Социальные конфликты, их причины и типология

5 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

В современных обществах конфликты становятся более многооб­разными, поскольку социальная структура формируется по иерархи­ческому принципу, людям свойственна борьба за обладание приори­тетными позициями. Сами же действия по достижению социального доминирования (власти, престижа, авторитета и т.д.) создают предпосылки возникновения конфликтов.

Значителен вклад в разработку проблематики конфликта К.Маркса и Г.Зиммеля. Как особое направление теория социального конфликта нашла свое отражение в работах Р.Миллса, Р.Дарендорфа, Л.Козера, Д.Белла, К.Боулдинга, М.Крозье и др. В их исследованиях подчеркивается объективная ценность конфликта, повышающая действенность социальной системы и стимулирующая ее развитие. Они исходили из того, что главное - не допускать развития социальных конфликтов до состояния социальной направленности.

Марксистский и неомарксисткий подходы рассматривают соци­альный конфликт как временное состояние в социальном развитии, и ее разрешение увязывается с достижением определенного уровня развития общества. Основу социальных конфликтов составляет борьба за собственность. Исходя из противоречий экономических интересов различают два вида борьбы. Социальное противоборство за изменение принципов распределения материальных благ разрешается исключительно революционным путем. Тогда как снятие социального противоборства в борьбе за изменение критериев распределения можно осуществлять в рамках существующей общественной системы посредством реформаторской политики.

В немарксистской социологии социальный конфликт предстает в виде составной части общественного бытия, в качестве источника общественного развития, как необходимый элемент социальной жизни, который способствует разрешению и снятию социальной напряженности.

Основу возникновения социального конфликта можно выводить, исходя из проблемы удовлетворения потребностей людей. Так, например, П.А.Сорокин в качестве источника конфликта определял подавление базовых потребностей, без которых невозможно человеческое существование. Началом социального конфликта могут стать агрессивные социальные действия, вызванные сложностью в удовлетворении пот­ребностей, в ответ на действия индивида или группы лиц. Социальный конфликт можно представить в виде борьбы, порожденной конфронтацией общественных и групповых интересов.

В концепции Р.Дарендорфа причина возникновения конфликта сопряжена со стремлением людей к доминированию. Его основная работа "Класс и классовый конфликт" была опубликована спустя 12 лет после окончания второй мировой войны и несла на себе отголоски тех времен. Р.Дарендорф солидаризируется с К.Марксом по поводу выделения классового противостояния в качестве основного источника конфликта в капиталистическом обществе XIX века, которое развертывается в промышленной сфере между предпринимателем и рабочими. Однако в XX веке промышленное производство перестало быть главным институтом, определяющим в организации общественных связей и отношений, а вместе с этим утратил ведущую роль классовый конфликт между предпринимателем и рабочим. Характерная для XIX века напряженная классовая борьба, по его мнению, устранена через институциализацию конфликта и осуществление системы мер, призванных регулировать конфликты. В отличие от Т.Парсонса, Р.Дарендорф отстаивает мысль о конфликте как исходной клеточке социальной жизни, поэтому согласно его позиции, более точно отражает суть проблемы термин не "разрешение", а "регулирование" конфликта.

В качестве основной задачи для отечественной социологии конфликта выступает осмысление конфликта как социального феномена, его рационализация и придание ему цивилизованных, созидательных форм. Вместе с тем выявились обстоятельства, которые затрудняют анализ социальных конфликтов и разработку концепции социального согласия.

Во-первых, сказывается неспособность общественной системы воспринимать конфликт любого уровня. «Советское мышление» допускает только фискальную культуру, выраженную в форме жалоб и мифологических   надежд      на      их      удовлетворение      «сверху».      В действительности же реальный механизм разрешения конфликтов, возникающих, например, в процессе трудовой деятельности, работал против жалобщика, сила была на стороне аппарата подавления. В российском обществе еще не утвердились общественные организации и движения, способные действовать вне и над пределами государственной власти. Само общество остается фрагментированным. Пока не сформировались крупные социальные слои, способные к самоорганизации и отстаиванию групповых и общенациональных интересов. Парадокс заключается в следующем: в общественном сознании все больше дискредитируется сама идея наличия оппозиции. Если в 1999 году абсолютное большинство (80,0%) опрошенных расценивали оппозицию как непременное условие в предупреждении узурпации власти, то в 2001 году 55,0% респондентов были убеждены, что оппозиция призвана содействовать и помогать власти[1].

