Социология семьи

2 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

Введение            3
1. Сущность и исторические формы семьи. Формы брака    4
2. Динамика семейно-брачных отношений в современном обществе  6
3. Государственная политика по укреплению семьи в России   10
Заключение           17
Список литературы          18

Введение

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
Брачные отношения являются основой семьи. В этих отношениях находят проявление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная (общественное бытие), так и духовная (общественное сознание) сфера социальной жизни. Общество заинтересовано в устойчивости брачных отношений, поэтому оно осуществляет внешний социальный контроль за оптимальным функционированием брака через систему общественного мнения, средства социального воздействия на индивида, процесс воспитания.

1. Сущность и исторические формы семьи. Формы брака

Семья представляет собой более сложную систему отношений, она объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей (10, с. 66).
Э. Г. Эйдемиллер определяет семью как «группу совместно живущих людей». Это может быть биологическая нуклеарная семья, но во многих случаях кто-то из ее членов отсутствует или, наоборот, имеются приемные родители или дети (11, с.12). А. И. Антонов разделяет понятия «брак» и «семья». Он говорит о том, что «лишь рождение детей превращает брачную пару в семью» и (до этого): «...Первую стадию вступления в брак и, как правило, зачатия первенца (в большинстве пар, кроме бесплодных) точнее именовать стадией предродительства, а не бездетности. Супруги готовятся стать родителями и сформировать семью в строгом смысле слова...» (7, с. 151).
А. И. Антонов и В. М. Медков в своем учебном пособии «Социология семьи» дают следующее определение: «Семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества -  родительства - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи» (3, с. 66). И далее авторы пишут: «Лишь наличие триединого отношения супружества -  родительства-родства позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме». Несемейное же население, по мнению авторов, состоит из тех, кто является родителем, но без супружества, либо находится в фактическом или легитимном браке без детей. Для всех этих фрагментарных, «осколочных» форм семьи лучше подходит термин «семейная группа», под которой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединяемых только родством либо родительством или супружеством (2).
Близкой точки зрения придерживался выдающийся советский социолог А. Г. Харчев: «...Как соотносятся понятия "семья" и "брак"? То, что семья включает в себя хотя бы одну брачную пару, которая служит "ядром" семейной группы, не может вызвать сомнения. Семьи, образуемые группами братьев, сестер или других кровных родственников, а также матерями-одиночками и их детьми, являются следствием чрезвычайных, ненормальных обстоятельств» (10, с. 36).
В социальной психологии семья рассматривается как пример естественной уникальной малой группы. Можно назвать большое число параметров, отличающих семью от малых групп другого типа. Ю. Е. Алешина и Л. Я. Гозман считают, что важнейшими из них являются:
1) нормативная заданность: в каждой культуре существуют жесткие представления о том, какой ее нужно создавать, какими должны быть отношения между супругами и т. д.;
2)  гетерогенность состава: современная семья - это практически всегда группа очень небольшого размера, от двух до пяти-шести человек, гетерогенная по полу и возрасту или, по крайней мере, по одной из этих характеристик;
3) закрытый характер семьи, то есть возможность вхождения в нее нового члена крайне ограничена и строго регламентирована, более того, при реализации даже этих редких возможностей семья довольно часто распадается на две более или менее самостоятельно функционирующие единицы; выход из семьи также ограничен;
4) полифункциональность семьи;
5) тотальность включенности (в семейные отношения человек вовлечен полностью);
6) историчность: семья - это долговременная и очень динамичная группа (1, с.18).
По мнению Т.В. Андреевой, данные характеристики семьи как малой группы вполне могут быть присущи и несемейным группам, в частности, производственного характера (например, такие, как коллектив кафедры в вузе). Здесь есть и гетерогенность состава (возрастно-полового, этнического и имущественного), и нормативная заданность (более четкая, чем в семье), и полифункциональность (педагогическая, научная, общественная деятельность, межличностное взаимодействие), и закрытый характер, и тотальность включения (сотрудники работают десятилетиями, смена кадров до последнего времени была минимальна) (2, с.69).
В перечисленных особенностях такой малой группы, как семья, не хватает, по  мнению Т.В. Андреевой,  главного - особенности семьи как группы родственных лиц (или приравненных к ним, например, заключением брака или оформлением опекунства над ребенком). Семья - это, прежде всего, люди, объединенные кровными (родовыми) связями. Такое определение семьи приводил Н. И. Воробьев еще в 1920-е годы. Под семьей автором понималась «группа лиц, связанных кровным родством и общностью хозяйства», изучать которую следует посредством исследования фактически существующих отношений между ее членами (3, с. 142).
Семью можно определить как контактную группу родственных лиц (или юридически приравненных к ним людей), составляющих единое целое и ощущающих себя этим целым. Соответственно, семьей будут являться опекун и опекаемый (усыновленный) им.

