Советская система государственного управления в 30-е годы

30 Ноя 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Во время Гражданской войны обстановка часто вынуждала отсту­пать от демократических принципов работы Советов. Часто власть на местах осуществляли ревкомы.

Вскоре после войны были приняты Положения о местных Советах.

Важным средством укрепления Советов явилось привлечение к их работе избирателей. Основными формами такого вовлечения ста­ли секции Советов и депутатские группы. Секции создавались из де­путатов Советов и привлеченного актива, т.е. любых избирателей, которые желали участвовать в работе секций. Их организовывали преимущественно по отраслевому принципу. В городах секции выс­тупали как помощники отделов исполкома. Секции сельских Сове­тов, не имевших своего исполнительного аппарата, выполняли на общественных началах работу, которая в городах возлагалась на штат­ные отделы исполкомов.

Новой формой связи Советов с-населением были депутатские группы, создававшиеся на предприятиях и объединявшие депутатов Советов, избранных от данного завода или фабрики. Депутатские группы занимались преимущественно удовлетворением нужд изби­рателей (прием жалоб, дача справок и разъяснений по вопросам со­ветской работы и права и т.д.).

В 1924-1925 гг. в союзных республиках были изданы новые По­ложения о местных Советах, уточнявшие и расширявшие их права.

Проблема «коренизации» предполагала введение языка коренных народов во всех сферах государственной и общественной деятельнос­ти соответствующих национально-государственных единиц и привлечение в органы власти, управления, юстиции представителей корен­ного населения.

Введение местных языков в официальный оборот было делом да­леко не простым. Некоторые народы не имели своего литературного языка, своей письменности, во многих языках отсутствовала или по­чти отсутствовала современная политическая и правовая терминоло­гия. Большим препятствием была нехватка работников, владеющих национальными языками.

Несмотря на все трудности, «коренизация» имела успех. Если в 1920 г. в Татарии делопроизводство на татарском языке было постав­лено в 20% татарских сельских Советов, то в 1923 г. оно осуществля­лось в половине сельсоветов. В Туркестане в 1921 г. около 90% деле­гатов областных и уездных съездов Советов принадлежало к коренно­му населению. Если на I съезде Советов Чувашии в 1920 г. чуваши со­ставляли меньше половины делегатов, то уже на следующем съезде в 1922 г. - около 85%. Работа по «коренизации» продолжалась и в даль­нейшем.

Переход к мирному строительству потребовал реорганизации ор­ганов управления хозяйством. Единым экономическим центром стал Совет Труда и Обороны (СТО), новое Положение о котором утвердил VIII Всероссийский съезд Советов. Председателем СТО был предсе­датель Совнаркома, а членами - наркомы по военным делам, труда, путей сообщения, земледелия, продовольствия, РКИ, председатель ВСНХ и представитель ВЦСПС. На СТО возлагалось согласование деятельности ведомств в области обеспечения обороны страны и хо­зяйственного строительства.

В качестве местных органов экономического управления в 1921 г. были созданы областные, губернские и уездные экономические сове­щания. Низовыми органами СТО стали экономические совещания на предприятиях, а также крестьянские комитеты по улучшению сельс­кого хозяйства.

Одной из важнейших функций СТО было направление работы хо­зяйственных наркоматов в соответствии с единым государственным планом. Для разработки такого плана и общего наблюдения за его ис­полнением в феврале 1921 г. была создана Государственная общепла­новая комиссия (Госплан). При хозяйственных наркоматах были уч­реждены плановые комиссии.

ВСНХ республик теперь окончательно стали ведомствами, руко­водящими только промышленностью. Вместе с тем их внутренняя структура также изменилась. Предприятия, находившиеся в ведении ВСНХ, были разделены на две группы. Часть осталась в непосредствен­ном подчинении ВСНХ, остальные были переданы в управление мест­ным органам.

По Конституции СССР ВСНХ рассматривался как объединенный наркомат. Он руководил ВСНХ союзных республик, подчинявшимися одновременно своим ЦИК и Совнаркомам. Вся промышленность в со­ответствии с этим была разделена на общесоюзную, республиканскую и местную.

Структура органов управления промышленностью в системе ВСНХ неоднократно менялась. С переходом на хозрасчет предприятия по­лучили большую самостоятельность. Но субъектами права стали не отдельные заводы и фабрики, а их объединения - тресты. Рыночные отношения, установившиеся и в промышленности, привели к возник­новению конкуренции, что в свою очередь обусловило снижение цен на промышленную продукцию. Это поставило тресты на грань разо­рения. Чтобы воспрепятствовать такому процессу, в 1922 г. были со­зданы синдикаты, объединившие и организовавшие сбыт продукции по определенному кругу предприятий, составлявших целую отрасль. Синдикаты стали монополистами в каждой отрасли, что позволило существенно влиять на динамику цен, которые неуклонно поползли вверх.

По мере восстановления промышленности хозяйственные возмож­ности отдельных предприятий возросли. Это позволило в 1927 г. уси­лить их хозяйственную и административную самостоятельность. Хоз­расчетные права перешли от трестов к отдельным предприятиям. Луч­шей формой управления промышленностью в конце периода были при­знаны отраслевые хозрасчетные объединения, венчавшие систему хоз­расчета в промышленности.

Характерной чертой управления промышленностью стало сочета­ние функционального и отраслевого принципов. При функциональном методе управление нижестоящими органами или предприятиями осу­ществляется по отдельным функциям: планированию, снабжению, финансированию, техническому обеспечению. Отраслевой принцип предполагает руководство одним органом целой отраслью хозяйства, промышленности по всем вопросам.

Управление сельским хозяйством осуществлялось Наркоматом зем­леделия, губернскими и уездными земельными отделами исполкомов.

При образовании СССР наркоматы земледелия были отнесены к категории республиканских наркоматов. Однако необходимость решать некоторые вопросы в общесоюзном масштабе привела к созыву сове­щаний народных комиссаров земледелия всех республик. В 1929 г. си­стема руководства сельским хозяйством союзных республик была усо­вершенствована. ЦИК Союза 7 декабря 1929 г. создал объединенный союзно-республиканский Наркомат земледелия СССР

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!