Социальный работник как субъект профессиональной деятельности

4 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Личность социального работника, его формирование и раз­витие следует рассмотреть в аспектах соотнесения объекта социальной работы и субъекта социальной работы. Здесь су­ществуют различные точки зрения - отметим некоторые позиции различных исследователей: С. И. Григорьвой, Л. Г. Гусляковой, Н. С. Данакина, И. А. Зимней, П. Д. Павлен-ка, А. С. Сорвиной, Л. В. Топчего, М. В. Фирсова, Е. И. Холо-стовой и др.

Объектами социальной работы как деятельности высту­пает человек, семья, группы, общности людей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях.

В частности, П. Д. Павленок выделяет группы людей по следующему признаку, состояние здоровья; служба и труд в экстремальных социальных условиях; пожилой возраст лю­дей; девиантное поведение в его различных формах и ви­дах; трудное, неблагополучное положение различных кате­горий семей; особое положение детей (сиротство, бродяж­ничество и т. д.); бродяжничество, бездомность; предродовое и послеродовое состояние; правовое (и в связи с этим соци­альное) положение лиц, подвергшихся политическим репрес­сиям и впоследствии реабилитированных.

В качестве объектов социальной работы можно также рассматривать сферы жизнедеятельности. Среди них важней­шими являются:

- сфера производства, производственной и социальной

инфраструктуры;

- городские и сельские, а также промежуточные формы

расселения;

- сфера здравоохранения;

- сфера образования;

- сфера культуры;

- культурно-досуговая сфера;

- силовые структуры общества;

- пенитенциарная система;

- социально-этническая среда;

- сфера бытового обслуживания.

В каждой из этих сфер с учетом их специфики решаются вопросы по созданию нормальных условий труда и отдыха, оказания помощи, поддержки, социальной защиты работаю­щих в этих сферах людей, а также всех групп и слоев на­селения, связанных дрямо или косвенно с этими сферами.

С учетом связи компонентов социальной работы (науки, учебной, практической деятельности) определяются субъек­ты социальной работы. Ими являются:

- организации, учреждения, социальные институты: го­сударство со своими структурами, различные социальные службы; администрации государственных предприятий, орга­низаций, учреждений, вузов и т. д. и их подразделения;

- общественные, благотворительные и другие организа­ции и учреждения;

- люди, занимающиеся практической социальной рабо­той профессионально или на общественных началах;

- преподаватели социальных учебных заведений и их под­разделений;

- научные работники (исследователи).

И. А. Зимняя считает, что субъектом социальной работы как деятельности могут быть: любой человек, группа людей, которые находятся в "слабой позиции" и объективно нужда­ются в понимании связанных с этим трудностей, проблем, в получении помощи; люди, которые оказывают социальную помощь, т. е. социальные работники; люди, которые учат этой работе; ее исследователь; административно-управлен­ческие структуры и люди, работающие в них.

Разделение на объекты и субъекты социальной работы нужно рассматривать диалектически, поскольку они в опре­деленных условиях могут выступать в той или иной роли, особенно объекты.

Гуманизация образования сегодня - это прежде всего перенос ценностных ориентации с государства на человека, построение педагогической деятельности, ориентированной на защиту прав и свобод ребенка, признание его в качестве доминантного субъекта педагогического процесса и субъекта саморазвития.

Ценности субъекта реализуются через механизм ценност­ных ориентации. Ценностные ориентации на индивидуаль­ном уровне являются социально-психологическим феноменом личности, выражающимся через предпочтение или отвер­жение определенных смыслов и моделей поведения, кото­рые проявляются в ее направленности, установках, убеж­дениях. Ценностные ориентации личности содержат в себе идеалы, представления о смысле жизни и деятельности че­ловека. Ценностная ориентация как иерархичная структура ценностных отношений является ядром мотивационно-ценно-стной сферы личности. Она находится в единстве процессов саморегуляции и осознанного саморазвития личности.

Как показывают исследования, практико-гуманистичес-кая направленность деятельности составляет определяющее базовое основание социальной работы. Важнейшей же ха­рактеристикой личности социального работника, в полной мере обусловливающей эффективность его деятельности, является ее "гуманистический потенциал" и ценностная ори­ентация, определяющая личностный смысл профессиональ­ной деятельности, отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается его деятельность. Для эффективного социального работника ха­рактерна ориентация на человека как высшую ценность, осоз­нание и принятие его самоценности, неповторимой индиви­дуальности и творческой сущности. Ценностные ориентации представляют собой тот компонент структуры личности, ко­торый определяет ее поведение и отношение к окружающе­му миру.

Проблема ценностных ориентации как одного из стимулов развития личности привлекает внимание исследователей различных направлений (М. И. Бобнева, Е. А. Васина, В. А. Васи­ленко, Е. И. Головахо, А. Г. Здравомыслов, О. И. Зотова, Б. С. Круглов, Н. И. Непомнящая, С. И. Попова, В. Д. Сайко, Т. Г. Суханова, В. П. Тугаринов, К. Д. Шафранская, В. Я. Ядов и др.).

Понятие "ценностная ориентация" имеет неодинаковое значение в различных областях науки. Тем не менее Б. Г. Ана­ньев, подчеркивая связующий, обобщающий характер изу­чения ценностных ориентации, писал: "Имеется общий центр, в котором сходятся исследования социологов, социальных психологов и психологов. Этим общим центром является цен­ностная ориентация групп и личностей, общность целей дея­тельности, жизненная направленность или мотивация пове­дения людей".

