Социальные процессы в древних цивилизациях 2

15 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

1. Особенности социальной структуры в восточном и античном обществе.
2. Сословия, классы, касты.
3. Особенности труда, образа жизни, обычаев людей в восточном и античном обществах.

Список литературы.

1. Особенности социальной структуры в восточном и античном обществе.

Цивилизации древнего мира имеют целый ряд общих черт. Этот этап развития человечества существенно отличается от последующих эпох. Однако уже тогда выделяются два больших региона — Восток и Запад, в которых начинают складываться цивилизационные особенности, определившие их различную судьбу и в древности, и в эпоху средневековья, и в новое время.
На Востоке переход от первобытности к цивилизации сопровождался развитием ирригационного земледелия. Создание, ирригационных систем требовало организации коллективного труда большого числа людей, усилий всей страны в целом. Сложно было и поддерживать в порядке систему каналов. Все эти работы невозможно было осуществить без жесткой организации, без сильной централизованной власти. В результате во всех древних восточных цивилизациях сложилась особая форма государства — деспотия.
В разных цивилизациях она могла иметь некоторые различия, но суть ее была единой: во главе государства стоял правитель, обладавший всей полнотой власти и считавшийся собственником всей земли. Такой тип власти реализовался за счет разветвленной административной системы, т. е. аппарата чиновников, который охватывал всю страну. Чиновники не только взимали налоги с населения, но и организовывали совместные сельскохозяйственные работы, строительство, следили за состоянием каналов, набирали рекрутов для военных походов, осуществляли суд.
Такое государственное устройство было очень долговечным и устойчивым: даже когда большие империи распадались на части, каждая из них воспроизводила деспотию в миниатюре.
Общество в древних цивилизациях в отличие от первобытности было неоднородным, в нем появились разные социальные прослойки. Это было связано, с одной стороны, с тем, что образовалось государство, которое требовало специального аппарата для управления. С другой стороны, в цивилизованном обществе усиливались профессиональные, функциональные различия (ремесло отделялось от земледелия, возникла торговля и т. д.), росло имущественное расслоение. Уже в древности стала складываться сложная структура общества, которая впоследствии становилась все более дифференцированной и разветвленной.
Особенностью восточных обществ была их строгая иерархичность: каждый социальный слой занимал свое четко определенное место и отличался от других своей социальной значимостью, а также обязанностями, правами и привилегиями.
Поэтому общество в древних цивилизациях часто изображают в виде пирамиды. На вершине ее стоит царь, далее идет высший слой знати, состоящий из жрецов, родовой и военной аристократии. Это были самые привилегированные слои в обществе. Представители знати занимали высокие государственные посты, в их распоряжении были огромные земли. Эти земли могли быть отняты у общин, а чаще всего они дарились царем или завоевывались во время войн.
Высокое положение в обществе занимал и многочисленный аппарат чиновников, поэтому ученость приносила большие практические выгоды.
Особую прослойку составляли купцы, которых поддерживало государство, заинтересованное в поставке иноземных и редких товаров. Благодаря купцам осуществлялась экономическая связь, пока еще очень слабая, между отдельными районами.
Особую категорию населения составляли воины. Находясь на службе в постоянной армии, они получали снабжение от государства. После удачных походов устраивалась раздача земель, рабов, кроме того, воины жили за счет разграбления захваченных земель. В мирное время их часто привлекали к тяжелым работам: например, в Египте воины трудились на каменоломнях.