Во-вторых, социальную напряженность и конфликтность нельзя объяснить только нехваткой товаров или отчуждением труда, отсутствием демократии. Нужно иное качество организации общества, в котором конфликт будет рассматриваться не как нечто экзотическое или запретное, а как нормальный элемент общества, в котором противоречащие друг другу интересы социальных групп постоянно сталкиваются, но умело регулируются законом. Своеобразие состояния современного этапа развития заключается в том, что у основной массы населения страны  по-прежнему сохраняется надежды на мощь государственной машины, ожидания от исполнительной власти быстрых и решительных мер по решению существующего блока проблем. Хотя и трансформационные процессы 90-х годов способствовали отходу значительной части населения от патерналистских традиций, основу которой составляет принцип «моя жизнь зависит от власти, а не от меня», тем не менее «социальный паразитизм» по-прежнему доминирует в социальной практике.

В-третьих, наблюдается недостаток (и даже отсутствие) знаний в сферах политической, экономической и социальной культуры. Нет надежной опоры в виде информации о жизни мира, о разных культурах, об истории, о будущем, зато развиты привычки следовать за: «идеологическими поводырями», уповать на всемогущество руководства вместо того, чтобы разобраться в ситуации и действовать самостоятельно.

В классификации конфликтов трудно выделить четкую структуру уровней конфликта. Конфликт даже между двумя людьми (например, рабочим и начальником цеха) может быть определен не только как межличностный, но и как социальный (поскольку они представители разных социальных слоев). И наоборот, даже забастовки в некоторых случаях означают не столько социальный конфликт, сколько средство достижения личных целей руководителя, в том числе и политика. (Были случаи, когда руководители предприятий выступали прямыми или косвенными организаторами забастовок). В качестве основания классификации конфликтов можно предложить их причины, но надо учитывать, что социокультурные особенности конфликтов в России не дают возможности строго классифицировать их и предсказать возможности их развития. Это, несомненно, затрудняет и их разрешение.

В зависимости от зон разногласия все конфликты могут клас­сифицироваться на личностный (уровень индивидуального сознания внутри личности), межличностный (уровень двух и более индивидов, не образующих группу), межгрупповой, конфликт принадлежности (противоречие с социальной группой или социальными группами), конфликты с внешней средой (цротивоборство с социальными инсти­тутами).

Конфликты принадлежности. Можно выделить три типа социальных отношений, которые могут привести к конфликтам, например, среди различных групп горожан: отношения между занятыми в государственном и негосударственном секторе экономики; отношения между управленческим слоем и государственной торговлей, с одной стороны, и теми «трудящимися», к которым примыкает большая часть занятых вне государственного сектора - с другой; между частью коренных горожан и лицами некоренных национальностей. Причем важнейшим объектом зреющих конфликтов выступает стремление людей к обретению высокого социального статуса и достижению лучших условий жизни. Поскольку в дальнейшем социальная дифференциация будет усиливаться, можно ожидать, что фон напряженности будет постоянно сохраняться и проявляться в глухом недовольстве и осуждении не только «богатых», но и более зажиточных сограждан, во внезапных коротких стычках представителей разных слоев и т. п.

В личностных и межгрупповых отношениях имеет место социальная напряженность, которая представляет собой противоположность интересов и понимается как уровень конфликтности, меняющийся во времени. Для обнаружения социальной напряженности оценивается степень удовлетворенности человека в таких социальных потребностях, как жилье, содержание труда, заработная плата; бытовые и санитарно-гигиенические условия на производстве, возможности отдыха. Так, трудовые конфликты могут либо содействовать сохранению существующей социально-экономической системы, либо способствовать ее разрушению.

Эволюция социально-трудовых конфликтов в России, от собственно трудовых до политических, свидетельствует о том, что они стали частью процесса распада административно-командной системы, в определенной мере катализатором этого распада. В социальной напряженности выражается потребность в обновлении, изменении существующей жизнедеятельности, и конфликт становится средством такого изменения. Поэтому необходимо активизировать исследования в такой отрасли социологических, политологических, психологических, культурологических знаний, как конфликтология.

По внутреннему содержанию конфликты могут различаться на рациональные и эмоциональные. В первом случае конфликты не переходят на личностный уровень, не создают образ врага, оставляя за соперником право на некоторую долю истины. Целью таких конфликтов выступает улучшение взаимоотношений, норм и образцов поведения, стремление к социальной справедливости. Для вторых свойственно перенесение причины конфликта на конкретную личность, что переходит на личную неприязнь. Развитие подобных конфликтов непредсказуемо, и они трудно управляемы.

Если различать конфликты по сферам действия, то выделяются конфликты экономические, политические, этнические, межнациональные, психологические и т.д.

Основу экономических конфликтов составляют противоречия материального производства (между характером труда и формой присвоения, между развитой технологией и неразвитой базой) или экономический интерес определенных субъектов (война за нефть между Ираном и Ираком, Ираком и Кувейтом).