В связи с этим заслуживает внимание и аспект ценност­ных ориентации личности будущего социального работника. Исследование по данному аспекту носило пилотажный ха­рактер и было проведено с целью постановки, уточнения, обозначения круга вопросов, выявляющих ценностные ори­ентации, мотивацию студентов и действующих кадров соци­альных работников.

В программу исследования входили интервью, беседы, анкеты, использовалась методика изучения ценностных ори­ентации (шкала М. Рокича).

Как показало исследование, социальные работники отда­ют приоритет общечеловеческим ценностям (забота о семье, о ближнем, мир без войн и конфликтов и т. д.), выполнению своих служебно-профессиональных, семейно-личных обязан­ностей. Но вместе с тем середина эталонного ряда отражает личностно-прагматическую ценностную ориентацию: призна­ние своей профессии в обществе, личное движение к успеху в жизни, в деятельности, независимость, внутренний подъем и др. Такое же ранговое место имеет ценность-цель как спо­койная, благополучная жизнь. Это, несомненно, отражает современные реалии общественно-политической, социальноэкономической, нравственной сфер жизни общества и чело­века.

А в ценностях-средствах первые два места занимают от­ветственность, надежность, широта кругозора. Высоко це­нят социальные работники и умение отстоять свою позицию, свое мнение, а также такие качества, как сдержанность, самоконтроль. Эти данные, видимо, характеризуют позицию и мотивацию современного руководителя, управленца. По­этому, возможно, последний ранговый ряд занимают такие качества, как исполнительность, почтительность. К сожале­нию, респонденты не слишком высоко оценивают значение в своей жизни и деятельности интеллектуальности и незави­симости во взглядах и поведении. В этом плане имеется рас­хождение в анализе и ценностей-целей и ценностей-средств.

Наряду с такими ценностями, указанными социальными работниками, как безопасность своей семьи, близких, род­ных, отсутствие конфликтов, для студентов важны духов­ная и физическая близость с любимым человеком, счастье, преданная дружба. При этом признание в обществе, в кругу людей у студентов даже выше и по рангу, и по баллу, чем у работающих специалистов.

Личностно-возрастные закономерности подчеркивают свя­зи ценностных ориентации с особенностями личности, ее мировоззрением, интересами, идеалами, потребностями, жизненным опытом, социальным окружением, положением и статусом в социуме на макро- и микроуровнях и др. Это показатель динамичности развития личности, ее изменений (иногда и не в лучшую сторону).

Как свидетельствуют данные, среди инструментальных ценностей студентов первые ранговые места получили уме­ние отстоять свою позицию, мнение, справедливость, искрен­ность; стремление к успеху, признанию; широта кругозора, осведомленность; независимость во взглядах и поведении. Эта картина соответствует психологической характеристике личности юношеского возраста (И. С. Кон, В. А. Крутецкий, А. В. Мудрик, Ю. М. Орлов и др.).

Как подтвердило и наше исследование, гуманистическая направленность личности социального работника является базовым интегральным основанием, придающим особый, цен-ностно-ориентационный нравственный оттенок в становлении, развитии, саморазвитии других характеристик, свойств и качеств специалиста.

Системно-целостный подход как методологический прин­цип исследования позволил рассматривать не отдельные пар­циальные черты и характеристики объекта, а в первую оче­редь качества, состояния личности как целостные образова­ния, как ее системно-базовые свойства. Ибо, чем труднее для освоения профессия, чем значимее она в социальном от­ношении, тем крупнее должны быть блоки личностных свойств, принимаемых в качестве основы профессиональной пригодности и готовности к деятельности.

Когда же дело касается специалиста социальной сферы, его подготовки и в дальнейшем квалификационно-професси­онального анализа его личности и деятельности, то здесь следует ориентироваться на всю личность как социально-лич­ностное системное качество. Объединение всех качеств лич­ности интегративно-базовым основанием позволяет оценить личность социального работника как единый компонент в рас­сматриваемой системе "личность и деятельность социально­го работника".

В непрерывном развитии качеств личности и деятельнос­ти, в их взаимодействии и возникает, а затем "вызревает" мотивационно-ценностное отношение к профессии, форми­руется профессионально-ц"енностная ориентация, которая начинает "подпитывать" ту или другую стороны личности, способствующие дальнейшему развитию и саморазвитию.

Именно профессионалыю-ценностная' ориентация является основанием деятельности. Но ее роль значительно шире: она проясняет сам смысл социальной работы, определяет ее ха­рактер и желаемый (прогнозируемый) результат. Позитив­ная ценностная ориентация на другого человека как личнос-тно-профессиональное основание социального работника базируется и развивается в характеристике "Я-концепции", "Я-образа". Решающую роль в развитии человека имеют его представления о самом себе - "Я-концепция", централь­ным звеном которой является "самоценность". Осознание себя, принятие собственной "самости" - предпосылка к более пол­ному и адекватному восприятию других людей, и наоборот, принятие личности другими людьми обычно повышает уро­вень ее собственной самооценки. Эта концептуальная идея отражает и методологическую позицию выше рассматривае­мого качества социального работника, а также дает основа­ние для подтверждения правильности индивидуально-твор­ческого, акмеологического подходов в профессиональном и личностном развитии, саморазвитии специалиста социальной работы.

