Советский государственный механизм в 1918 — 1920 гг.

22 Ноя 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Общая структура высших органов власти и управления во время войны осталась в принципе такой, какой она сложилась в пору обра­зования Советского государства. Регулярно созывались всероссийс­кие съезды Советов. В ноябре 1918г. состоялся VI, в декабре 1919г.- VII, в конце 1920 г. - VIII съезды Советов. Продолжали функционировать ВЦИК, его Президиум и Совнарком, VII Всероссийский съезд Советов установил сессионный порядок работы ВЦИК. До этого ВЦИК был постоянно действующим органом. Теперь было решено устраивать очередные его заседания раз в два месяца. Такой порядок позволял членам ВЦИК больше работать на местах, освобождал их от необходимости постоянно находиться в Москве. Президиум дол­жен был готовить материалы для ВЦИК, вносить проекты декретов на его рассмотрение, наблюдать за исполнением постановлений и т.п.

Постановление VIII съезда Советов развивало конституционные положения, касавшиеся Совета Народных Комиссаров. Оно устано­вило, что Совнарком рассматривает и утверждает все декреты и об­щегосударственные мероприятия, не терпящие отлагательства, в том числе по делам военным, и все мероприятия, влекущие за собой обя­зательства для РСФСР в международных отношениях.

Условия интервенции и Гражданской войны потребовали создания особого органа, объединяющего усилия всего государства в борьбе с врагом. Так возник Совет Рабочей и Крестьянской Обороны, учреж­денный Декретом ВЦИК 30 ноября 1918 г. Совет объединял работу военного и важнейших хозяйственных ведомств, обеспечивал военный режим в промышленности, на транспорте, в продовольственном деле. Возглавлял его Ленин.

В начале 1920 г. Совет Рабочей и Крестьянской Обороны был пре­образован в Совет Труда и Обороны (СТО). На него возлагались обя­занности по установлению единого хозяйственного плана, направле­нию работы хозяйственных наркоматов в соответствии с планом, осу­ществлению контроля за его исполнением. VIII съезд Советов подтвер­дил, что законодательными органами являются Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК.

Конституция РСФСР не перечисляла их права, проводя лишь ту общую идею, что они должны заниматься сугубо местными делами и осуществлять постановления всероссийских органов. В развитии пра­вового положения местных Советов можно отметить две характер­ные тенденции: с одной стороны, изъятие из их компетенции вопро­сов, по своей природе являющихся общегосударственными, с дру­гой - сохранение за ними весьма широких прав. Эти тенденции от­разились в законодательстве о Советах (постановления VII и VIII Всероссийских съездов Советов «О советском строительстве»). В 1920 г. ВЦИК издал Положение о волостных исполкомах и сельских Советах.

Местные Советы должны были организовывать учет военнообя­занных, допризывную подготовку, призыв в армию, борьбу с дезертир­ством. В сфере хозяйственного управления местные органы власти сохранили широкие права. Аналогично строилось и финансовое управ­ление на местах. Уже в 1918 г. возникают более или менее стройные бюджетные отношения между центром и губерниями, упорядочивают­ся способы изыскания средств. Местные Советы имели право полу­чать средства из местных источников и от центральной власти.

При этом местные налоги и сборы должны были использоваться на нужды местного хозяйства.

Ревкомы возникли как преемники военно-революционных комите­тов периода Октября в качестве временных, чрезвычайных органов, ко­торые создавались в районах, объявленных на военном положении. Они представляли собой узкую коллегию из 3-5 членов, куда входили пред­ставители местных Советов, военный комиссар губернии или уезда. Осе­нью 1919 г. ревкомы были созданы в большинстве районов страны. Их статус был регламентирован специальным Положением о революцион­ных комитетах, изданным ВЦИК и Советом Рабочей и Крестьянской Обороны.

Ревкомы в прифронтовой полосе и освобожденных от врага райо­нах выполняли функции органов власти и управления. В прифронто­вой полосе они имели главной целью подготовку к борьбе против вра­га, в освобожденных районах подготавливали организацию Советов, а до их создания осуществляли государственную власть. Ревкомы в тылу действовали наряду с исполкомами Советов, занимаясь работой по укреплению тыла на случай военной опасности, организовывали по­мощь Красной Армии и т.п.

Весной 1918 г. делаются первые шаги к переходу от добровольчес­кого принципа формирования Красной Армии к всеобщей воинской обязанности. Окончательно этот переход был закреплен постанов­лением V Всероссийского съезда Советов.

Воинская повинность устанавливалась для всего населения, но прин­цип классового отбора в армию сохранялся. Однако если в доброволь­ческий период нетрудовые элементы в Красную Армию не допускались вообще, то в соответствии с Конституцией РСФСР они стали призываться, но их использовали в тыловом ополчении, для комплектования нестроевых частей, военно-строительных подразделений и т.п.

Создание массовой регулярной Красной Армии потребовало коман­дных кадров. В этих целях приступили к созданию широкой сети воен­ных учебных заведений.

Однако военная обстановка и масштабное развертывание армии диктовали незамедлительность обеспечения всех частей и подразде­лений командирами. В этих условиях Советское правительство сочло возможным привлечь к командной службе военных специалистов ста­рой армии. Их брали на учет и назначали на соответствующие команд­ные посты, предупреждая, что за использование своего положения в контрреволюционных целях они будут строго караться.

V Всероссийский съезд Советов указал, что период случайных фор­мирований отрядов, кустарного строительства Вооруженных Сил за­кончился. Бойцы Красной Армии обязаны были беспрекословно под­чиняться приказам командиров.

Укреплению организованности способствовало и введение в Крас­ной Армии знаков различия. В отличие от царской и белых армий в советской погоны были заменены нарукавными нашивками и петли­цами разного цвета.

Входе Гражданской войны был создан новый, чрезвычайный орган военного управления - Революционный военный совет республики, сохранившийся затем и в мирное время. К Реввоенсовету перешли все функции Наркомвоена.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!