Современное состояние туризма

26 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

После окончания Второй мировой войны начался период расцвета международного туризма. За четыре десятилетия (1950-1990 гг.) число прибытий в мире росло в среднем на 7,1% в год. К 1990 г. ежедневно чис­ло людей, находящихся в заграничной поездке, насчитывало более 1 млн.

Если в 1950 г. число прибытий международных туристов составило свыше 25 млн, то к 1990 г. их число достигло 455 млн. За этот период на международный туризм воздействовали факторы, которые могли значитель­но помешать его развитию и к которым можно отнести экономические спа­ды, колебания валютных курсов, нестабильные цены на нефть. Но жела­ние людей путешествовать оказалось сильнее влияния этих факторов.

В начале 60-х годов туризм стал действительно международной ин­дустрией, выполняющей стандартизованные функции. Образование новой индустрии и появление большого числа людей, у которых были желание, время и средства для путешествий, привели к быстрому развитию между­народного туризма. К этому же времени можно отнести создание крупных транснациональных компаний, которые стали предлагать «пакетные» туры и льготные тарифы. Деловой туризм также превратился в один из важней­ших секторов туристского рынка.

Военные события в Персидском заливе в 1990-1991 гг. привели к зна­чительному уменьшению потока туристов в страны Персидского залива, восточной части Средиземного моря и Северной Африки. Серьезно по-

страдали многие компании, в частности авиакомпании. Некоторые из них разорились, другие в течение нескольких последующих лет были вынуж­дены преодолевать значительные трудности.

В целом 90-е годы XX в. характеризовались спадом темпов роста меж­дународного туризма, которые составляли около 4% в год.

Террористические акты в США в сентябре 2001 г. негативно повлия­ли на ситуацию в туристском бизнесе, причем гораздо больше, чем война в Персидском заливе. Резко сократился объем въездного туризма в США (на 12,6%), а также значительно уменьшилось число поездок внутри стра­ны. Многие турфирмы, гостиницы и авиакомпании обанкротились.

Однако, несмотря на внутренние и внешние неблагоприятные факто­ры, международный туризм развивается. Появляются новые потоки тури­стов из стран, откуда прежде было мало или совсем не было туристов, новые места туристского назначения, новые формы туризма.

В 2001 г. число зарубежных поездок уменьшилось по сравнению с 2000 г. на 1,3% и составило по итогам 2001 г. 689 млн. За последние 20 лет это было первое снижение данного показателя.

По данным ВТО, самой привлекательной страной планеты с точки зрения туризма с 2001 г. была Франция, которая приняла на 1,5 млн тури­стов больше, чем в 2000 г., что составило 76,5 млн. В таблице 2.1 приво­дятся данные по странам-лидерам топ-направлений в мировом туризме.

 

Страны - лидеры топ-направлений в мировом туризме в 2001 г. (млн человек)

 

Страна 2000 г. 2001 г. Отклонение, % Доля на мировом рынке, %
Франция 75,6 76,5 1,2 11,1
Испания 47,9 49,5 3,3 7,2
США 50,9 44,5 -12,6 6,5
Италия 41,2 39,1 -5,1 5,7
Китай 31,2 33,2 6,4 4,8
Великобритания 25,2 23,6 -6,6 3,4
Канада 19,7 19,7 0 2,9
Мексика 20,6 19,6 -4,9 2,8
Австрия 18 18,3 1,7 2,7
ФРГ 19 17,9 -5,8 2,6

 

На второе место по числу приемов иностранных туристов вышла Ис­пания, обогнавшая по данному показателю такую великую туристскую державу, как США. Причем число туристов, посетивших Испанию в 2001 г., увеличилось на 3,3% по отношению к 2000 г.

В настоящее время тенденция, продемонстрированная в табл. 2.1, со­храняется.

В целом динамика развития международного туризма во второй по­ловине XX в. оказала значительное влияние на состояние мировой экономи­ки. Некоторые страны и даже регионы решали свои проблемы в основном за счет валютных поступлений от туризма. Из стран со средним и высо­ким уровнем доходов наибольшая зависимость суммарных экспортных поступлений (товары и услуги) от международного туризма сложилась в Хорватии (в 1998 г.-32%), Греции (25%), Испании (19%), Турции (14%).

На долю туризма приходится около 6% мирового валового националь­ного продукта, 7% мировых инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5% налоговых поступлений. В Западной Европе и Северной Америке каждое 13-е рабочее место приходится на туриндустрию, в Юго-Восточной Азии каждый 15-й работник занят в турбизнесе.

Динамика показателей развития международного туризма

Год Число туристов, млн человек Валютные поступления от международного туризма, млрд дол. США
1958 55,3 5,5
1970 168 17,4
1981 290 106
1992 476 279
1995 576 372
1998 635 440
1999 650 455
2000 698 475,9
2001 689 463,6
2002 702,6 474

 

Внутренний туризм. Внутренний туризм представляет особый инте­рес, так как 80% всех туристских потоков приходится именно на этот вид туризма. Очень трудно получить точные данные о внутреннем туризме, потому что многие путешествия остаются незарегистрированными, а сбор, обработка и анализ статистических данных требуют значительных затрат на создание соответствующих структур и подготовку персонала.

Объем внутреннего туризма в каждой стране зависит от географиче­ских факторов, например, занимаемой площади, расположения по отно­шению к другим местам туристского назначения, наличия туристских ре­сурсов. Так, в Нидерландах и Бельгии объем внутреннего туризма невелик, поскольку площади территорий этих стран маленькие и их жителям не до­ставляет большого труда добраться до соседних стран, располагающих уникальными туристскими ресурсами. А вот в США и Австралии картина совершенно другая: во-первых, эти страны имеют достаточно большие площади, во-вторых, они могут предложить целый ряд высококачествен­ных мест туристского назначения (в США основные потоки внутреннего туризма направляются в Калифорнию, Флориду, штаты Нью-Йорк и Те­хас). В результате у этих стран достаточно большой объем внутреннего туризма.

Внутренний туризм будет развиваться по мере того, как новые стра­ны будут появляться на туристском рынке.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!