Развитие профессиональной "Я-концепции", как подтвер­ждает наше исследование, формирует и такое базовое осно­вание личности, как профессиональное сознание и самосоз­нание, которые не только аккумулируют осознание профес­сиональных требований и задач, своих потребностей, возможностей, интересов, но и способствуют осмыслению своей профессиональной роли, выступая в качестве внутрен­них мотивов профессиональной деятельности. Профессиональ­ное самосознание - это комплекс представлений человека о самом себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как профессионалу - считает А. К. Маркова. У профессио­нала, обладающего развитым самосознанием, повышается уверенность в себе, удовлетворенность своей профессией, эф­фективность работы, возрастает стремление к самореализа­ции.

В характеристику профессионального сознания и само­сознания можно включить следующее:

- отношение к себе как профессионалу, входящему в про­фессиональную общность;

- осознание личностью принципов, норм, правил своей профессии как эталона для осознания своих качеств и пове­дения.

Важным компонентом личности социального работника как профессионала следует выделить такое качество, как соци­альная активность, которая находит отражение в развитии "акме" как в профессиональной подготовке, так непосред­ственно в его деятельности. Рассмотрим это интегральное качество личности в аспекте его профессионализации в пе­риод обучения. Выделенные уровни, безусловно, могут слу­жить практико-методическим ориентиром в формировании и развитии личности социального работника как профессиона­ла на различных жизненно-личностных этапах профессио­нального пути.

Процесс профессиональной подготовки в вузе будет опти­мальнее и эффективнее при условии социальной активности обучаемых. Социальная активность в своем развитии может быть реализована при осуществлении следующих задач:

- формирование мотивационных основ познавательной де­ятельности при обучении профессии на всех этапах педагоги­ческого процесса;

- развитие самостоятельности в приобретении професси­ональных и прикладных знаний, необходимых для профес­сиональной деятельности.

- понимание, осмысление и обобщение получаемой ин­формации; поиск дополнительной информации;

- развитие креативности личности будущего социального работника, его деловых качеств (быстрая реакция, гибкость, оригинальность, четкость, концентрированность, чувствитель­ность, целеустремленность, стрессоустойчивость и т. д.);

- формирование рефлексивных умений, направленных на анализ собственных действий и состояний;

- формирование умений видеть ближние и дальние пер­спективы социальной работы, влиять на социальные процес­сы, своевременно решая все возникающие в деятельности сферы социальной работы вопросы и задачи;

- ознакомление с различными видами исследований в сфе­ре социальной работы (описательное, аналитическое, пило­тажное, глубокое, точечное, повторное, теоретическое /мо­делирование, прогнозирование, проектирование/, эмпиричес­кое, статическое, динамическое и т. д.);

- использование знаний об особенностях социальной ра­боты с различными слоями населения и общества в целом для прогнозирования, проектирования и осуществления ее в различных условиях и на различных уровнях;

Безусловно, социальная активность - это качественная характеристика специалиста социальной работы, связанная с творческим отношением к своей профессии. Только соци­ально-активный специалист стремится кардинально преоб­разовать окружающий социум, способен влиять на социальные процессы, эффективно решая возникающие проблемы в ме­няющихся условиях.

Определяющим компонентом развития личности социаль­ного работника как профессионала наряду с ценностными ориентациями, профессиональным сознанием и социальной активностью, безусловно, выступает ее базовая характерис­тика - готовность.

Анализ философской, психологической и педагогической литературы показал, что в современной науке явление "го­товности" исследуется на различных уровнях:

- личностном, рассматривающем готовность как проявле­ние индивидуально-личностных качеств, обусловленное ха­рактером будущей деятельности;

- функциональном, представляющем ее как временную готовность и работоспособность, предстартовую активизацию психических функций, умение мобилизовать необходимые физические и психические ресурсы для реализации деятель­ности;

- личностно-деятельностном, определяющем готовность как целостное проявление всех сторон личности, дающее возможность эффективно выполнять свои функции..

Несмотря на широкое распространение понятия "готов­ность", его трактовка неоднозначна.

В социологии понятие "готовность" отождествляется с выполнением личностью социальных функций в обществе. В педагогике "готовность" рассматривают как систему компо­нентов, качеств личности будущего специалиста-профес­сионала, которые обеспечивают выполнение им функций, адекватных потребностям определенной производственной деятельности. Профессиональная готовность учителя к педа­гогической деятельности рассматривается в исследованиях А. П. Акимовой, Е. И. Антиповой, К. Дурай-Новаковой, И. А. Ко­лесниковой, Р. И. Пеньковой, Н. М. Яковлевой. Последняя по­нимает "готовность" как "интегральное качество личнос­ти, характеризующееся... интегрированием методологических, теоретических, методических и практических знаний и уме­ний... профессионально-творческими мотивами и профессиональ­ным научно-педагогическим интересом", т. е. в определение понятия "готовность" она включает содержательно-процессу­альный, мотивационно-целевой, эмоционально-нравственный компоненты.

