Социальные нормы как регуляторы поведения личности в коллективе

17 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Поведение человека в трудовом коллективе строится в соответствии с социальными нормами. Социальные нормы определяются как сложившиеся или установленные стандарты поведения личности в группе, соблюдение которых выступает для,,индивида необходимым условием взаимодействия в группе.

Социальные нормы служат целям ориентации личности в, ситуации выбора, а также обеспечивают социальный контроль ее поведения, упорядочивая тем самым характер ее взаимодействия в рамках данной группы. Нормы поведения и деятельности существуют в трудовых коллективах в трех видах:

- закрепленные в должностных инструкциях, приказах, уставах и т.д.;

- в виде традиций, принятых в этом коллективе;

- социальные нормы, отражающие принципы и требования, которыми руководствуется общество в целом и отдельные социальные и профессиональные группы людей.

Социальные нормы, представленные в должностных инструкциях, правилах, уставах и т.д., т.е. закрепленные в определенных организационных документах, играют очень важную роль в регуляции поведения работника.

Соблюдение должностных норм во многом связано с профессиональной компетенцией личности. От того, как работник понимает эти нормы и следует им, зависит эффективность его работы. Этот вид социальных норм имеет значение и в оценке деятельности работника. По тому, как работник выполняет свои должностные обязанности, составляется мнение о его мастерстве, способностях, умениях, знаниях.

Нормы-традиции обычно существуют в форме устойчивых ролевых стандартов поведения, сложившихся в коллективе в результате совместного социального и профессионального опыта. В коллективах обычно существуют традиционные образы ролей руководителей различных уровней, рабочих различных квалификаций, служащих, ИТР. Не всегда эти нормы соответствуют в полной мере общественным нормам. Нередко в них закреплен опыт, взгляды только данного коллектива, и, следовательно, действуют они только в этом трудовом коллективе. Подобное проявление норм-традиций может служить причиной конфликтов в организации, осложнять процессы профессиональной и социально-психологической адаптации. Но есть у них и позитивная сторона: нормы-традиции способствуют формированию прочных и действенных отношений между личностью и коллективом. Обычно прочность этих отношений обеспечивается поддержкой, известным освящением их общественным мнением данного коллектива.

Как и должностные нормы, нормы-традиции выполняют функцию регуляции и контроля поведения человека в группе. Приходя в трудовой коллектив, человек часто оказывается перед выбором: согласиться с существующими в этом коллективе традициями и быть принятым в этом коллективе или не согласиться, и тогда вероятна ситуация конфликта. Порой человек вынужден внешне демонстрировать согласие и действовать в соответствии с существующими в группе традициями, испытывая при этом внутренний дискомфорт.

Социальные нормы, действующие в организациях, должны базироваться на нравственных принципах. Хотя, признаться, сегодня мы перестали говорить о нравственности. Поведение, соответствующее социальным нормам, всегда является высоконравственным, направленным на защиту и достижение именно общественных интересов, а не только интересов личности или конкретного коллектива. Конечно, поведение личности основывается на соблюдении всех трех видов норм, но все же приоритет должен быть отдан социальным.

Система оценок действий личности должна быть построена таким образом, чтобы она заинтересовывала в выполнении, прежде всего, социальных норм, защищающих общественные интересы. Самооценка личности и ее авторитет в этом случае будут также формироваться на основе отношения личности к социальным нормам.

Зачастую некоторые руководители путают социальные нормы с социальной активностью личности. Социальные нормы выполняют ряд функций: регулятивную, избирательную и стабилизирующую. Кроме того, социальные нормы регламентируют отношения между людьми, позволяют человеку оценивать свои и чужие поступки, ситуацию, партнеров по общению, соотносить оцениваемые явления с эталонами, отбирать, отсеивать, формировать, направлять и регулировать деятельность и общение. Большинство социальных норм прочно вошло в нашу жизнь, что мы не сознаем их, пока не обнаружим какое-то их нарушение или недопонимание.

Представленные в сознании социальные нормы используются личностью как эталоны, масштабы, меры, критерии, по которым ведется сравнение своего и чужого поведения, делают ее ответственной за выбираемые варианты поведения. Иначе говоря, социальные нормы непосредственно связаны с социальным контролем поведения личности.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!