантек, Уорд и др.). В этой модели абсолютизируются равновесность и устойчивость системы, состояния, к которым должна стремиться система, и в которой нет антагонистических противоречий. Но под воздействием ряда сил, энтропийных процессов происходит нарушение равновесия, которое сменяется состоянием неравновесия, неустойчивости, побуждающее систему снова стремиться к состоянию равновесия. Развитие осуществляется по схеме: «равновесие – неравновесие – равновесие», т.е., по сути, имеет циклический характер.

Другая, противостоящая ей, но в сущности того же плана, модель, абсолютизирующая роль конфликта в изменении системы (Дарендорф и др.). Конфликт – центральное понятие в этой концепции. Благодаря конфликту, приводящему систему к кризису, она может развиваться, преодолевая кризисное состояние. Здесь развитие выглядит так: «конфликт – равновесие – конфликт».

Во 2-0й пол. 20 века наибольшее значение получили концепции коэволюции и глобального эволюционизма, которые вписываются в синергетический подход, формирующий современный синергетический тип культуры.

Коэволюционный подход (приставка «co»-ко обозначает: совместность, согласованность), возникший первоначально в рамках биологии, в настоящее время стал  использоваться в более широком смысле как концепция совместного развития биосферы и общества. Коэволюционный подход (Н.В.Тимофеев-Ресовский, Н.Моисеев и др.) основывается на определении оптимального соотношения интересов человечества и всей остальной биосферы, избегая при этом крайностей: стремления к полному господству человека над природой и смирения, боязни перед её мощью. Согласно принципу коэволюции, человечество для обеспечения жизнедеятельности и своего будущего, должно не только использовать биосферу, часто варварски приспосабливать её, создавая экологические проблемы, но и изменяться сам, сознавать, что природа, биосфера – это основа жизни человека, без неё он погибнет. Именно коэволюционный переход системы «биосфера – человек» к динамически устойчивой целостности, разумному симбиозу и будет означать переход биосферы в ноосферу (В.Вернадский). Только на этом пути, считают представители данной концепции, и не без основания, возможно предложение оптимальных решений глобальных проблем, стоящих перед человечеством, и обеспечение его выживания и стабильного существования в будущем.

В концепции глобального (универсального) эволюционизма преобладают представления о развитии как едином, имманентном (внутреннем) атрибуте всех форм реальности, всего универсума: природы (биосферы) – общества (социума) – космоса. Этот подход включает не только учение о единстве биосферы и ноосферы и переходе первой во вторую, но и концепции нестационарной Вселенной, а также теорию синергетики. Для современного этапа развития культуры, науки и философии действительно должен быть характерен синергетический тип мышления, являющий синтез исторически сложившихся форм естественнонаучного и гуманитарного знания, так как современная культура, включающая науку и философию, представляет совокупность духовных, материальных и природных ценностей, созданных и сохраняемых в процессе социокультурного развития цивилизации. Для синергетического стиля мышления характерны интегративность, нелинейность, саморганизуемость, бифуркационность, учет большой роли случайности. Все эти характеристики относятся к синергетике. Логика требует остановиться на ней несколько подробней.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!