На личностном уровне рассматривает готовность А. Ц. Пуни. По его мнению, проблема готовности является психолого-педагогической (психологической по предмету исследования и педагогической по средствам формирования готовности). При рассмотрении структуры готовности можно выделить воле­вые качества, направленность интеллектуальных процессов, специализированную наблюдательность, творческое вообра­жение, оптимальный уровень стенических эмоций, гибкое внимание, способность к саморегуляции. Это позволяет ис­следовать готовность через проявление индивидуально-лич­ностных качеств, обусловленное характером будущей дея­тельности.

В исследованиях М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбовича2 рас­сматривается широкий кругу проблем, связанных с формированием долговременной и ситуативной готовности, причем последняя определяется как целенаправленное выражение личности, и утверждается, что она формируется в резуль­тате всестороннего развития в процессе подготовки с учетом требований, предъявляемых особенностями деятельности, профессии. Долговременная готовность, относящаяся к устой­чивым личностным характеристикам, является важной пред­посылкой успешной деятельности. В готовность включается: положительное отношение к деятельности, профессии; адек­ватные требованиям деятельности, профессии черты харак­тера, способности, темперамент, мотивация; необходимые знания, умения, навыки; устойчивые, профессионально важ­ные особенности восприятия, внимания, эмоциональных и волевых процессов.

Н. Д. Левитов представляет психологическую готовность на функциональном уровне как временную готовность и ра­ботоспособность, ее сущность видит в предстартовой акти­визации психических функций, а ее содержание - в ориен­тировке в условиях работы и создании психической готовно­сти к ней. Выделяются факторы индивидуальной готовности к профессиональной деятельности: два психологических (от­ношение человека к данной работе, его трудовая направлен­ность в этой области и профессиональные способности) и один педагогический (овладение знаниями, умениями и навыка­ми, необходимыми для данной профессии).

Работая в исследовательском коллективе (под руководством В. А. Сластенина), мы пришли к выводу, что "готовность" мо­жет быть интерпретирована как целостное образование, яд­ром которого выступает нравственно-психологическая, содер­жательно-информационная и операционально-деятельностная готовность, являясь одновременно одним из определяющих показателей профессионально-личностного развития студен­та и специалиста. Указанные виды готовности взаимодополня­емы и взаимосочетаемы.

Категория "готовность" рассматривается в нашем иссле­довании как два взаимообусловленных, взаимосвязанных компонента: готовность к деятельности и готовность личности к развитию и саморазвитию (самопознание, самопроектирова­ние, самоуправление, самокоррекция).

Вместе с тем определяющей основой формирования и раз­вития личности как профессионала являются базовые каче­ства, свойства человека.

Основу личностной характеристики составляют профессио­нально обусловленные качества личности социального работ­ника. В частности, ряд исследователей (Л. Д. Демина, Е. И. Хо-лостова и др.) выделяют следующие группы качеств социально­го работника: первая - психологические характеристики, являющиеся частью способности к данному виду деятельности; вторая - психоаналитические качества, ориентированные на совершенствование социального работника как специалиста-профессионала; третья - психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния.

В первую группу качеств включаются требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психи­ческим процессам: восприятию, памяти, воображению, мыш­лению, психическим состояниям - усталости, апатии, стрес­су, тревожности, депрессии, вниманию как состоянию созна­ния; эмоциональным (сдержанность, индифферентность) и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам. Некоторые из этих психологических осно­ваний являются главными, без них вообще невозможна каче­ственная профессиональная деятельность. В связи с этим пред­ставляет интерес классификация качеств, данная А. К. Марко­вой, которые способствуют результативности деятельности в современных условиях: следование профессиональной этике; индивидуальная (социальная и экономическая) ответственность (стремление видеть причины событий своей жизни в себе, а не во внешних обстоятельствах); помехоустойчивость и кон­курентоспособность; гибкость и оперативность, внутренняя диалогичность личности, адекватная самооценка и т. д.

Ко второй группе качеств относятся психоаналитические качества, направленные на совершенствование специалиста как личности, как работника-профессионала. Это: самоконт­роль, самокритичность, самооценка, стрессоустойчивость, самовнушаемость, умение переключиться и управлять эмо­циями.

К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность, эмпатичность, визуальность (внешняя привлекательность личности), красноречивость и др. Эта группа качеств связана и базируется на некоторых психологических теориях комму­никаций (самопредъявление или самопрезентация).

Важное значение для эффективного самопредъявления имеют внешний облик, одежда, окружающая обстановка, цветовая гамма, пространственная и временная среда обще­ния. Следует выделить в самопредъявлении и такую личнос­тную особенность социального работника, как уверенность в себе, а также отзывчивость на нужды другого. Такой чело­век, как правило, вызывает доверие у других людей, споко­ен, легко адаптируется к изменению ситуации. Такое лично­стное качество социального работника свидетельствует, как правило, об уважении к другому человеку, дает ему надеж­ду на улучшение ситуации, на то, что у клиента есть силы для того, чтобы с этой ситуацией справиться, дает возмож­ность социальному работнику проявить заботу и инициати­ву в необидной, не ущемляющей достоинство человека фор­ме, не ставит последнего в зависимость от социального ра­ботника.

