Социальные институты и институциональные связи

2 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Социальные институты складывается на основе общностей, социальные связи которых обусловлены объединениями организаций. Такие социальные связи называются институциональными, а социальные системы - социальными институтами. Последние действуют от имени общества как целого. Нас окружает целый мир организаций, можно сказать, что большинство социальных групп существует в виде организаций и от их функционирования во многом зависит решение обществен­ных задач, а следовательно, и общественное развитие в целом.

Социология организаций в структуре отечественной социологи­ческой теории - сравнительно молодая отрасль социологических зна­ний. В отличие от зарубежной социологии, которая накопила богатый теоретический и  эмпирический материал по изучению различных ви­дов социальных организаций,  российские социологи  приступили  к активной разработке этой проблематики лишь в последние годы.

Актуальность социологического подхода к изучению организаций обусловливается целым рядом причин не только чисто познавательного, но и практического характера. Процесс перехода России к рыночному обществу вызвал необхо­димость глубоких качественных преобразований во всех сферах об­щественной жизни, изменений самой социальной структуры общества, в том числе и функционирования его институтов и организаций.

Социальный институт часто определяется как сложная, нормативно устоявшаяся общественная практика, подверженная социальному контролю с помощью системы санкций, основанная на системе функционально обусловленных действий и отношений.

Понятие институт производно от латинского слова institutum, что означает "установление" и применяется для обозначения устойчивого комплекса формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.

В широком  плане социальный институт предстает как совокупность лиц, учреждений, имеющих материальные условия для осущест­вления конкретных социальных функций. В узком смысле слова - это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях.

Так, внешне юстиция как социальный институт выступает в качестве совокупности лиц, учреждений и материальных средств, осуществляющих правосудие. С внутренней, содержательной стороны - совокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих данную социальную функцию. Стандарты поведения воплощаются в определенных ролях (судьи, прокурора, адвоката, следователя и т.д.).

Из многообразия подходов в определении социального института целесообразно выделить только основные. Социальный институт можно рассматривать в контексте деятельностного подхода как: исторически сложившуюся, устойчивую форму организации совместной деятельности людей, либо в виде сложной, нормативно устоявшейся общественной практики, подверженной социальному контролю посредством системы санкций и основанной на системе функционально обусловленных действий и отношений. Институциалистский подход предусматривает рассмотрение понятия институт как группу людей, объединенных идеями и с целью выполнения определенных функций. В формализованном, категориальном виде институт рассматривается как система социальных ролей, организующих систему поведения и социальных отношений. В структурно-функциональном анализе социальный институт понимается в виде устойчивого комплекса формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему.

Проблема социального института нашла отражение в работах многих теоретиков социологической мысли. Так, М.Вебер социальный институт определял как "фабрики по производству и воспроизводству социальных связей". Видный американский социолог Нейл Смелзер определяет социальный институт как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения опре­деленной социальной потребности[1].  В представлении отечественного социолога С.С.Фролова социальный институт - это "организованная система связей и социаль­ных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Например, институт брака, семьи, родства. При этом он подчеркивает, что "социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые продукты социальной жизни"[2].

Учебное пособие по социологии, написанное коллективом авторов под руководством Г.В.Осипова, содержит следующую трактовку рассматриваемого понятия: "социальный институт - это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием конкрет­ной, решаемой социальным институтом задачи"[3].  Примером могут служить институты образования и здравоохра­нения. Э.В.Тадевосян пишет: "...социальные институты можно опре­делить как сравнительно высокоорганизованные социальные системы, отличающиеся устойчивой социальной структурой, глубинной интегрированностью своих элементов, многообразием, гибкостью и динамичностью их функций, а следовательно, и всей системы"[4].

Э.Гидденс, подчеркивая, что социальные институты являются основой всей социальной жизни, средством обеспечения жизнедеятельности человека[5], определяет социальный институт как "основные образцы социальной деятельности, которым следует большинство членов данного общества. Институты включают нормы и ценности, которые разделяет большинство членов, а также все институциональные образцы поведения, которые защищены сильными санкциями. Институты образуют скелет общества, т.к. они выражают относительно фиксированные образцы поведения, которые поддерживаются все время"[6]. Классическими образцами здесь выступают институты морали, права, религии.

