Социология как наука. Методы исследования в социологии

2 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

Введение            3
1. Социология как наука. Методы исследования в социологии   4
2. Политическая система общества: структура и типы    11
3. Практическое задание         17
Заключение           20
Список литературы          21

Введение

Результатом взаимодействия людей в обществе является переплетение смыслов, ожиданий, деяний, и все это составляет предмет изучения социологии. Следовательно, мы можем определить социологию как научное изучение социального взаимодействия и организации.
Социология – отрасль науки о человеческом поведении, ставящая целью раскрытие причинно-следственных связей, возникающих между индивидами и группами в процессе социальных отношений. Она изучает традиции, структуры и институты, влияние групп и организаций на поведение и характер людей. Социология исследует базисные характеристики человеческого общества в локальном и мировом масштабе, занимается изучением социального взаимодействия и группового поведения с помощью исследований, основанных на точном и специализированном сборе и анализе фактов.
Социология с ее опорой на наблюдения и измерения позволяет использовать систематизированную информацию для решения сложных задач, связанных с социальной политикой и выбором, является действенным инструментом познания человеком своего положения в обществе, в семье, в других социальных группах.

1. Социология как наука. Методы исследования в социологии

Знания об обществе переросли в единую науку лишь в середине XIX века. Основоположником науки об обществе считают французского мыслителя Огюста Конта. В своей работе «Курс позитивной философии» (1842 г.) он впервые вводит в научный оборот понятие «социология», соединив два слова: латинское  (общество) и греческое (знание, учение). Таким образом, согласно этимологии термина, социология - наука об обществе.
Объект любой науки - это часть объективной или субъективной реальности, на которую направлен процесс исследования, а предмет науки - это стороны и свойства объекта, которые подлежат непосредственному изучению. В соответствии с логикой суждения подводим студентов к определению объекта и предмета социологии (10, С. 16).
Объектом исследования социологии как науки является общество. Но общество изучают философия, история, экономика, правоведение и др. социально-гуманитарные науки. Однако каждая из них в этом общем объекте познания имеет собственный предмет исследования.
Социальная философия (особый раздел философии) исследует качественное своеобразие общества в его отличии от природы. Она анализирует проблемы смысла и цели существования общества и человека. Философия решает общественные проблемы умозрительно, на основе логических размышлений. Социология провозгласила свою независимость от философии именно потому, что поставила перед собой задачу решения общественных проблем на основе научных методов познания действительности. Вместе с тем, социология перенимает философскую культуру. Но философия - лишь одно из оснований социологии. Социология - опытная наука. Она теоретически, а не философски перерабатывает свой эмпирический (опытный) материал. Социология изучает общество не как абстрактность, а как реальность. Реально же общество предстает в виде социальных групп и социальных институтов.
История изучает прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Социология, наоборот, изучает современное общесгво. При этом делает акцент на выявление общего, типичного; на определение закономерностей развития социальных явлений (10, С. 21).
Политология, экономика, правоведение изучают отдельные сферы общественной жизни. Социология, в отличие от них, - интегративная наука, она изучает общество как систему, рассматривает социальные аспекты политических и экономических процессов.
Психология в основном сосредоточена на изучении индивидуального «Я». Социальная психология изучает человека в непосредственном окружении. Специфика же социологии состоит в том, что она изучает человека не как индивида, а во взаимодействии с другими, через социальные связи и отношения.
Предмет социологии, представляя собой совокупность центральных проблем объекта изучения, не может рассматриваться как нечто постоянное, застывшее и неразвивающееся. Он изменяется на протяжении всей истории социологической мысли. Представители различных социологических школ и направлений по-разному определяют предметную область социологии. В истории социологии можно выделить три подхода к определению ее предмета.
1. Социоцентристский или макросоциологический подход. Сторонники данного подхода (О.Конт, Г. Спенсер, К.Маркс, Э.Дюркгейм, Т. Парсонс, Р.Мертон) исходят из приоритета общественных ценностей и определяют социологию как науку о закономерностях и движущих силах развития общества. Их интересует общество как целостный организм, его структура, социальные институты и социальные группы. Человек при таком подходе оказывается как бы «в тени» (12, С. 32).
2. Антропоцентристский или микросоциологический подход представлен концепциями Дж.Милля, Г.Тарда, М.Вебера, Г.Зиммеля, которые исходят из приоритета индивидуальных интересов и определяют социологию как науку «о социальной жизни человека», «о социальном поведении». Они обращаются к межличностному общению, мотивации действий, социализации и индивидуализации личности. Их интересует «внутренний» аспект действий людей.
3. Интегративный подход, наиболее ярко представленный концепциями Н.Смелзера и Э.Гидденса, формируется во второй половине 80-х г.г. XX в. На рубеже веков наметилась тенденция не обособления, а интеграции различных социологических школ и направлений. Эта интеграция преодолевает противопоставление человека и общества, делает возможным их взаимодействие, взаимосвязь. С позиций интегративного подхода можно дать такое определение предмета социологии:
Социология - это наука об обществе как системе, о социальных группах и социальных институтах, о социальном поведении людей.