Социальному работнику, подчеркивает Т. Д. Шевеленко-ва, должны быть присущи такие личностные особенности, как: гибкость, проявляющаяся на интеллектуальном, эмоци­ональном, поведенческом уровнях; высокая степень личнос­тной и социальной ответственности; адаптированность, кото­рая проявляется как открытость в общении, способность принять и разделить нормы, ценности и образ жизни другого человека; умение контролировать свое поведение в различ­ных жизненных ситуациях и ситуациях общения; способность отстаивать свои убеждения, создавать и поддерживать эмо­циональный комфорт в ситуации межличностного общения. Другой исследователь Б. Ю. Шапиро к числу профессио­нально желательных личностных характеристик относит: способность к эмпатии, сопереживанию; внутренний локус контроля; высокий социальный интеллект; коммуникатив­ность; субъект-субъектный характер отношений; умение отчуждаться от собственных установок; умение слушать, терпение, стрессоустойчивость.

Естественно, отмеченные выше личностные состояния, качества и свойства социального работника не составляют полный и исчерпывающий перече'нь. Они являются общими для разных видов и сфер приложения деятельности в соци­альной сфере, задают единый профиль личности социально­го работника.

В ходе нашего исследования мы стремились выявить "банк" наиболее значимых качеств личности социального ра­ботника, позволяющих эффективно осуществлять деятель­ность.

Пилотажный опрос, проведенный среди социальных ра­ботников, показал, что из предлагаемого максимального на­бора качеств и свойств респонденты (273 человека) выделяют несколько позиций, повторяющихся в разной последователь­ности, но одинаково часто. Из этого мы смогли выделить группы профессионально обусловленных личностных качеств и свойств, необходимых социальному работнику и выступаю­щих одновременно основанием для его профессионально-лич­ностного развития и саморазвития:

- интеллектуальные (профессиональная компетентность, эрудиция, пластичность, аналитичность, гибкость, сообра­зительность, рассудительность, критичность ума, хорошая обучаемость);

- моральные (гуманность, гражданственность, доброже­лательность, тактичность, терпимость, принципиальность, уважение к людям, честность, находчивость, оптимистич-

ность);

- коммуникативные (общительность, адаптивность, кон­тактность, эмпатичность, умение слушать, умение убеждать, чувство юмора);

- волевые (стрессоустойчивость, настойчивость, выдер­жка, решительность, организованность, уравновешенность, смелость, требовательность, дисциплинированность);

- организаторские (активность, инициативность, ответ­ственность, уверенность в себе, целеустремленность, объек­тивность, работоспособность, самостоятельность, предпри­имчивость).

Выделенные группы качеств требуют отдельного рассмот­рения, более подробно мы остановимся на примере стрессо-устойчивости как определяющего качества и состояния со­циального работника.

Важную роль в формировании личности социального ра­ботника, в становлении его как профессионала играет стрес­соустойчивость. Это - способность сохраять высокие пока­затели психического функционирования и, деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках. Важной стороной стрес-соустойчивости является способность не только сохранять, но и повышать показатели эффективности, продуктивности деятельности при стрессовом усложнении условий. С методи-ческой точки зрения влияние стрессоустойчивости на эффек­тивность деятельности характеризует единство личности и деятельности специалиста социальной работы.

Проблемами стрессоустойчивости занимались многие оте­чественные и зарубежные ученые, такие как Т. 3. Бикти-миров, Ф. Василюк, Т. И. Демидова, Л. А. Китаев-Смык, А. Б. Леонова, А. В. Либин, Г. Селье, Я. Стреляу, Г. Томэ. Известная фраза: "Полная свобода от стресса означает стресс"1. Стресс оказывается необходимым условием жизни, необходимым состоянием функционирующего механизма. По Селье, "чтобы передать смысл нашей жизни, мы должны поставить перед собой сложную и долговременную задачу. Нам следует стремиться к цели, достижение которой требует на­пряженной работы. Отсутствие же такой цели - один из самых сильных стрессов, вызывающих язву желудка, ин­фаркт, гипертонию или просто обрекающих человека на без­радостное прозябание"2.

Деятельность социального работника, во-первых, харак­теризуется предельно высокой эмоциональностью с етрессо-генностью, содержит огромное количество причин для воз­никновения негативных эмоций и трудных состояний. Во-вто­рых, именно она предъявляет и наиболее высокие требования к эффективности и жесткости эмоционально-волевой регуля­ции состояний, что связано с ее ответственностью. Безус­ловно, редкая деятельность не содержит столь обширного спектра причин и факторов, порождающих эмоциональные состояния, как деятельность работника социальной службы.

Понятие стресса прочно вошло не только в научную тер­минологию, но и в повседневную жизнь. Стресс - неотъем­лемая часть жизни человека: представление о нем и соб­ственные стрессовые переживания^ - важный компонент личного опыта любого человека. Стрессом (от англ. stress - давление, напряжение) обозначается широкий круг состоя­ний повышенной напряженности, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия - стрессоры. В деятельности специалиста по социальной работе число стрес­соров очень велико, по своему содержанию они специфичны. К основным стрессорам деятельности социального работника можно отнести следующие факторы, которые влияют как положительно, так и отрицательно на личность социального работника, его самочувствие, настроение, эффективность деятельности.

Факторы информационной нагрузки. Одной из наиболее характерных особенностей деятельности социального работ­ника является то, что ему приходится иметь дело с огром­ным количеством информации. По содержанию эта информа­ция, как правило, очень разнородна, изменчива, противоре­чива, обладает разной степенью достоверности. Вся она, однако, должна быть адекватно воспринята, осмыслена и реализована в деятельности. Объем информации, требования к ее переработке входят в противоречие с психическими воз­можностями субъекта. В связи с этим большой объем инфор­мации выступает как своеобразный фактор, приводящий к повышенной напряженности, стрессу (информационный стресс).

