Социология общественного мнения как отрасль социологии

5 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Сам термин «общественное мнение» сравнительно молод по своему происхождению - впервые появился в Великобритании в XII в. как сугубо книжный термин (public ортюп),используемый в политических трактатах, памфлетах и эссе. В широкий же оборот вошел во время Английской буржуазной революции XVII в. для обозначения мнения общественности, совокупности политически активных граждан, определяющих политику государства через решения парламента. Популярность же ему принесли работы философов французского Просвещения, которые и способствовали тому, что понятие «общественное мнение» вошло в общественно-политическую лексику Европы.

Достаточно долго общественное мнение изучали преимущественно философы и политологи. Философы, логики, социолингвисты изучали общественное мнение как определенный класс суждений, занимающих серединное значение между незнанием и знанием, своего рода «полузнание», этап процесса познания истины. Политологи рассматривают общественное мнение как феномен политической жизни, политический институт, участвующий в процессе принятия решений.

Становление социологического подхода в исследовании общественного мнения началось во второй половине XIX века. Значительный вклад в разработку теории общественного мнения внесли Г.Тард, А.Л.Лоуэлл, У.Липман и др.

В работе Г.Тарда «Общественное мнение и толпа» утверждалось, что общественное мнение порождается «публикой». Основой для возникновения последней являются чисто духовные процессы, общение. В политологическом плане весьма примечательно исследование А.Л.Лоуэлла

«Общественное мнение и народное правительство», в которой рассматривались проблемы границ компетентности общественного мнения при принятии решений, соотношения мнений большинства и меньшинства, форм выражения общественного мнения. У. Липман, анализируя проблему ограниченности общественного мнения, ввел понятие «стереотип» для обозначения упрощенных представлений и форм выражения общественного мнения. По его представлению стереотипы внутренне присущи человеческому общению и поэтому они являются неотъемлемой частью «ходячего мнения». В современных концепциях все больше возрастает интерес к внешним факторам, определяющим мнение людей.

Видный немецкий специалист в этой области знаний Э.Ноэль-Нойман все определения свела к двум видам, разновидностям, согласной которым общественной мнение это вид социального контроля и вид рациональности[1]. Все более аргументированным выступает утверждение, согласно которому общественное мнение является вторым после нравственных устоев фактором, способным повлиять на выбор индивидом линии поведения.

В нашей стране начало исследований в области общественного мнения приходится на 1920-е годы. В этот период была проделана большая работа по изучению не столько теоретических основ проблемы, сколько прикладных ее аспектов, включая анализ динамики общественного мнения, возможностей средств массовой информации (в основном прессы) по его формированию, а также разработку методик изучения мнений различных категорий населения. В тридцатые-пятидесятые годы в исследованиях общественного мнения, как и в отечественной социологии в целом, имел место глубокий кризис, что было связано с тогдашней общественно-политической ситуацией в стране.

Новый рост внимания обществознания к социологической проб­лематике, в т.ч. и к теоретико-прикладным разработкам общественного мнения, наметился с середины 60-х годов. В это время широко развернулись конкретные социологические исследования, направленные на анализ духовных процессов, протекающих в обществе. Заметную роль здесь сыграл созданный при редакции газеты "Комсомольская правда" институт общественного мнения. В рассматриваемый период, особенно в шестидесятые-семидесятые годы, в работе по изучению общественного мнения имели место мелкотемье и перекос в сторону разработки прикладных аспектов проблемы; достаточно часто выводы исследований привязывали за "уши" к стоящим задачам, которые в большинстве своем были идеологизированными. Тем не менее, как говорится, "не бывает худа без   добра".   Результаты   этой   работы   дали   обширный   эмпирический материал для последующего развития теории и методологии изучения общественного мнения, способствовали отработке методики проведения социологических исследований. Этим, в частности, отличались восьмидесятые - первая половина девяностых годов.

