Социология в МГТУ вариант 15

2 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

1. Что означает кризис национального государства?

 

Кризис национального государства связан с развитием постиндустриального общества. Индустриальные общества захлестывают волны инди­видуализма, стремления к личному успеху, принципы представительной демократии разъедаются всесилием средств массовой информации. Угасание надындивидуалистических ценностей (нации, солидарности и равенства) чревато пассивностью и без­различием.

Национальное государство с представительной системой правления выполняет прежде всего функцию централизации, уравнивания. Однако в 80-е годы возник кризис этого государства.

Кризис национального государства был обусловлен, во-первых, всплеском неолиберальных ориентации капитала, во-вторых, усилением наднациональных политических и экономических структур, в-третьих, оживлением этнических образований и самих национальных государствах, стремлением внутренних регионов к самоуправлению, самостоятельности и децентрализации.

Кризис национального государства означает и кризис его рационализирующих институтов. Под давлением регионализма вынуждены перестраиваться в сторону децентрализации управления бюрократические государственные структуры. Оживились требования заменить представительную демократию прямым выражением воли на­рода в форме местного самоуправления.

 

2. В чем состоит техницистский редукционизм Ж.Эллюля?

 

Как говорится в статье, Эллюль своеобразно понимает технику. Под этим именем, например, в работе 1954 года "Техника или ставка века" он подразумевает все рационализирующие общественную жизнь институты. Такие генерализации характерны для многих "постиндустриалов", Эллюля же отличает то, что все общественные рационализации он ставит в зависимость от техники в собственном смысле слова. Техника, понятая в широком плане, считает Эллюль, адаптирует общество к машине, она "проясняет, упорядочивает и рационализирует", распространяя повсюду закон "эффективности". Говоря точнее, техника за рамками собственно производства сводится к "организа­ции", к рационализации человеческих отношений. Индустриальная революция XIX века была вследствие этого и революцией машин, и созданием рациональных систем администрации, полиции, права и т.д. Со сказанным можно согласиться, уточнит, что техника в широком смысле слова (как организация) существовала задолго до появ­ления современной техники, организация труда - раньше машин. Эллюль прав, по-видимому, говоря, что роль техники в прежние времена была незначительна, благо­даря чему общественная жизнь была отдана во власть "социальной спонтанности", в ней доминировали частная инициатива, случайные решения и традиции. Сегодня тех­ника господствует в обществе во всех его сферах.

Эллюль подчеркивает приоритет техники в ее соотношениях с эконо­микой. Ссылаясь на Ж. Фурастье, он утверждает, что технический прогресс управляет тотальностью современной экономической эволюции - производством, демогра­фическими процессами, занятостью, торговлей.

По мнению этого исследователя, как следует из анализируемой статьи, техника не только определяет сово­купность экономических процессов, само управление экономикой стало техникой. Са­мым ярким примером этого он считал в 50-е годы планирование экономического развития. Планируются финансы, рабочая сила, профессиональное обучение, строи­тельство жилья, социальное обеспечение. Причем в основе планирования лежит не свободный выбор политиков, а рационально выявленные, подсчитанные возможности социально-политической системы.

По мнению этого исследователя, современное государство функционирует как машина. Не столько воля правителей, политических деятелей лежит в основе поли­тических актов, сколько решения экспертов относительно современного состояния государства и его перспектив. Государство в такой ситуации не является ни вы­ражением воли народа, ни творением Бога, ни средством классовой борьбы.

 

3. Охарактеризуйте взгляды А.Турена на постиндустриальное общество.

 

Как говорится в статье, согласно Туррену для постиндустриального общества характерна культурная манипуляция. Ее осуществляют не государство, а крупные экономические и прочие организации, приобретающие все более значимое политическое влияние. Главное социальное противостояние в постиндустриальных обществах разворачивается между центрами принятия решений ("технократней") и теми; кто осужден на зависимое участие в процессах, предусмотренных такими решениями. Это своего рода новые классы, хотя их социальные границы размыты и изменчивы. Принадлежность к господствующему классу (технократии) все более определяется не полученным па наследству состоянием, а образованием, которое дает возможность доступа к высшим уровням принятия решений. Технократы - руководители политических и экономических аппаратов, которые ориентируют рост, выступают от имени прогресса, но при этом часто идентифицируют интересы роста с интересами больших организаций, со своими особыми интересами. Поэтому неизбежными становятся движения за контроль технократической рациональности со стороны тех, кто испытывает на себе ее негативные последствия.

Социальные протесты, считает Турен, должны направляться не против рационализации как таковых, не против технократического разума, а против решений технократов, которые противоречат интересам тех или иных групп. Тем самым поиски Турена задают реальную канву постиндустриальному критицизму.

Как и многие современные западные социологи, А. Турен воспринимает совершающийся переход от рационализированного индустриального строя к становящемуся постэкономическому в качестве отрицания состояния, обычно рассматриваемого как "модернити". Однако, если большинство его коллег по обе стороны океана предпочитает говорить о новом обществе с приставкой "пост", то французский исследователь оценивает его как пример "демодернизации", причем не слишком стремится скрыть негативный оттенок данного понятия. "Сегодняшняя реальность, - пишет он, - состоит в разрыве двух вселенных: рыночной и культурной, управляемых инструментальным разумом и коллективной памятью, знаковой и чувственной... Именно его я называю демодернизацией. Если модернистский мир признавал управление двойственностью рационализированной формы производства и внутренней свободы субъекта с помощью идеи о национальном обществе, то демодернизация определяется утратой связей, объединяющих личную свободу и общественную эффективность"; результатом становится то, что "культура и экономика, мир инструментальный и мир символический разделяются".

Автор не видит новое общество вне принципов прежнего социального и политического устройства; он не исследует ни внутренние рычаги его становления, ни механизм саморегулирования, предпочитая утверждать, что социум во все большей мере управляется государством, властью, той внешней силой, против которой и должен быть направлен бунт духа. Между тем вся концепция постиндустриального общества основывается на обратном - на понимании нового состояния как саморегулирующегося и самоуправляющегося общества, способного не обострить, а снять противоречия индивидуальных интересов через изменение самого характера таковых. Именно поэтому А. Турен, хотя и не слишком открыто, оппозиционен всей современной англосаксонской школе в социологии

(6.3 KiB, 28 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!