Политические конфликты обуславливаются противоречиями в сфере власти и определенными политическими интересам (политических субъектов или государств). Так, результатом противостояния исполнительной и законодательной ветвей власти в сентябре-октябре 1993 года стал Указ Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина № 1400 от 21 сентября 1993 года и последующее затем насильственное устранение парламента и разрушение советской представительной системы. Такой метод разрешения политического конфликта, несомненно, повлиял на процесс легитимности становления российского правового государства. В частности, события апрельского 1998 г. правительственного кризиса, вызванного отставкой Президентом РФ Председателя кабинета министров и его противостоянием с государственной Думой, чрезвычайно обострили политическую ситуацию в стране. Итогом политики "выкручивания рук" стало подчинение законодательного органа интересам исполнительной власти и усиление тенденции противостояния исполнительной и законодательной ветвей власти.

Иллюстрацией своеобразного метода разрешения конфликта в правовой сфере в России является пример приостановления в 1993 году Указом Президента РФ действия Конституции 1977 года. Данное явление отразилось в массовом общественном сознании россиян. В частности, в выборах 1993 г. новой конституции страны в 17 субъектах Федерации приняли участие менее 50 процентов избирателей, а в 18 - большинство проголосовало против. Таким образом, новая Конституция России получила поддержку только в 54 субъектах из 89. По мнению германского политолога М.Хеттиха в случае, когда уже треть общества выступает против предлагаемого социального и политико-государственного устройства и непринятия Конституции, тогда уже нельзя говорить о достижении базового консенсуса в таком обществе[2]. Поэтому для определенной части населения страны легитимность самой Конституции представлялась весьма сомнительной. Следовательно, введение в 1993 году Конституции страны в действие без опоры на подавляющую часть населения в некотором смысле позволяет в принципе оспаривать конституционность характера современного российского государства.

Новый порядок формирования Совета Федерации, изменивший политико-правовую роль губернаторов и статус верхней палаты российского парламента по существу образовал новую политическую конфигурацию власти в России. В принципе произошло реформирование политической сферы общества, что естественно должно быть отражено в Основном законе страны.

Этнические конфликты выступают как столкновение интересов различных наций. Например, военное столкновение в Югославии было обусловлено политическим конфликтом, борьбой субъектов федеративного государства за политическую самостоятельность, одновременно, осложнившееся этническим конфликтом (противостоянием славян и выходцев с Востока) и конфликтом религиозным (борьбой православных, католиков и мусульман).

Межнациональные конфликты во многом обусловлены причинами, связанными с социально-экономическим развитием и уровнем жизни населения, политической обстановкой в различных регионах страны. Игнорирование культурной специфики развития народов, а тем более репрессии и дискриминация наращивают внутреннее недовольство и протест. Постоянное откладывание разрешения накопившихся проблем увеличивает потенциал будущих коллизий. Исследователи подчеркивают, что в межнациональных конфликтах немало стихийного, взрывного, связанного с импульсивным поведением больших масс людей, объединенных одной идеей, настроением, устремлением. Неприятие людей иной национальности в сложных социально-экономических условиях растущих дефицита, инфляции, безработицы - «мина замедленного действия», которая может привести к внезапному обострению конфликтов. Социально-психологическую напряженность культивируют и низкая культура межнационального общения, и нарушение прав личности, дискриминирующее национальное меньшинство, и протекционизм. Для урегулирования межнациональных конфликтов необходим комплекс мер от правовых до социально-психологических.

Прогнозируя ситуацию в России, можно сказать, что на этническую напряженность и конфликтность будут влиять два принципиальных фактора. Прежде всего, в российском обществе не завершено социальное структурирование. Практически нет четкого осознания групповых интересов. Вместе с тем мы наблюдаем несоответствие либерально- демократических идеологем и реальных экономических и социально- политических отношений. Декларированные нормы и ценности правового государства еще не получили должного претворения и не утвердились в практике социальной жизни. В этой ситуации создается как бы вакуум в познании определенности интересов. Пока еще не утвердилась общенациональная идея, способная объединить всех граждан. Поэтому особую актуальность приобретает необходимость разработки государственной идеологии воспринимаемой всей нацией. В этой связи известный в нашей стране правозащитник С.Ковалев, анализируя процессы, происходящие в области идеологии и права, указывает на следующий факт: "Советская идеология восстанавливается сегодня в России. Это не идеология раннего, классического коммунизма, но новая форма идеологии, лучше всего передаваемая непереводимым русским словом «державность», которое в грубом переводе обозначает властность или государственность, ... фактически государство обожествляется, ставится над обществом, вне общества, через общество»[3]. Помимо государственности присутствует другая идеологема - этническая. Ее берут на вооружение политические партии и объединения, которые не придают значения  слабо выраженному в действительности структурированию социальных интересов. Когда главный вектор посттоталитарного развития проходит по двум детерминантам (государственность и этничность) можно прогнозировать углубление этнических конфликтов, не всегда открыто выраженных, порою носящих спонтанный, нередко латентный характер. Взрывы будут малопрогнозируемыми и слабо контролируемыми.

