Совокупный спрос и совокупное предложение

12 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Задача макроэкономики состоит в том, чтобы выяснить, как функционирует экономическая система в целом, в связи с чем возникает необходимость агрегирования экономических категорий. При этом для анализа макроэкономики необходимо рассмотреть категории совокупного спроса (AD)и совокупного предложения (AS) ведь на реальном рынке встречаются не два контрагента – продавец и покупатель, а множество продавцов и покупателей. Поэтому речь идет не об индивидуальном спросе и не об отдельном предложении какого-то конкретного товара, а о совокупном агрегированном спросе и совокупном предложении в масштабе национального рынка. В этих условиях конкретные товары объединяются в совокупную массу товаров, предложение которых выражается не в штуках, метрах, тоннах, а в стоимостном измерении в виде совокупной цены. В свою очередь, спрос выступает не как спрос индивидуальных покупателей или групп населения, а в форме платежеспособного совокупного спроса в масштабе национального хозяйства. Следовательно, совокупный спрос – это модель, представ-ляющая собой сумму всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги ВНП при возможном уровне цен. Другими словами, совокупный спрос – это такой объем национального производства, который может быть востребован потребителями при различных уровнях цен.

По структуре совокупный спрос состоит из личных потребительских расходов населения – С; инвестиционных расходов (спрос на средства производства со стороны предпринимателей) – I; государственных расходов на товары и услуги – G;  чистого экспорта – Хn. Следовательно, AD = C + I + G + Xn.

Поскольку совокупный спрос представляет собой агрегированный денежный спрос на элементы реального ВНП при соответствующем уровне цен, то AD зависит прямо пропорционально от денежной массы (М) и скорости оборота денег (V) и обратно пропорционально – от уровня цен (Р), то есть AD = M x V : P.

Совокупное предложение (AS) есть модель, представляющая собой сумму всех индивидуальных предложений товаров и услуг ВНП, которая может быть предложена при возможном уровне розничных цен.

Величина AS может быть приравнена к величине ВНП, то есть AS = ВНП = Q x P. Совокупное предложение показывает реальный объем национального производства, который будет произведен при различных уровнях цен.

Рыночный процесс взаимодействия совокупного спроса и предложе-ния, достижения общего экономического равновесия можно проана-лизировать при помощи модели AD - AS.

На рис. 15.1 мы имеем графики совокупного спроса и предложения. Кривая совокупного спроса AD внешне имеет сходство с кривой спроса на отдельном товарном рынке, но строится в иной системе координат. На оси абсцисс указываются значения реального объема производства ВВП. На оси ординат указывается уровень цен.

Кривая совокупного предложения состоит из трех отрезков: горизонтальный, или кейнсианский, вертикальный, или неоклассический, и восходящий, или промежуточный. Каждый из отрезков характеризует определенную ситуацию, которая может сложиться в масштабе всей экономики.

Кейнсианский отрезок свидетельствует о том, что экономика не использует все имеющиеся ресурсы. Их можно привести в действие, не оказывая или почти не оказывая никакого влияния на уровень цен. Для этого необходимо увеличить совокупный спрос. На рисунке увеличение совокупного спроса с AD1 до AD2 обусловливает увеличение реального объема производства с q1 до q2. Увеличение производства влияет и на занятость. По учению Кейнса, совокупный спрос определяет совокупное предложение, а, следовательно, производство и занятость.

Неоклассики исходят из того, что рыночная экономика всегда находится в состоянии полной занятости, когда все ресурсы вовлечены в процесс производства. На графике – это объем производства, равный q3. В этом случае увеличение совокупного спроса уже не может увеличить производство. Рыночное равновесие нарушается, что обусловливает увеличение уровня цен. По  взглядам классиков и неоклассиков, в услови-ях полной занятости  уровень производства может быть увеличен за счет роста эффективности, без вовлечения в производство дополнительных ресурсов. В последнем случае рост производства сказывается на уровне потребления или на уровне спроса. Спрос увеличивается. Следовательно, по мнению классиков, в условиях полной занятости предложение определяет спрос.

Вернемся к нашему рисунку. На графике увеличение совокупного спроса с AD3 до AD4 без роста эффективности производства обусловливает рост общего уровня цен с Р1 до Р3. С ростом эффективности производства совокупное предложение увеличивается с AS1 до AS2, что является основой для роста объема продаж с q3 до q4 без изменения общего уровня цен (Р2). Спрос увеличивается на величину роста объема производства.

И, наконец, промежуточный отрезок означает, что экономика приближается к состоянию, когда для расширения производства ресурсов начинает не хватать. Вследствие этого цены на них начинают расти. Рост цен на ресурсы повлечет за собой рост издержек  и рост номинального ВНП.

Вопросы о том, в каких условиях (полной или неполной занятости) функционирует современное рыночное хозяйство и что первично – спрос или предложение, имеют важное методологическое и практическое значение.  Поэтому остановимся более подробно на научных концепциях Кейнса и классиков, при помощи которых они обосновывают свои теоретические положения.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!