Совершенствование планирования ВЭД предприятия - Часть 3

Глава II. ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ВЭД НА ОАО ММК

2.1. Анализ внешнеэкономических связей ОАО ММК

Датой образования Магнитогорского металлургического комбината считается 1 февраля 1932 года, когда был получен первый чугун. В течение двух последующих лет были пущены в эксплуатацию мартеновские печи, прокатные (в основном сортовые) станы. В 1941 году на комбинате было освоено производство броневого листа. После второй мировой войны практически каждый год в строй вводились новые агрегаты. В 1989 году производство достигло рекордной цифры – 16 млн. тонн стали (15, с. 98).

В 1992 году Магнитогорский металлургический комбинат в соответствии с государственной программой приватизации был преобразован в акционерное общество.

Сегодня ОАО «ММК» - одна из самых перспективных, динамично развивающихся Компаний черной металлургии, выпускающая слябы, заготовку, сортовой прокат, горячекатаный и холоднокатаный лист, холоднокатаную ленту, оцинкованный листовой прокат, белую и черную жесть, трубы, гнутые профили и другие виды товарной продукции.

В состав группы ММК входят метизно-металлургический, калибровочный и цементно-огнеупорный заводы, предприятия машиностроительной и строительной отраслей, а также организации, занимающиеся финансовой и торговой деятельностью.

В настоящее время ОАО «ММК» занимает 15-е место среди крупнейших предприятий России и 15-ю позицию в рейтинге сталелитейных компаний мира (14).

По широте сортамента выпускаемой продукции и объемам продаж ОАО «ММК» является лидером в России. Освоение новых видов продукции открывает перед Компанией новые возможности расширения своих поставок.

В октябре 1999 года генеральный директор ОАО «ММК» В.Ф. Рашников принял решение о разработке и внедрении системы менеджмента качества (СМК) согласно международным стандартам ИСО серии 9000.

В марте 2001 года принята к руководству «Политика в области качества» ОАО «ММК», основная стратегическая цель которой – сохранение долгосрочной конкурентоспособности на мировом рынке металлопроката.

По результатам сертификационного аудита, который состоялся с 3 по 6 декабря 2002 года, выданы 2 сертификата на соответствие требованиям ИСО 9001:2000 и ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в области разработки и производства слябов непрерывно-литых для горячего проката; горячекатаных рулонов, холоднокатаных рулонов и листов; ленты холоднокатаной:

 сертификат TUV CERT (Германия) № 0410022041 от 17.12.2002;

 сертификат Госстандарта России № РОСС RU/ИСО2.К00031 от 04.01.2003.

ОАО «ММК» не останавливается на достигнутом.

В декабре 2002 года высшим руководством Компании принято решение о расширении области сертификации системы менеджмента качества и принята программа совершенствования СМК (15).

В течение 2003 года к расширению области сертификации СМК ОАО «ММК» подготовлены подразделения, производящие известь, щебень, агломерат, чугун, горячекатаные рулоны, полосы и листы, жесть, сталь оцинкованную, стальные электросварные трубы и холодногнутые профили.

Сертификация расширенной области СМК намечена на февраль 2004 года и будет совмещена с наблюдательным аудитом сертифицирующих органов.

В декабре 2003 года принято решение о внедрении требований стандарта ИСО/ТУ 16949:2002 «Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2000 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части» в действующую систему менеджмента качества ОАО «ММК».

ОАО «ММК» производит самый широкий сортамент металлопродукции: от слябов, сортового и листового металлопроката до высокотехнологичной продукции дальнейшего передела, который включает производство холоднокатаной ленты, белой жести, оцинкованного листа, гнутых профилей.

ОАО “ММК” во втором квартале 2005 года произвело товарной металлопродукции на 2483,5 тыс. тонн, что на 2,1% выше, чем в первом квартале 2005 года. Выручка составила 36 519,7 млн. рублей, что на 1,3% выше уровня первого квартала 2005 года. Основную долю в выручке от реализации товарной металлопродукции ОАО “ММК” составляют сортовой прокат (7,5%) и листовой прокат (67%).

Доля сортового проката во втором квартале 2005 года снизилась на 1,1% относительно первого квартала этого года, при этом доля в выручке снизилась на 0,6 %, что связано с ростом цен на 3,0%, тогда как средний темп роста цен на металлопродукцию снижается на 0,8% (15, с. 102).