Довольно многочисленны были ремесленники, большей частью они жили в городах, но были и ремесленники (очевидно, зависимые), которые работали в мастерских, принадлежащих храмам, царю или знати, под плетью надсмотрщиков. Основную часть общества составляли свободные общинники-крестьяне. Сельская община и в древних цивилизациях, и в эпоху средневековья, вплоть до индустриальной революции, была основной производственной ячейкой. Она уходит корнями в далекое прошлое, в эпоху первобытности, когда люди группировались сначала в родовые, а потом в соседские общины. На основе первобытной соседской общины и сформировалась община сельская. Впрочем, в ней могли сохраняться и семейные, родственные связи.
Основной хозяйственной единицей в общине была большая патриархальная семья, которая имела свой дом, имущество, иногда рабов, приусадебный участок. От общины она получала надел земли и пользовалась урожаем с него, но такие наделы считались собственностью всей общины.
Все члены общины были связаны круговой порукой: это означало и взаимопомощь, и ответственность за совершенные кем-либо из ее членов преступления. Община, например, должна была компенсировать убытки от воровства, платить штрафы за провинившихся, если они сами не могли этого сделать.
Несколько иной характер имела структура античного общества. Рассмотрим ее особенности на примере римского социума.
Главными противоборствующими силами в римском обществе были патриции и плебеи. Положение патрициев после свержения монархии значительно улучшилось. Из их числа выбирались консулы — два высших должностных лица в государстве, которые выполняли функции прежних царей. Только патриции могли быть выбраны в сенат — главный орган римской республики, который решал важнейшие вопросы внешней и внутренней политики. Только патриции могли становиться жрецами. Они знали все тонкости судопроизводства и держали его в своих руках. Кроме того, у патрициев скапливалось все больше земли: они обладали правом занимать участки из земельного фонда своей общины — фонда, который постоянно увеличивался по мере того, как Рим одерживал военные победы. Так у патрициев появлялись крупные земельные владения.
Плебеи были лишены этой привилегии, многие из них разорялись и даже превращались в рабов за долги. Решить эту проблему можно было только одним способом — уравняться в правах с патрициями. В этом случае плебеи получили бы и доступ к управлению государством.
В римской общине, как и в греческой, сочеталось коллективное и частное землевладение; все граждане имели равные права и являлись не только земледельцами, но и воинами. Понятия «хороший земледелец», «хороший воин» и «хороший гражданин» долго сливались в одно целое в сознании римлян.
Жизнь общины была организована так, чтобы поддерживалось равновесие между личной и общественной пользой. В Риме не было налогов, за счет которых содержался бы государственный аппарат. Люди, занимавшие высшие должности, не получали жалованья и должны были за свой счет устраивать пиры, игры, строить храмы, обеспечивать бедных граждан наделами земли. Путь наверх был открыт прежде всего для нобилитета, в который входили патриции и плебейская верхушка. С другой стороны, чем богаче был гражданин, тем больше средств он был обязан тратить на общую пользу.
Служба в армии была обязанностью для граждан, но обязанностью почетной. Человек не мог стать государственным деятелем, не имея военного стажа. Лишь в IV в. воинам стали выплачивать жалованье: до этого они довольствовались плодами своих побед и должны были сами заботиться о вооружении и пропитании. Когда начиналась война, у граждан брали заем, который возвращался после победы. Военная добыча переходила в собственность общины, и ею пользовались все граждане. Отнятая земля присоединялась к общественной, а потом делилась между солдатами и безземельными. Драгоценные металлы и другая дань шли в казну общины. Остальное распределялось между солдатами, которых одаривали также и полководцы.
Таким образом, идея «общей пользы» определяла и порядки в гражданской общине, и поведение каждого отдельного ее члена.

