Советское государство в период развитого социализма (середина 1960-х — середина 1980-х годов)

3 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Вскоре после смещения Н.С.Хрущева (1964 г.) начинается воз­врат к централизации Советского государства. В 1965 г. система уп­равления промышленностью кардинально изменилась, перейдя от тер­риториального к отраслевому принципу. Совнархозы были ликвидиро­ваны, и управление промышленностью передано отраслевым министер­ствам, созданным как общесоюзные и союзно-республиканские орга­ны. В 1967 г. в центре было сконцентрировано и управление строи­тельством. В 1970 г. в ведение Союза было передано управление хи­мической и нефтяной промышленностью.

Произошла централизация и в области руководства культурой. С момента возникновения Советского Союза управление просвещени­ем всегда находилось в компетенции республик. В 1966 г. впервые было

создано союзно-республиканское министерство просвещения. Это по­зволило унифицировать систему и программу обучения школьников, лучше организовать изучение русского языка. В том же году важней­шие вузы страны были вновь переданы в ведение Министерства выс­шего и среднего специального образования СССР.

В июле 1973 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании. В Основах закрепля­лась обязательность всеобщего среднего образования, регламентиро­вались общие принципы организации высшего образования.

Централизация коснулась также органов охраны общественного порядка и юстиции. В 1966 г. было создано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка. Было восстановлено и централизованное управление органами юстиции. В 1970 г. было вос­создано Министерство юстиции СССР

Итоги развития организации государственного единства были под­ведены Конституцией СССР 1977 г. и созданными на ее базе консти­туциями союзных и автономных республик. Прежде всего изменилось место, на котором стоит в Конституции вопрос о форме государствен­ного единства. Если в Конституции 1936 г. о ней говорилось в главе второй, то теперь аналогичные вопросы трактовались в разделе тре­тьем. Ему предшествовал принципиально новый раздел, посвященный проблемам личности. Такая структура подчеркивала большее внима­ние Основного закона к личности.

Статья 70 Конституции Союза ССР характеризует наиболее об­щие черты конструкции государства. Закон выделяет основную цель федерации - разрешение национального вопроса, поскольку говорит о многонациональном характере Союза и объединении в нем народно­стей и наций. Вместе с тем, говоря о союзных республиках, он отмеча­ет их советский и социалистический характер, но не называет нацио­нальными. Такая трактовка отражала реальное положение вещей, ни одна из существовавших союзных республик не была в полном смысле слова мононациональной. Названная статья, да и вся Конституция, под­черкивает равноправие союзных республик.

Статья 73 Основного закона СССР дает перечень прав Союза. К компетенции Союза относились, в частности, определение государствен­ной границы СССР и утверждение изменений границ между союзными республиками, обеспечение единства законодательного регулирования на всей территории СССР, установление основ законодательства Союза ССР и союзных республик, руководство экономикой страны, включая разработку и утверждение государственных планов экономического и социального развития, бюджет, война и мир, организация обороны, ру­ководство вооруженными силами, обеспечение государственной безо­пасности, международные отношения, внешняя торговля на основе ее монополии, координация отношений союзных республик с иностранны­ми государствами, контроль за соблюдением Конституции СССР и обес­печение соответствия конституций союзных республик Конституции СССР Конституция Союза ССР содержала специальную главу (гл. 9), посвященную правовому положению союзных республик. В ней, в част­ности, отмечалось, что все союзные республики имеют свои конститу­ции. Статьей 77 Конституции 1977 г. предусматривалось некоторое рас­ширение хозяйственных прав союзных республик.

Сохранялся прежний порядок, при котором территория союзной республики не могла быть изменена без ее согласия (ст. 78). В ходе хозяйственного строительства иногда возникала потребность в изме­нении границы той или иной союзной республики, с тем чтобы сло­жившиеся экономические связи были увязаны с политическими. Воп­росы эти решались обычно без всяких осложнений.

В новой Конституции сохранилось положение, установленное еще во время Великой Отечественной войны, по которому союзные рес­публики имели право внешних сношений.

Основной закон Союза и большинство конституций республик умалчивают о государственном языке, исходя из старых ленинских пред­ставлений по этому вопросу. Вместе с тем закавказские республики решили проблему по-своему. Они установили, что язык титульной на­ции является государственным языком. Одновременно предусматри­валась свобода пользования другими языками.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!