Предмет социологии определяет структуру социологического знания. Следует обратить внимание студентов на то, что она многомерна и может быть описана в трех измерениях.
1) По уровню знания выделяют теоретическую и эмпирическую социологию. Теоретическая социология - это совокупность многообразных концепций, которые анализируют, описывают и объясняют аспекты социального развития. Эмпирическая (конкретная) социология занимается сбором и обработкой первичной социологической информации, используя при этом особые методы исследования (статистический анализ, опросы, наблюдения, анализ документов и др.). Теоретическая и эмпирическая социология не противоречат друг другу, а составляют единство, взаимно обогащая друг друга (11, С. 24).
2) По функции знания выделяют фундаментальные и прикладные социологические исследования. Деление социологии на «фундаментальную» и «прикладную» связано с ориентацией социологии на собственно научные или практические задачи. Задача фундаментальных исследований - приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих закономерности изучаемых процессов. Прикладные исследования направлены на изучение актуальных проблем с целью выработки практических рекомендаций.
3) По объекту знания выделяют макросоциологию, отраслевую социологию, микросоциологию. Макросоциология изучает общество в целом. Этот уровень социологического анализа еще называют социетальным. Отраслевая социология представляет собой совокупность теорий «среднего» уровня, которые исследуют отдельные сферы общества (например, экономическая и политическая социология); социальные группы и социальные институты (например, социология образования, науки, семьи, этносоциология). Микросоциология изучает малые группы, а именно поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии.
Как любая наука социология разработала собственный категориальный аппарат. Система категорий социологии включает в себя три группы понятий:
1) общенаучные понятия («общество», «социальная система», «человек», «культура» и др.);
2) понятия пограничных с социологией наук («личность», «семья», «этнос», «политика» и др.).
3) собственно социологические категории («социальная общность», «социальная группа», «социальная стратификация», «социальный институт», «социальная организация», «статус», «роль», «норма», «действие» и др.);
Ключевым является понятие социального. Социальное, как антитеза индивидуальному, характеризует общее, типичное, то, что возникает в результате взаимодействия людей. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного человека оказывается под влиянием другого или других независимо от их присутствия. Социология, как любая наука, служит удовлетворению разнообразных потребностей человека. Практическая значимость науки выражается в ее функциях:
1) методологическая функция социологии проявляется в том, что она выполняет роль руководящих принципов исследования в других науках;
2) гносеологическая (познавательная) функция заключается в полном и конкретном познании различных сторон социальной жизни, в накапливании знаний и их систематизации;
3) аксиологическая функция заключается в том, что социология не только познает и анализирует социальные факты, но и оценивает их;
4) прикладная функция социологии заключается в проведении эмпирических исследований действительности, в выработке рекомендаций и предложений;
5) социоинженерная функция связана с разработкой социальных технологий, т.е. способов решения социальных проблем;
6) гуманистическая функция проявляется в том, что, разрабатывая теорию и программу деятельности людей и социальных групп, социология может служить улучшению взаимопонимания между людьми, совершенствованию общественных отношений;
7) прогностическая функция социологии предполагает выявление тенденций общественного развития и выработку социальных прогнозов.
Социологическая наука пользуется значительным комплексом методов.
Выдвижение и проверка гипотез. Гипотеза в социологическом исследовании - это научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития (12, С. 43).
Процесс установления истинности или ложности гипотезы есть процесс ее эмпирического обоснования, ее проверки в ходе социологического исследования. В результате такого исследования гипотезы либо опровергаются, либо подтверждаются и становятся положениями теории, истинность которых уже доказана. Социолог должен прибегать к таким методам сбора информации, как наблюдение, опрос, тестирование и т. д.
В социологическом исследовании под наблюдением понимается метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке. Главным преимуществом непосредственного наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, в то время как другие методы сбора первичных данных основываются на предварительных или ретроспективных суждениях индивидов. Другим важным достоинством этого метода является то, что исследователь в определенной степени не зависит от объекта своего исследования, он может собирать факты независимо от желания индивидов или группы говорить или от их умения отвечать на вопросы.
В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации различают четыре вида наблюдения: полное участие наблюдателя в ситуации; участник ситуации как наблюдатель; наблюдатель как участник; наблюдатель не участвует в процессе (10, С. 48).
Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или вообще не поддаются прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, коллективных и межличностных отношений, которые скрыты от постороннего взгляда и проявляются лишь в определенных условиях » ситуациях.
Две основные разновидности социологического опроса - анкетирование и интервьюирование. При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Оно бывает также очным и заочным. Наиболее распространенные формы заочного: почтовый опрос, опрос через газету, журнал.
Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым, как говорится, лицом к лицу, и опосредованным, например, по телефону.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!