2. Сословия, классы, касты.

По вопросу образования классов и сословий в древних цивилизациях существуют различные теории: об извечности рабства, о создании государства для поддержания благополучия всех людей независимо от классовой принадлежности. На Западе наиболее распространенной является «теория насилия», представители которой считают, что классы и государство возникали в результате завоевания. Завоеватели якобы составляли господствующий класс и создавали государства для удержания под своей властью порабощенных людей.
В отечественной исторической науке до сих пор распространена несколько иная теория, связывающая возникновение классов непосредственно с зарождением частной собственности. Рабство, возникшее как следствие первого великого общественного разделения труда, упрочилось с отделением ремесла от земледелия, с возникновением класса купцов. Постепенно рабы составили бесправный класс, лишенный средств производства.
Владельцы средств производства и потребления, а также рабов образовали класс рабовладельцев. Рабовладельцами становились родовые и племенные вожди, военачальники, жрецы, купцы. С накоплением в их руках богатств они обособлялись от народа, одновременно возросла масса бедняков, которая попала в зависимость от богатых людей. Так образовались различающиеся в имущественном и социальном отношении группы людей с различным положением в производстве и разными интересами в обществе, т. е. классы. Их определение дал В. И. Ленин: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию места в определенном укладе общественного хозяйства».
Классовое или же сословное разделение существовало во всех древних цивилизациях, однако в наиболее яркой, четкой форме оно сложилось в Древней Индии.
Растущая социальная дифференциация в Индии привела к резкому сословному делению и появлению замкнутых варн, существование которых считается своеобразной чертой индийского общества. В Ведах варны упоминаются лишь в поздних добавлениях. В последующее время деление на эти замкнутые группы считается изначальным и установленным свыше. Две высшие варны занимали господствующее положение: брахманы (жречество) и кшатрии (военная знать). По преданию, первые вышли из уст верховного бога Брахмы, а вторые — из его плеч.
Огромная масса населения входила в третью варну, носившую название вайшьев. Они считались вышедшими из бедер Брахмы. В основном это были земледельцы-общинники, но сюда же включались ремесленники и даже купцы, на которых духовная и светская знать смотрела свысока.
Четвертая варна, шудры, пополнялась из числа покоренных чужеземцев, а также из переселенцев, оторвавшихся от своего рода и племени. Они считались людьми низшего порядка, вышедшими из 'ступней ног Брахмы и поэтому обреченными пресмыкаться в пыли. Их не допускали в общины, отстраняли от занятия каких-либо должностей. Даже некоторые религиозные обряды, например почетная церемония «второго рождения», для них не устраивались. Им запрещалось также изучение Вед.
Надо отметить, что имелись люди, не допускавшиеся даже в эту низшую прослойку, стоявшие вне варн. Это были так называемые «неприкасаемые», которых не подпускали даже к колодцам, ибо они могли якобы осквернить чистую воду.
Права и обязанности каждой варны были зафиксированы впоследствии в «Законах Ману», сборнике предписаний, определявших поведение в частной и общественной жизни каждого индийца. Составленный брахманами сборник совершенно откровенно выдвигал их на первое место: подчеркивалось, что военная знать (кшатрии) должна их почитать (даже столетний кшатрия должен склоняться перед десятилетним брахманом). Однако на практике обе высшие варны делили между собой власть и привилегии и хотя порой и соперничали, но, когда дело шло о подавлении народных масс, выступали совместно.
За одно и то же преступление представители различных варн наказывались по-разному. За убийство шудры брахман подвергался лишь покаянию и штрафу, как за убийство животного. Но если шудра осмеливался только поспорить с брахманом, то ему в рот вставляли кусок раскаленного железа.
Впрочем деление на варны далеко не всегда совпадало с классовым делением. Лишь часть шудр была в рабском состоянии. С другой стороны, в рабство могли попадать и отдельные лица из высших варн (как тот царевич, который проиграл себя и своих братьев в кости). Правда, порабощенным из среды высших варн легче было выкупиться или иным способом выйти на волю.
Деление на замкнутые варны, между представителями которых были запрещены смешанные браки, считалось вечным и неизменным и освящалось религией.
При этом надо помнить, что сами религиозные верования Древней Индии изменялись на протяжении веков под воздействием социальных сдвигов. В Ведах упоминаются бесчисленные боги природы (Варуна — бог неба, Агни — бог огня, Сурья — бог Солнца и др.).
По мере обострения классовых и сословных противоречий и  усиления жречества, выделяющегося в особую варну, религиозные верования приводятся в стройную систему. Во главе пантеона становится Брахма, считающийся безликим и всеобъемлющим. По его имени жрецы называются брахманами, а государственная религия, восходящая к племенным культам, но сильно переработанная, — брахманизмом. Социальное неравенство, как наглядно засвидетельствовано в легенде о происхождении варн, объявлялось извечным и не подлежащим изменению.
К началу нашей эры, т. е. ко времени разложения рабовладельческой системы и феодализации, в Индии формируется кастовый строй. Две низшие варны (вайшьи и шудры) делятся на ряд более мелких групп, получивших название джати. В литературе широко распространен португальский перевод этого термина — касты. Каждой касте была свойственна особая профессия. Таким образом, кастовое деление отражало общественное разделение труда, восходящее еще ко временам родоплеменного строя, когда отдельные племена специализировались на тех или иных занятиях. Внутри каждой касты создавалась своя администрация, устанавливались особые религиозные обряды, правила взаимопомощи. Сношения с другими кастами ограничивались, в частности, смешанные браки возбранялись.
Привилегированные касты занимались земледелием, скотоводством или торговлей или производили предметы роскоши. Остальные касты допускались только к менее почетным занятиям (кузнецы, ткачи, сторожа, рыбаки). Люди, занимающиеся самыми презренными профессиями (метельщики улиц, мусорщики, могильщики, палачи), считались отверженными и не допускались ни в одну варну (даже в число шудр) и ни в одну касту.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!