Во втором квартале 2005 года по сравнению с первым кварталом 2005 года, доля листового проката в натуральном выражении увеличилась на 0,5%, а в выручке снизилась на 0,7% .

В структуре себестоимости основную долю занимают затраты на сырье и материалы (65,7%). По сравнению с первым кварталом 2005 доля затрат на сырье и материалы снизилась на 1,9%. Затраты на оплату труда с отчислениями выросли на 100,5 млн. рублей, при этом доля в структуре себестоимости не изменилась. Также произошло увеличение доли прочих расходов на 0,18%.

2.2. Оценка состояния планирования ВЭД на ОАО «ММК»

Планирование ВЭД предприятия на ОАО ММК осуществляет отдел внешнеэкономических связей (далее ОВЭС). В его непосредственные задачи входит:

1. Научно-техническое сотрудничество и внешние связи. Это предполагает проведение необходимых мероприятий по научно-техническому сотрудничеству с другими фирмами и изучении и внедрении передового опыта, разработку планов сотрудничества, организацию переговоров, сбор и накопление информации по международному опыту, подбор специалистов для командирования за рубеж, планирование и контроль за экспортным производством, а также статистическую отчетность.

2. Протокол: организация протокольных мероприятий, связанных с приемом делегаций; проведение консультаций с иностранными специалистами и т.д.; оформление документов для всех прибывающих на предприятие специалистов по вопросам расширения рынка сбыта продукции и обмену опытом; обеспечение переводчиками иностранных специалистов, делегаций, а также переговоров; перевод каталогов, проспектов, другой технической документации.

3. Аналитические исследования, составление прогноза сбыта и выработка политики ценообразования: анализ характеристик выпускаемой продукции с точки зрения требований рынка; изучение и анализ рынка сбыта продукции; разработка, составление прогноза сбыта; определение возможного ассортимента товаров для продажи на рынке и разработка проекта планируемого оборота предприятия и новых форм обслуживания; создание банка данных для маркетингового ситуационного анализа; изучение факторов, влияющих на скорость внедрения товара на рынке, и выбор наиболее оптимального подхода к ценообразованию при реализации продукции предприятия; анализ состояния цен на рынке.

4. Изучение рекламной деятельности: разработка мероприятий по стимулированию спроса продукции предприятия; проведение анализа мероприятий по рекламе продукции.

5. Разработка планов и работа по заключению договоров на реализацию продукции: заключение и продление договоров, оформление контрактов; работа с биржами, брокерами, дилерами и агентами по сбыту; поиск потребителей на основе выданных прогнозов сбыта; ведение картотеки по учету потребителей; переговоры с потенциальными потребителями; ведение сбыта по регионам; работа по обеспечение запасными частями.

При планировании ВЭД предприятия отдел планирования учитывает следующий момент: позитивный для мировой металлургии 2004 год сменился в 2005 году ситуацией, характеризующейся несбалансированностью спроса и предложения для сталелитейной промышленности. Однако, начиная со второй половины 2005 года, ценовая конъюнктура на мировом рынке металлопроката приобрела относительно положительную динамику. Во многом этот процесс связан не только с циклическими колебаниями цен в мировом масштабе, но и с начавшимся значительным ростом металлопотребления. По экспертным оценкам в 2004 году мировое потребление проката выросло на 4% и составило 770 млн. тонн, в 2003 году оно выросло на 8,5 % и достигло уровня 840 млн. тонн. В 2004 году положительные тенденции роста, как прогнозируется, сохранятся. Во многом положительная динамика будет обеспечиваться продолжающимся ростом потребления в Китае и нехваткой мощностей внутри страны для полного удовлетворения спроса на металлопродукцию. Китай является «локомотивом» роста мирового металлопотребления в последние 3 года и обеспечивает 70% прироста и треть всего объема металлопотребления. По итогам 2004 года объём переработанного Китаем металлопроката превысил 250 млн. тонн при объеме собственного производства около 220 млн. тонн, прирост к 2003 году составил 21,2%. Как по объемным оценкам рынка металлопроката в натуральном выражении, так и по ценовым, именно китайский рынок во многом определяет мировую ценовую конъюнктуру.

Россия в списке крупнейших мировых производителей стали занимает четвертое место, уступая Китаю, Японии и США.

