Современная западная философия

1 Апр 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Современная западная философия чрезвычайно многообразна. Полное и доскональное ее изучение требует большого количества времени и усилий. В рамках учебного курса можно выделить с условной долей схематизма 3 основных философских направления,, демонстрирующих пестроту и неповторимость постановки и решения определенных философских проблем, а именно — иррационалистически-антропологическое, позитивистское и религиозное.

Иррационализм в современной философии представляет мировоззренческую установку, в основе которой лежит абсолютизация роли нерациональных, бессознательных мотивов, импульсов в человеческой деятельности, духовном опыте, психике человека. Иррационализм складывается из множества философских течений и школ во второй половине XIX в., выступая прежде всего реакцией на классическую западноевропейскую философию.

Проблема разума — сердцевина классической философии, под которой понимается философия XVII — середины XIX в. Классическая философия считает, что природа, история, человеческая деятельность развиваются благодаря внутренне присущей им «разумности» . В рамках рациональной деятельности выделяется два пласта — мыслительная деятельность, основанная на опыте, т. е. мышление посредством расчета, доказательства, рассуждения (рассудок), и деятельность мысли, как бы воспаряющая над опытом, имеющая сверхопытный, надэмпирический характер (разум). Это единство разума и рассудка называется интеллектом.

Французская революция XVIII в. утвердила культ разума, который закреплял веру в возможность переустройства жизни на началах Разума, под которыми прежде всего понимались идеалы Свободы, Равенства, Братства. В классической философии господствовала вера в совершенствование разума через прогресс науки. Она переросла у большинства философов в уверенность, что разум есть главный и наилучший инструмент преобразования человеческой жизни. Наиболее яркой формой такого разума считалось научное познание, но большие надежды возлагались на воспитание рассудка, здравого смысла, способности к познанию, присущих каждому отдельному человеку. На этой основе разум объединяли с просвещением масс, а просвещение — с демократией.

Наиболее полное развитие иррационализм как философское направление получает начиная со второй половины XIX в. Утверждение иррационализма происходило по мере разочарования широких масс людей в тех идеалах, которыми оперировала классическая философия. В это время осознается простой факт, что прогресс науки и техники не ведет к реализации вековых идей человечества. Люди перестали видеть в мировом историческом процессе проявление и существование высшего разума. Из- за этого утратила свою притягательную силу идея приоритета социально-исторической активности человека. Наука в своем благородном стремлении к объективности забыла о человеке, стала равнодушной л его страданиям и тревогам. Основанное на рационализме общество предлагает человеку заменить свою сущность личностью: сотрудника правоохранительных органов, бизнесмена и т. п. В философии и искусстве этого времени утверждается мысль о беспочвенности и тщетности всех упований человека на то, что объективное движение мирового процесса гарантирует осуществление собственно человеческих целей.

Понятно, что иррационализм как философское направление имеет собственные идейные истоки, среди которых обычно выделяются мифология, римский стоицизм и неоплатонизм, христианская теология. В древнегреческом мифе берут начало положенные в основу философии жизни и экзистенциализма дух бунтарства и благословение поступка, направленного на прорыв человеком тех дозволенных рамок, которые установлены обыденным сознанием и идеологией. В поздней античности и христианской теологии формируется теория познания, призванная доказать существование глубинной основы мира и человеческой деятельности, недоступной для познания научными средствами. Разрабатывается учение о религиозном экстазе, озарении как более высоком по отношению к разуму уровню познания. Возрастающая роль науки в обществе усилила вопрос о роли и месте разума в человеческой жизни. В христианской теологии появляются учения, восхваляющие достижения разума, собственные усилия человека в познании мира. Но истины разума в этих учениях рассматриваются в качестве истин высшего порядка — истин откровений.

В целом, в иррационализме можно выделить три основные течения: философия жизни, психоанализ, экзистенциализм. Эти течения не исчерпывают всего содержания иррационализма, но дают отчетливое представление о главных философских проблемах и способах их решения в современной западной философии.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!