В современной России можно зафиксировать в основном три типа конфликтов этнополитического характера. Во-первых, это конституционные конфликты. В свое время республики Саха (Якутия), Тува,  Татарстан, Башкортостан приняли конституции,  которые противоречили Конституции РФ. Первое противоречие заключалось в том, что в конституциях говорится о главенстве законов республик над федеральными, второе было связано с контролем за использованием природных ресурсов, третье - с непосредственным выходом на международную арену. Ряд республик проводили политику, которую можно оценить как экономический национализм. Они не хотели выхода из Федерации, но желали иметь право выхода на международную арену. Еще одно обстоятельство было связано с тем, что Федеративный договор, как известно, полностью в Конституцию не вошел. Но он был подписан федеральной властью и субъектами Федерации. Борьба развернулась вокруг конкретных пунктов договора, не включенных в Конституцию. Необходимо указать, что признание особого статуса (Татарстан, Тува, Чечня) и договорных отношений (Башкортостан) в регулировании взаимоотношений центра и ряда субъектов Федерации свидетельствовало о начале процесса преобразований в государственном устройстве и вероятности оформления договорной федерации.

Проводимая политика по приведению конституций субъектов Федерации в соответствие с Основным законом страны уже приносит свои плоды. Так, из 42 субъектов Российской Федерации в свое время заключивших договоры о разграничении полномочий на сегодня большинство их расторгли.

Ради справедливости следует отметить, что для современного этапа правового устройства несовершенство действующей Конституции РФ налицо: в тексте присутствуют противоречивые положения, достаточно часто нормы имеют весьма абстрактный характер, требуется большая конкретизация конституционных установлений в регламенте образования и функционирования высших органов власти и т.д. В частности, только к 2000 году Конституционным судом РФ было вынесено 10 постановлений по толкованию Основного Закона страны.

Второй тип конфликтов, которые и в перспективе будут иметь остроту, - это территориальные конфликты. Сейчас на территории России 180 спорных зон. Вокруг некоторых из них уже идут локальные военные действия.    Можно    прогнозировать    возможность    их   выхода на межгосударственный уровень.

Третий тип конфликтов, весьма вероятных в ближайшем будущем, -межгрупповые конфликты. Социальная нестабильность, экономическая депрессия, политические противоречия внутри республик и между республиками и Центром стимулируют такие конфликты. Напряжение существует и в отношениях чеченцев и казаков, ингушей и осетин, кабардинцев и балкарцев, в молодежных группах в Якутии, Туве и др. Недостаточное внимание к этническим конфликтам чревато тем, что конфликтов будет значительно больше, и они будут острее.

Существуют еще и этнические проблемы в России, которые не связаны с этносами, “имеющими” республики. Это этнодисперсные группы, но с миллионным населением: 4 млн. украинцев, 1.5 млн. белорусов и другие народы, основной материковый этнос которых находится в новых государствах на территории бывшего СССР или за его пределами. Некоторые претендуют на свою государственность (ногайцы, лезгины и др.), хотят автономии. Можно реализовать их интересы в рамках национально-культурной автономии, но для этого необходимы большие деньги государства, банкиров, предпринимателей. Их никто пока не дает, а эта проблема сама собой не отпадет.

Возможны два стратегических подхода к решению этнических, национальных проблем; в зависимости от их выбора видится и прогноз развития конфликтов. Один подход продемонстрирован президентской командой. Он состоит в том, чтобы сблизить республики с областями России и как-то погасить национализм. Рассчитывать на спокойное решение вопроса при таком подходе все же нельзя. Второй - состоит в том, чтобы признать: этнический фактор может "работать на позитив", поскольку патриотизм   способен содействовать прогрессу.

Конфликты в сфере морали и психики личности обуславливаются наличием таких человеческих качеств, как скупость, жадность, эгоизм, ревность и т.д. Причинами социальных конфликтов выступают следующие: наличие противоположных ориентаций у групп и индивидов, идеологические разногласия, экономическое и социальное неравенство, различие в занимаемых местах среди элементов социальной структуры.

Острота конфликта определяется как социально-психологическими характеристиками противоборствующих сторон, так и ситуацией, требующей принятия немедленных решений и действий.

Длительность конфликта зависит от величины и стойкости из­менений в группах и системах. Последствия социального конфликта двойственны: одни социологи говорят только о негативе, другие признают конструктивность характера социальных конфликтов.

[1] Петухов В. Общество и власть// Свободная мысль - XXI. 2001. №4

[2] См.: Актуальные проблемы современной зарубежной политической науки. Вып.4. М., 1991.С.43-44.

 

[3] См.: Права человека и статус правоохранительных органов// Государство и право. 1994. №11. С. 82-84.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!