Факторы информационной неопределенности. Информа­ционная нагрузка - ее избыточность постоянно сочетается в деятельности социального работника с хронической нео­пределенностью. С одной стороны, информации чрезмерно много, но с другой - нужной и наиболее важной для данной конкретной ситуации информации часто не достает. В ре­зультате социальный работник становится в положение, ког­да он либо вынужден добирать, искать недостающую инфор­мацию (что само по себе порождает напряженность), либо действовать в условиях неопределенности, т. е. риска, после­днее является сильным стрессовым фактором.

Фактор ответственности - решающий и основной для деятельности, сила проявления всех иных факторов зависит от него. Для деятельности социального работника мера ответ­ственности наиболее высока, а ее содержание также специ­фично. Это не только "ответственность за результат" и не только "ответственность за себя", но и "ответственность за других". Поэтому общий феномен ответственности не только максимально выражен в деятельности социального работни­ка, но и становится многомерным, включает в себя ряд до- вольно различных компонентов. "В соответствии с принци­пом "личной ответственности" социальный работник в конеч­ном итоге аккумулирует в своей деятельности всю меру от­ветственности за результаты функционирования организа­ции"1. Для тех, кто принимает решения, ответственность означает сознание собственной силы. Чтобы получить удов­летворение от работы, придется принимать решения и нести за них ответственность. Это - необходимое условие, ибо поведение человека на работе изначально ориентировано на успех, и это нормальная тенденция и правильный путь для самореализации, достижения самоуважения и уважения со стороны окружающих.

В этом заключается феномен, который принято называть "стрессом администратора", хотя, безусловно, они относят­ся не только к администраторам.

Фактор дефицита времени. Хроническая нехватка време­ни - один из наиболее типичных признаков деятельности специалиста по социальной работе в сфере управления. Он обусловлен как обилием задач и функций, так и жесткими временными рамками, в которые обычно поставлен руково­дитель - ведущий специалист социальной работы. В психо­логических исследованиях установлено, что дефицит време­ни может выступать даже более сильным фактором напря­женности деятельности, чем сложность решаемых в ее ходе задач.

Факторы межличностных конфликтов. Постоянным спут­ником деятельности социального работника выступают воз­никающие в ее ходе межличностные конфликты различных типов и меры выраженности. "Особую озабоченность в насто­ящее время вызывают такие взаимосвязанные аспекты, как незащищенность от насилия "угрожающего поведения", фи­зического нападения со стороны клиентов, посторонних лю­дей или кого-то из сотрудников. Социальные работники мо­гут напрямую испытывать страх, что это может произойти". Порожденные этим негативные межличностные отно­шения являются одним из наиболее сильных источников по­явления стрессовых состояний.

Факторы внутриличностных (ролевых) конфликтов. По­казано, что одним из источников стресса является необходи­мость выполнения одним и тем же человеком двух или более функциональных ролей одновременно. Несовпадение требо­ваний, предъявляемых различными ролями, ведет к разви­тию состояния, которое обозначается понятием ролевого кон­фликта. Конфликт ролей возникает при нарушении принципа единоначалия: два руководителя в служебной иерархии мо­гут дать работнику два взаимоисключающих задания.

Фактор - "неопределенность ролей" возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут про­тиворечивы, но они уклончивы и неопределенны.

Фактор - "неинтересная работа". "Работники, которым работа интересна, менее беспокоятся и менее подвержены физическим недомоганиям, чем те, кому работа неинтерес­на". Стресс также может возникнуть из-за плохих условий работы - температуры помещения, плохого освещения, чрез­мерного шума.

Социальный работник, как правило, работает в условиях избытка информации, ненормированного рабочего дня, ис­пытывает давление со стороны коллег и клиентов. Часто не­ясность последствий принятия решений вынуждает его идти на риск. Он находится в стрессовом состоянии почти постоян­но. Вместе с тем социальный работник обязан "уметь сдер­живать эмоции", "не поддаваться настроению", контролиро­вать себя. Причем это необходимо не только для уменьшения негативного влияния эмоций и состояний на его собствен­ную деятельность. Дело еще в том, что социальный работ­ник "постоянно на виду", а любые его нежелательные эмо­циональные проявления и состояния (неуверенность, подав­ленность, нервозность, а то и паника) воспринимаются коллегами и сказываются на их деятельности.

В стрессовом состоянии социальные работники зачастую:

- имеют неадекватную самооценку;

- непродуктивно решают проблемы клиентов;

- менее эффективно работают;

- чаще находятся в плохом настроении;

- не стремятся к своему профессиональному саморазви­тию; испытывают неудовлетворенность работой.

При длительном стрессе показатели работы ухудшаются. Однако при краткосрочном стрессе работники выполняют ра­боту лучше, увеличивается интенсивность труда. Работа - один из самых важных видов активности в человеческой жизни. Несмотря на все стрессы, связанные с работой, она дает громадные преимущества. "Наличие или отсутствие работы как профессионального вида деятельности сказывается на важнейших личностных проявлениях, таких как самооцен­ка, психологическое и психическое здоровье".

