Социология как наука

2 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

План
1.1. Становление социологии как научной и учебной дисциплины
1.2. Объект, предмет, структура, категории, функции социологии
Литература

1.1. Становление социологии как научной и учебной дисциплины
Приступая к изложению первого вопроса, обратим внимание студентов на то, что знания об обществе переросли в единую науку лишь в середине XIX века. Основоположником науки об обществе считают французского мыслителя Огюста Конта. В своей работе «Курс позитивной философии» (1842 г.) он впервые вводит в научный оборот понятие «социология», соединив два слова: латинское  (общество) и греческое (знание, учение). Таким образом, согласно этимологии термина, социология - наука об обществе.
До середины XIX в. проблемы общества и человека изучались в рамках философии, не выделяясь в специальный предмет изучения. Консти-туирование социологии как самостоятельной науки произошло ближе к середине XIX века. С чем это было связано? Каковы предпосылки возникновения социологии?
Социально-экономической предпосылкой возникновения социологии было, прежде всего, развитие капитализма, рост промышленности и, как следствие, усложнение всех сфер жизнедеятельности людей и обострение социальных конфликтов. Появилась потребность иметь объективное научное знание о социальных процессах. Возникновение социологии - своего рода отклик на эту общественную потребность.
Идейно-теоретические предпосылки возникновения социологии многообразны. Прежде всего, следует отметить идеи и личное влияние представителя французского утопического социализма Анри Сен-Симона, у которого О. Конт 7 лет служил секретарем. Сен-Симон в книге «Очерки науки о человеке» писал, что до сих пор наука о человеке была гадательной, тогда как она должна быть подобна естественным наукам. Он считал, что наука о человеке должна носить позитивный характер, т.е. основываться на наблюдениях и использовать методы, которые разработала физика. Сен-Симон рекомендовал отказаться от спекулятивных философских построений и заниматься установлением «последовательных рядов фактов». Эти идеи были полностью заимствованы О. Контом (к сожалению, даже без ссылки на их автора) и послужили основой для возникновения философии позитивизма и социологии. Кроме этого, к идейно-теоретическим предпосылкам вознивдбвения социологии следует отнести развитие философских взглядов нагяваимодействие общества и человека, на проблемы социального равенства и классовых различий. Следует так же отметить влияние социалистической, консервативной и либеральной идеологий, которые по-разному рассматривали вопрос о соотношении общества и человека.
Естественно-научные предпосылки оказали воздействие на всю мысль того времени, следовательно, требовали своего применения и к объяснению' социальных процессов. Для возникновения социологии имело значение развитие социальной статистики. Стали проводиться хозяйственные переписи, разрабатывалась техника массовых статистических опросов, закладывались основы демографии.
Итак, к середине XIX в. сложились все необходимые предпосылки возникновения социологии. Требовалось новое осмысление социальных фактов, которое можно было бы обеспечить с помощью особой науки - социологии.
Развитие социологии в XIX в. связано с именами Г. Спенсера, Г.Тарда, М.Вебера, К.Маркса, Э.Дюркгейма, Ф.Тенниса, Г.Зиммеля, В.Парето и др. В конце XIX в. происходит инстигуциализация социологии. В 1892 году в Чикагском университете открывается первый в мире социологический факультет с правом присуждения научной степени. К 1900 году кафедры и факультеты социологии функционировали в большинстве американских университетов и колледжей. Первый профессиональный журнал в США появился в 1895 году. Социологическое образование во Франции складывается в конце XIX века, в других странах Европы - в XX в. Двадцатый век связан с развитием социологического образования практически во всех странах мира. Известные социологии XX века - Т.Парсонс, П.Бурдье, Э.Гидденс, Дж-Смелзер.
Следует особо обратить внимание студентов на развитие социологии в России. Социологическая мысль в России конца XIX - начала XX вв. сочетала европейские традиции и национальную самобытность. Она представлена именами известных русских социологов: Н.Кареева, М.Ковалевского, Н.Данилевского, Н.Михайловского, П.Сорокина и др. Первая в стране кафедра социологии была организована М.Ковалевским при частном Психоневрологическом институте в Петербурге в 1908 году. В начале XX века, в том числе и в первые годы Советской власти, социологии уделялось большое внимание: в ряде университетов были созданы кафедры социологии, в 1902 году открылось отделение социологии в Петроградском университете во главе с П. Сорокиным, активно проводились эмпирические социологические исследования.
Но уже в апреле 1922 г. преподавание социологии в стране было запрещено, социология объявляется буржуазной наукой. Для тоталитарного государства социология, ее принципы, методы, теория познания объективной реальности оказались не только излишними, но и опасными. Отставание в социологии, связанное с изоляцией от мирового опыта, не преодолено до сих пор.
Возрождение отечественной социологии начинается в 60-е годы. В 1958 году возникла Советская социологическая ассоциация. В 1969 г. создается Институт конкретных социологических исследований. В 1974 г. появился первый социологический журнал. Однако развитие социологии ограничивалось запретными темами. К ним относились исследование политики, социальных конфликтов, уровня и качества жизни. С конца 80-х годов социология переживает «второе рождение», ее начинают изучать в средней и высшей школе, открываются социологические факультеты и отделения социологии.
Несмотря на непростую судьбу, социология в России сумела сохранить и приумножить социологические традиции. Россию считают одной из пяти самых развитых социологических стран. Наиболее известны не только в России, но и за рубежом такие социологи, как Б.А. Грушин, И. С. Кон, Ю.А. Левада, Г.В. Осипов, Т.И. Заславская, Л.Н. Коган, А.Г. Хар-чев, М.Н. Руткевич, В.Я. Ядов, Г.Е. Зборовский.

1.2. Объект, предмет, структура, категории, функции социологии
Объект любой науки - это часть объективной или субъективной реальности, на которую направлен процесс исследования, а предмет науки - это стороны и свойства объекта, которые подлежат непосредственному изучению. В соответствии с логикой суждения подводим студентов к определению объекта и предмета социологии.
Объектом исследования социологии как науки является общество. Но общество изучают философия, история, экономика, правоведение и др. социально-гуманитарные науки. Однако каждая из них в этом общем объекте познания имеет собственный предмет исследования.
Социальная философия (особый раздел философии) исследует качественное своеобразие общества в его отличии от природы. Она анализирует проблемы смысла и цели сущеачования общества и человека. Философия решает общественные проблемы умозрительно, на основе логических размышлений. Социология провозгласила свою независимость от философии именно потому, что поставила перед собой задачу решения общественных проблем на основе научных методов познания действительности. Вместе с тем, социология перенимает философскую культуру. Но философия - лишь одно из оснований социологии. Социология -опытная наука. Она теоретически, а не философски перерабатывает свой эмпирический (опытный) материал. Социология изучает общество не как абстрактность, а как реальность. Реально же общество предстает в виде социальных групп и социальных институтов.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!