Если в целом характеризовать результаты научных исследований общественного мнения, то можно указать на следующие достижения. Достаточно полно исследована теория проблемы, описана природа и сущность феномена "общественное мнение", его структура и функции, стадии формирования и механизм функционирования. Довольно подробно проведен анализ роли общественного мнения в механизме социального управления, в деятельности политических партий, государственных органов и общественных организаций. Есть работы, авторы которых изучали действие общественного мнения на различных уровнях (от центрального, регионального и до местного) и в условиях различных социальных общностей. Интерес могут представлять исследования, посвященные анализу средств, формы методов формирования и изучения общественного мнения, его взаимосвязи с процессом воспитания личности. Обширная литература посвящена конкретным социологическим исследованиям различных проявлений духовной жизни общества, ме­тодике и технике их проведения, что, безусловно, можно использовать при решении задачи социологического подхода к изучению общественного мнения.

Накопленный опыт в изучении общественного мнения стал широко использоваться в деятельности специально создаваемых научных и научно-методических организаций. Так, при ВЦСПС и Госкомтруде СССР был создан Всесоюзный центр по изучению общественного мнения по социально-экономическим вопросам. Работал в этом же направлении Институт социологических исследований АН СССР. В ряде республик в семидесятые-восьмидесятые годы начали весьма эффективно функционировать социологические центры, специализирующиеся на проведении мониторингов общественного мнения: в Грузии (Т.М.Джафарли), в Эстонии (М.Х.Титма), в Москве (Т.И.Заславская и В.С.Коробейников). Активно подключились к этой работе и средства массовой информации. Кроме упоминавшейся "Комсомольской правды", социологические подразделения существовали в редакции "Советской России", в Государственном Комитете по телевидению и радиовещанию.

Для координации усилий многочисленных социологических служб, лабораторий и групп, а они повсеместно возникали на базе партийных комитетов различных уровней, в производственных и учебных коллективах, в 1985 году был создан Центр по изучению общественного мнения, который в 1988 году был реорганизован во Всесоюзный Центр изучения общественного мнения по социально-экономическим проблемам в рамках ВЦСПС и Госкомтруда.

Демократические преобразования, развернувшиеся в нашем об­ществе в конце 80-х годов, еще больше обострили проблему значимости общественного мнения. Его изучением стали заниматься общественные организации (например, Независимая социологическая служба в г.Москве, "Полином" - социологическая служба в г.Уфе). Свои социологические подразделения стали формировать многочисленные политические партии, общественные движения, в задачу которых сегодня входит не только изучение, но и активное формирование общественного мнения населения. Здесь заметно возросла и активность средств массовой информации (телевизионные компании "НТВ" и "Общественное Российское телевидение"), коммерческих структур (реклама и социологическое изучение потребительского спроса).

Наряду с традиционными методами сбора социологической ин­формации (анкетирование, интервью) стали применяться новые: контент-анализ прессы, прессовый опрос, опросы по телефону, почтовые опросы, что позволило существенно расширить количество респондентов, получать более оперативную информацию.

Расширился и диапазон возможностей воздействия на общественное мнение от появления новых средств целенаправленного его формирования (например, многочисленные тематические передачи, передачи дискуссионного характера на каналах телевидения способствуют более быстрому формированию оценочных мнений-суждений у аудитории как основы возникновения общего мнения) до приемов прямого манипулирования общественным мнением, давления на общественное сознание. Это, естественно, приводит к дифференциации и поляризации мнений в обществе, в рамках той или иной социальной общности и группы. Это снижает целостность общественного мнения, его компетентность, устойчивость, действенность функций и в целом уменьшает ту социальную роль, которую оно призвано играть - роль социального механизма регуляции.

Этому также способствуют изменения, происшедшие в объекте общественного мнения. В поле зрения интересов социальных групп сегодня попадают многочисленные новые проблемы, вызывающие боль­шие чувственно-эмоциональные волнения, но не поддающиеся одноз­начному быстрому ценностно-оценочному толкованию. Появились новые формы социальной деятельности людей (митинги, демонстрации, манифестации, забастовки и т.п.), которые также влияют как на индивидуально-групповое, так и общественное сознание. Добавим сюда действие дестабилизирующих факторов, проявляющихся в экономике, внутри- и внешнеполитической деятельности, в духовной сфере, имеющую место перевернутую шкалу ценностей. На нравственную атмосферу общества,   состояние   морально-психологического   климата   социальных общностей   и   групп   влияют   также   рост   преступности,   проявления нравственного и правового нигилизма.

[1] Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. М., 1996. С.96.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!