Стрессовые ситуации, возникающие в деятельности со­циального работника, не исключают возможности вербаль­ного или физического насилия, а также угроз. Существова­ние таких ситуаций служит сигналом к тому, что к таким вещам следует относиться серьезно.

Определены некоторые методы защиты, которые может использовать социальный работник при работе с клиентом: непродуктивный метод (отправить клиента к другому соци­альному работнику); избавление (отказ клиенту в помощи); отправление к другим специалистам; холодность, учтивость при общении; попытка переубедить клиента логически; эмо­циональная разгрузка.

Принятие срочных мер по борьбе со стрессом среди со­трудников социальных служб необходимо, чтобы сохранить их приверженность клиентам и достичь целей социальной поддержки, поставленных обществом.

Динамика развития стрессовых состояний, а также влия­ние на деятельность социального работника обладают доста­точно отчетливой спецификой. Эта специфика обусловлена следующими основными причинами:

- высокой сложностью деятельности, субъективной труд­ностью решения связанных с ней задач и выполнения функций;

- насыщенностью деятельности эмоциональными факто­рами, которые сами по себе являются мощными причинами развития стрессовых состояний, а также нервно-психичес­кого напряжения и переутомления;

- "хронически высокой" ответственностью: "ничего так не изматывает, как постоянная ответственность";"

- разнотипностью задач и функционально-ролевого "ре­пертуара" работника социальной службы, что приводит к аккумуляции утомления, вызванного напряжения при посто­янном переключении с одних действий на другие;

- порою ненормированным рабочим временем, что про­является в более продолжительном рабочем дне, в непредс­казуемости хода работ; в частом отсутствии регламентиро­ванных пауз, перерывов; в том, что "с окончанием рабочего дня работа на самом деле не кончается", а иногда только по настоящему начинается.

Все эти факторы, усугубляя друг друга, являются мощ­ным источником для развития стрессовых состояний в дея­тельности социального работника, что, безусловно, отража­ется на его морально-психологическом, физическом самочув­ствии, здоровье, настроении. Сегодня должна ставиться задача - о социальной, материальной, правовой, психоло­гической защите и поддержке социального работника как субъекта сложной профессиональной деятельности..

Исследователи и практические работники единодушны в том, что социальный работник должен владеть немалым арсеналом умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, медицины, социоло­гии, педагогики, экономики, права и др. Знание теории, ме­тодики и технологии социальной работы и умение их про­фессионально применять в сочетании с соответствующими личностными особенностями, качествами и свойствами могут рассматриваться как готовность специалиста к профессиональ­ной деятельности.

Но вместе с тем невозможно объективно выстроить струк­туру и содержание квалификационных характеристик, только учитывая сопоставления, рассмотренный базис личности. Важ­но принимать реальную жизнь. Безусловно, профессиональ­но обусловленные качества являются необходимым услови­ем для эффективной деятельности. Не менее важна направ­ленность личности, ее мировЪззрение, потребности, интересы, культура. Существенно влияют на личностные и профессиональные качества специалиста пространство со­циальных отношений в обществе, становление нового типа взаимодействия специалиста по социальной работе и клиен­та, морально-правовой статус социального работника в об­ществе и др.

Итак, изученный материал, проведенное исследование дают возможность выделить в характеристике личности со­циального работника как субъекта деятельности следующие концептуальные основы:

- Личность социального работника есть субъект профес­сиональной деятельности, включенный в конкретные социо­культурные условия.

- Личность социального работника - это профессиона­лизированный индивид, осуществляющий свою профессио­нальную деятельность в системе: "человек-человек".

- Личность социального работника есть целостность, но не замкнутая в себе, а находящая выход в профессиональ­ной деятельности. Целостность личности можно представить как единство природного и результатов социализации и пер-сонализации; единство социального, нравственного, психологического, общекультурного, профессионального; нерастор­жимость профессионально обусловленных качеств личности с деятельностью.

- Личность социального работника формируется, разви­вается, самореализуется, самосовершенствуется в профес­сиональной деятельности, и как активный субъект этой дея­тельности она изменяет себя и деятельность.

Рассматривая проблему формирования и развития лично­сти социального работника как профессионала, мы обрати­лись к научно-исследовательскому методу - моделированию. В этой связи нам представляется необходимым представить более подробное обоснование этого метода.

Модель - это ". . . мысленно представляемая или матери­ально реализованная система, которая, отображая или вос­производя объект исследования, способна замещать его так, что его изучение дает... новую информацию об этом объекте"1.

Модель профессионально-личностного развития социаль­ного работкника показана на рисунке.

В основе моделирования лежит определенное соответствие (но не тождество) между исследуемым объектом (оригина­лом) и его моделью. Метод моделирования широко использу­ется в современной науке, включая педагогическую. "В педа­гогике моделирование приобретает особое значение в связи с задачей повышения теоретического уровня науки, поскольку оно неразрывно связано с абстрагированием и идеализаци­ей, посредством которого происходит выделение моделиру­емых объектов, отображаемых в модели", - отмечает В. В. Краевский. Необходимость овладения методом модели­рования определяется не только значением его как метода познания, но и психолого-педагогическими соображениями.