Ценовая конъюнктура в 2003-2004 годах также приобрела положительную динамику по сравнению с 2001 годом. Первый пик её роста пришелся на первый квартал 2003 года, однако уже во втором квартале зафиксировано снижение цен мирового рынка на большинство видов металлопроката. Средняя цена на горячекатаные рулоны за 2 квартал 2004 года снизилась на 14,4%, на холоднокатаные рулоны – на 8,5%. В то же время уровень цен мирового рынка на продукцию черной металлургии в первом полугодии 2003 года оставался выше среднего уровня цен первого полугодия 2003 года: на холоднокатаные рулоны – 37,9%, на сортовую сталь – 32,9%. Однако с третьего квартала 2004 года ценовой тренд приобрёл ярко выраженную тенденцию роста. Итогом 2004 года явилось то, что на рынке установились крайне высокие цены практически на все позиции металлопроката (14).

Однако начало 2005 года показало, что ценовой максимум, носящий подчас и спекулятивный характер, в 2004 году еще не был достигнут. В первом квартале 2005 года поступательное движение цен вверх продолжилось. По оценкам аналитиков и специалистов некоторая стабилизация и корректировка уровня цен произойдёт во втором-третьем квартале 2004 года (14).

Указанные колебания на глобальном рынке стали оказывают значительное влияние на эффективность сбытовой деятельности ОАО «ММК». Одним из способов уменьшения воздействия на Компанию негативных макроэкономических факторов является планомерное сокращение доли экспортных продаж в общей структуре реализации товарной металлопродукции и увеличение поставок на внутренний рынок.

Рост объема реализации товарной металлопродукции ОАО «ММК» на экспорт в стоимостном выражении значительно увеличился не только за счет увеличения объемов продаж высокодоходной продукции глубоких переделов, но и во многом за счет благоприятной ценовой конъюнктуры на основных мировых рынках сбыта.

В географическом разрезе ключевыми рынками ОАО «ММК» являются регионы Юго-Восточной Азии и, в частности, Китай, на долю которого приходится четвёртая часть всех экспортных поставок ОАО «ММК».

В 2005 году доля заготовки в продажах на экспорт достигнет своего исторического минимума и не превысит 4%, в то время как доля листового проката увеличится до 81%. Снижение доли холоднокатаного листового проката обусловлено реконструкцией травильных агрегатов в ЛПЦ-5 в 2004 году и, как следствие, уменьшением выхода товарной части. После завершения реконструкции ЛПЦ-5 в 2006 году планируется увеличение доли холоднокатаного листового проката до 20% в структуре экспортных продаж.

Отделом планирования разработан комплекс рисковых показателей (Карта рисков ВЭД), которые учитываются при осуществлении ВЭД предприятия:

Имущественный риск

ОАО «ММК» признает наличие рисков, связанных с потерями в результате аварий на производстве. ОАО «ММК» осуществляет полное страховое покрытие имущественных активов в страховой компании «СКМ» с дальнейшим перестрахованием на крупнейших европейских (английском и немецком) рынках перестрахования.

Кредитный риск

При работе с покупателями продукции ОАО «ММК» ориентируется на крупных, проверенных и платежеспособных потребителей. Значительный объем продаж Компании производится на условиях предварительной оплаты, что исключает возникновение риска неполучения денежных средств за отгруженную продукцию.

Поставки на условиях последующей оплаты имеют незначительный объем и осуществляются при наличии банковской гарантии или с использованием обеспечения в виде залога ликвидных активов покупателя. Также в целях минимизации риска производится оценка кредитоспособности покупателей при отгрузке продукции в кредит. Данные меры, а также грамотное юридическое сопровождение, позволяют снизить риск неплатежей.

Валютный риск

ОАО «ММК» реализует около 50% производимой металлопродукции на экспорт, поэтому существует возможность недополучения прибыли в результате воздействия изменений обменного курса на ожидаемые потоки денежных средств, т. е. Компания подвержена валютным рискам.

Поскольку основными валютами экспортных сделок являются доллар США и EUR, и валютные обязательства Компании выражены в USD и EUR, основным методом защиты от валютного риска по обязательствам в иностранной валюте является оптимальное равновесие (соотношение) активов и пассивов Компании, выраженных в одинаковой валюте. ОАО «ММК» имеет возможность снизить валютные риски, регулируя величину и срочность валютных активов и пассивов.