2. Динамика семейно-брачных отношений в современном обществе

Брачные отношения являются основой семьи. В этих отношениях находят проявление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная (общественное бытие), так и духовная (общественное сознание) сфера социальной жизни. Т.М. Трапезникова отмечает, что общество заинтересовано в устойчивости брачных отношений, поэтому оно осуществляет внешний социальный контроль за оптимальным функционированием брака через систему общественного мнения, средства социального воздействия на индивида, процесс воспитания (9, с.87).
Современные социологи (Харчев А.Г.) определяют брак как «исторически изменяющуюся социальную форму отношений между мужем и женой, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и усматривает их супружеские и родительские права и обязанности» (10, с. 66). «Брак - это институт, допускающий мужчин и женщин к семейной жизни - жизни, основанной на интимной личной связи мужа и жены ради основной цели: рождения и воспитания детей. Этот институт имеет социальную и религиозную санкции». В этом определении заметна западная трактовка смысла брака не в бытийном смысле, а в прагматическом - ради рождения детей» (10, с.66).
В настоящее время социологи (А.И. Антонов, С.И.Голод, А.Г.Харчев и др.),  и психологи (Т.В.Андреева, Э. Г. Эйдемиллер и др.)  полагают, что выделение супружества как структурной единицы произошло в историческом аспекте сравнительно недавно в результате серьезных социально-экономических преобразований современного общества, сформировавших условия для равноправного (социального, юридического, нравственного) существования мужчины и женщины. Супружество - это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями. В данном случае подчеркиваются: неинституциональный характер связи, свойственный супружеству; равноправие и симметричность нравственных обязанностей и привилегий обоих супругов.
В семье обычно выделяют осуществление хозяйственных функций, пространственную близость (совместное проживание), сексуальную связь между супругами, выполнение ими родительских обязанностей. Однако в современной семье далеко не всегда присутствуют все эти отличительные особенности. Например, возможно длительное раздельное проживание супругов (даже в разных странах, как это было у Владимира Высоцкого с Мариной Влади), и, соответственно, не всегда поддерживается совместное ведение хозяйства, совместный бюджет. Также не обязательно семья осуществляет репродуктивные и воспитательные функции (это может быть как бездетная семья, так и просто пожилая пара, дети которой отделились, уехав в другую страну и проживая там своими семьями). Эмоциональное же и духовное единение вообще исторически не всегда присутствовало и являлось значимым (разумеется, в идеале оно всегда должно было присутствовать, но часть семей во все времена функционировала и без них).
Можно сказать, что семья существует и функционирует хотя бы при наличии одной из этих особенностей - примером может служить совместное ведение хозяйства семьей, состоящей из престарелой матери и пожилой дочери. Однако следует подчеркнуть, что классической семьей в нашем понимании является все же семья с супружеским ядром, состоящая из супругов, их детей и, возможно, других родственников. Расширенное понимание термина «семья», которое мы приводим выше, связано с реалиями сегодняшнего времени и, по существу, является вынужденным.
Некоторые авторы определенно называют семьей только семью на супружеской основе, считая другие варианты «осколочными вариантами семьи».
А. И. Антонов, в частности, пишет о том, что семья может как бы застыть на той стадии семейного цикла, которая была прервана каким-либо событием, связанным с исчезновением семейного ядра «супружества – родительства - родства». Под ядром здесь понимается то, что в статистике именуется «брачной парой с детьми» (3, с. 145). Далее автор говорит о том, что «отсюда (из семейного ядра) исключены пары без детей или же один из родителей с ребенком (детьми), а также все иные комбинации дробления неделимого семейного ядра. И все, что остается от семьи в этом случае, видимо, уже нельзя именовать семьей или "семьей без семейного ядра". Это будут действительно "осколочные формы", так как полный цикл нуклеарной семьи, взятой за основу, оказался прерванным» (3, с.145). А. И. Антонов в качестве примера осколочной семьи обращается к ситуации сирот - совершеннолетнего брата с сестрой-школьницей, говоря о том, что можно «подобную остаточную форму рассматривать лишь как родственное домохозяйство. Но, строго говоря, нельзя назвать это семьей, раз нет ее неделимого ядра и осталось одно родство, объединяющее брата с сестрой (отсутствуют конституирующее семью наравне с родством супружество и родительство, хотя и присутствуют неспецифические для образования семьи признаки совместного проживания и общего бюджета)».
Все же ввиду очень большой распространенности таких «осколочных семей» (не менее 25-50% - данные могут очень различаться, в зависимости от местности и даже характера жилья, так как в сельской местности или в городских зданиях с большим числом однокомнатных квартир таких семей больше) приходится под определение семьи подвести также семьи типа «бабушка - внучка», «пожилая мать - взрослый сын» и т. п. Дело в том, что классический вариант семьи «родители и их дети» постепенно уменьшает свою численность, как в России, так и во всем мире (прогноз на XXI век - в США классических семей будет меньше половины от общего числа подобных союзов).
Семейная структура имеет все более причудливые сочетания, и, в то же время проживающие совместно бабушка и взрослая внучка (при умершей матери, живом отце, ушедшем в другую семью и пр.) ощущают себя единым целым - члены такой структуры рассматривают самих себя как семью. К тому же в состав семьи принято включать и членов «семейной группы» - например, своих детей в неполном браке.
В связи с вышесказанным понятие семьи приходится расширить в соответствии с распространенным (стихийно сложившимся) в обществе представлением о том, какой может быть современная семья, включив в нее и «осколочные семейные формы» (2, с.70). К сожалению, границы современной семьи становятся все более размытыми из-за деструктивных изменений в обществе и семье. Даже такой признак семьи, как ее закрытый характер, все более ослабевает из-за большой распространенности сожительств («гражданского брака»). Таким образом, понятие семьи, необходимо расширить до данного выше определения семьи (как контактную группу родственных лиц), а «классический вариант» семьи «супружеская пара с детьми» и (часто, но не обязательно родители родителей) рассматривать как «семью с супружеским ядром».

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!