Проблемы моделирования исследуются известными педа­гогами и психологами (работы С. И. Архангельского, П. Я. Гальперина, Б. С. Гершунского, В. В. Давыдова, Ю. А. Конаржевс-кого, В. В. Краевского, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, Л. М. Фридмана, Т. И. Шамовой, Н. М. Яковлевой и др.), кото­рые придерживаются понимания модели как системы, ис­следование которой служит средством для получения инфор­мации о другой системе. Моделирование трактуется как ме­тод познания объекта через модель. Действия с моделями позволяют исследовать отдельные новообразования, качества, стороны или свойства объекта. Причем, несмотря на то, что модель многозначна, в основе своей она сводится к условно­му образу (изображению, схеме, описанию) некоторого объек­та или системы объектов.

Как своеобразный аналог реального объекта эта модель воспроизводит наиболее существенные характеристики лич­ности и профессиональной деятельности специалиста соци­альной сферы: базовые основания личности (профессиональ­ное сознание и самосознание, профессионально-ценностные ориентации, профессионально обусловленные качества лич­ности), готовность к профессиональной деятельности (нрав­ственно-психологическая, содержательно-информационная, операционально-деятельностная), готовность к развитию и саморазвитию (самопознание, самопроектирование, самоуп­равление, самокоррекция).

В теории и методике профессионального образования не­редко такие понятия, как "модель личности специалиста", "модель деятельности специалиста", "модель подготовки спе­циалиста", используются как рядоположенные. Исследовате­ли, например, Г. Н. Александров и Ф. В. Шарипов, попыта­лись развести эти понятия. Они полагают, что если рассмат­ривается совокупность качеств и свойств работника, то речь идет о модели личности специалиста. Если даются описания видов деятельности или номенклатура решаемых им задач, то в этом случае речь идет о модели деятельности. Если же в модели представлены такие компоненты, как содержание образования, его структура, система методов, средств и приемов обучения и воспитания, то речь идет о модели подго­товки специалистов. Н. М. Яковлева с таким терминологичес­ким разграничением соглашается только в первом прибли­жении. Она, в частности, считает, что модель личности спе­циалиста должна предусматривать не только актуальные, но и перспективные его качества и свойства. В противном случае она лишается своей развивающей основы и силы.

Мы разделяем позицию Н. М. Яковлевой и полагаем, что в модели деятельности должны быть заложены свойства, ка­чества личности специалиста, необходимые для успешного ее выполнения.

В этом случае модель профессионально-личностного раз­вития специалиста должна учитывать компоненты модели личности специалиста и компоненты модели его деятель­ности.

В соответствии с философским и психолого-педагогичес­ким пониманием моделирования сформулируем, что вкла­дывается в понимание "моделирования профессионально-лич­ностного развития". На наш взгляд, это описание основных базовых оснований, характерных свойств и качеств, прису­щих специалисту, осуществляющему свою профессиональ­ную деятельность в социальной сфере жизни, имеющему определенную квалификацию, занимающему определенную должность и выполняющему различные профессионально-ролевые функции.

Деятельность социального работника полифункциональ­на, она имеет множество сторон. Поэтому вполне закономер­но появление большого числа вариантов моделей специали­стов одного и того же профиля, но значительно отличаю­щихся друг от' друга. Проведенный нами анализ работ по вопросам моделирования дает право сказать, что пока нет единого представления о содержании личности специалиста социального работника, что подтверждается и рядом других исследований. При разработке общественно-прогностической модели профессионально-личностного развития мы учиты­ваем следующие методологические и педагогические пози­ции.

Во-первых, моделирование профессионально-личностно­го развития специалиста социальной сферы невозможно рас­сматривать вне профессиональной деятельности, без учета взаимосвязи и взаимодействия личности и деятельности. Ибо деятельность социального работника не может осуществлять­ся без развития профессионально необходимых качеств лич­ности, которые воплощаются в профессиональной деятель­ности, оцениваются, компенсируются, адаптируются и по­лучают развитие с позиции деятельности.

Во-вторых, модель специалиста, адекватно отражающая деятельность социальной работы, призвана выступать ори­ентиром для решения комплекса вопросов подготовки, под­бора, расстановки, аттестации кадров; повышения эффек­тивности профессиональной подготовки, переподготовки и использования специалистов; оптимизации иерархической структуры государственного и муниципального управления. В этом методологическая функция модели специалиста по социальной работе, что являлось определяющим и в нашей работе.

В-третьих, обобщенная прогностическая модель профес­сионально-личностного развития отражает не все характе­ристики личности и деятельности, а лишь основные базовые компоненты, выступая ориентиром в исследовании динамики профессиональногб и личностного развития специалиста со­циальной сферы на различных этапах его становления.

В-четвертых, моделирование профессионально-личност­ного развития социального работника должно дать возмож­ность учебному заведению разработать на его основе про­фессионально-образовательную программу. Тогда заложенные в модели компоненты могут выступать как педагогические цели подготовки специалиста, они же помогут и в создании квалификационной характеристики социального работника.

И, наконец, модель создает ориентировочную основу для разработки средств педагогического управления профессио­нально-личностным развитием социального работника. При этом мы исходим из признания того факта, что оптимизация изучаемого процесса может быть достигнута в условиях лич-ностно-ориентированного образования.

Модель в нашем исследовании создает структурно-ориен­тировочную основу для разработки средств педагогического управления профессионально-личностным развитием социаль­ного работника. При этом мы исходим из признания того факта, что оптимизация изучаемого процесса может быть достигнута в условиях личностно-ориентированного разви­вающего образования.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!