Риск ликвидности

Данный риск возникает при несовпадении сроков поступления активов и погашения обязательств. ОАО «ММК» в течение 2001-2003 гг. поддерживало показатели текущей ликвидности и коэффициент покрытия на высоком уровне. Кратко- и среднесрочное планирование (бюджетирование) денежных поступлений и выплат позволяет Компании выполнять свои обязательства в срок и в полном объеме.

Соотношение наиболее ликвидных активов и обязательств Компании говорит о высокой платежеспособности и, соответственно, низком риске ликвидности.

Инвестиционный риск

При реализации инвестиционной программы ОАО «ММК» подвергается инвестиционным рискам, т. е. рискам, связанным с недополучением прибыли в результате неопределенности основных показателей проекта. В целях снижения рисков ОАО «ММК» на стадии разработки проекта производит финансово-экономическую оценку эффективности и анализ риска проекта с учетом факторов неопределенности.

Операционный риск

В основе снижения операционного риска на ОАО «ММК» лежит четкое разграничение полномочий и обеспечение экономической обоснованности решений.

Упорядоченное закрепление сфер ответственности обеспечивает персональную ответственность должностных лиц на всех уровнях управления. Система распределения ответственности и полномочий в Компании реализована за счет внедрения ряда нормативных документов.

Рыночные риски

Под рыночными рисками ОАО «ММК» понимает влияние на сбытовую политику организации комплекса внешних обстоятельств и воздействий, таких как экономический спад, торговые барьеры и квоты и т. п. ОАО «ММК» осуществляет мероприятия по минимизации данных рисков путем проведения мониторинга тарифно-квотных ограничений на ключевых и перспективных рынках сбыта и корректировки сбытовой политики в соответствии с ними. Также ОАО «ММК» уделяет особое значение взаимодействию с государственными структурами с целью выработки приемлемой политики развития и поддержки российской металлургии в целом и ОАО «ММК» в частности.

Подводя итоги второй главы сделаем следующий вывод:

Планирование ВЭД предприятия на ОАО ММК осуществляет отдел внешнеэкономических связей (далее ОВЭС). В его непосредственные задачи входит: научно-техническое сотрудничество и внешние связи, протокол: организация протокольных мероприятий, связанных с приемом делегаций; проведение консультаций с иностранными специалистами и т.д.; аналитические исследования, составление прогноза сбыта и выработка политики ценообразования, изучение рекламной деятельности: разработка мероприятий по стимулированию спроса продукции предприятия; проведение анализа мероприятий по рекламе продукции, разработка планов и работа по заключению договоров на реализацию продукции.

При планировании ВЭД предприятия отдел планирования учитывает следующий момент: позитивный для мировой металлургии 2004 год сменился в 2005 году ситуацией, характеризующейся несбалансированностью спроса и предложения для сталелитейной промышленности.

2.3. Пути совершенствования планирования ВЭД

на ОАО «ММК»

На основе проведенного анализа планирования внешнеэкономической деятельности ОАО «ММК» можно предложить следующие рекомендации по повышению эффективности процесса планирования ВЭД на предприятии.

1. Разработка производственной стратегии ОАО «ММК» как основы построения планов ВЭД, должно осуществляться на основе следующих принципов: преемственность стратегического и тактического планов; ранжирование объектов планирования по их важности; адекватность плановых показателей; согласованность плана с параметрами внутренней и внешней среды системы управления; вариантность плана ВЭД; сбалансированность плана (при условии обеспечения резерва по важнейшим показателям); экономическая обоснованность плана.

2. Для повышения эффективности планирования ВЭД необходимо ввести автоматизацию системы планирования в организации, что позволит координировать управленческую деятельность, обеспечит преемственность видов планирования, обеспечит горизонтальные связи между отделом ВЭД и руководством комбината.

3. Для прекращения нарушений во взаимодействии подразделений ОАО «ММК» необходимо обеспечить обратную связи между всеми звеньями системы. Это возможно при проведении кратковременных оперативок, создании рабочих групп при разработке текущего планирования ВЭД.

4. Управленческому звену предприятия необходимо больше уделять внимания стратегическому планированию ВЭД, которое позволит обеспечить основу для текущего планирования. Для этого можно провести планирование по видам работ в сфере внешнеэкономической деятельности, к которым относится в частности: экспортные операции, импортные операции, налаживание ВЭС, поиск новых сегментов рынка.

 

Страниц: 1 2 3 4
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!