Наиболее удачное, на наш взгляд, определение социального института дает И.И.Лейман, полагая, что это объединение людей, выполняющих специфические функции в рамках социальной целостности и связанных общностью функций, а также традиций, норм и ценностей; объединение, обладающее внутренней структурой и иерархией и отличающееся особым устойчивым ха­рактером связей и отношений как внутренних, так и внешних"[7].

Обобщая приведенные определения, можно сделать вывод о том, что социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение этой цели, набором социальных статусов и ролей, типичных для данного института. Социальные институты обеспечивают входящим в них социальным группам возможность удовлетворять свои потребности, стабилизируют социальные отношения, вносят согласованность в действия членов института посредством существующих в них норм организации деятельности и взаимоотношений.

Формирование социального института обусловлено развитием общества. В предыдущей теме, рассматривая вопрос о структуре общества, было подчеркнуто, что предпосылкой структурности общества выступает, прежде всего, природное естество, разделившее людей по полу и возрасту. Первоисточником же социальных различий является общественное разделение труда, поэтому социальная структура предполагает определенную группировку людей, их интеграцию и дифференциацию. В связи с этим возникновение социального института определяется потребностью социума в производстве товаров и услуг, их распределении, в коммуникации, защите, в поддержании социального порядка и т.д.

Определяющим условием появления института выступают социальные потребности. В частности, реформирование правовой системы, осуществление курса на создание правового государства нашло отражение в воплощении принципа разделения властей и, как следствие, потребность в институте Конституционного Суда.

Критериями выделения потребностей (необходимое поддержание равновесного отношения между субъектом и средой его существования) являются основные цели деятельности субъекта, выполнение им функций в системе более высокого ранга, в которые субъект включен как элемент или подсистема.

В случае, когда изменившаяся общественная потребность не находит адекватного отражения в структуре и функциях в соответствующих социальных институтах возникает дисфункция. Например, невыполнение экономическими институтами своих целей порождает такое явление как "теневая" экономика, которая появляется на свет как призванная компенсировать существующие недостатки.

Благодаря социальному институту осуществляется преемственность в использовании культурных ценностей, передача навыков и норм социального поведения, социализация индивидов. Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб социальной системе. Основными объектами такого контроля являются правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения и т.п. Действие социального контроля сводится, с одной стороны, к применению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные ограничения, с другой - к одобрению желательного поведения. Поведение индивидов обусловлено их потребностями. Эти потребности могут быть удовлетворены различными способами, и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы ценностей, принятой данной социальной общностью или обществом в целом. Принятие определенной системы ценностей способствует идентичности поведения членов общности. Воспитание и социализация направлены на то, чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности. Социальные институты руководят поведением членов общности через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видах деятельности - свободу творчества и нововведений, свободу слова, права на получение определенной формы и величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т.д. Например, литераторы и артисты имеют гарантированную свободу творчества, поиска новых художественных форм; ученые и специалисты обязываются исследовать новые проблемы и осуществлять поиск новых технических решений и т.д. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной («материальной») структуры, так и внутренней, содержательной.

Внешне социальный институт выглядит  как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны - это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Так, юстиция, как социальный институт, внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц, учреждений и материальных средств, осуществляющих правосудие, то с содержательной точки зрения - это совокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих данную социальную функцию. Указанные стандарты поведения воплощаются в определенных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката, следователя и т. д.).

Процесс формирования различных социальных институтов общества понимается как институциализация. В сущности, все социологические теории вращаются вокруг решения одной проблемы - институциализации. Анализ процесса институциализации позволяет выявить содержание понятия «общество», становление и развитие форм коллективности, условия, обеспечивающие создание социальной организации, ее стабильности и устойчивости.  В данном процессе необходимо выявить два взаимосвязанных аспекта. Институт социализации связан с формированием социальной системы (социальной организации) и упрочением ее социальной структуры. Одновременно институциализация - результат некоторого слияния в рамках социальной системы нормативно-ценностных стан­дартов поведения с индивидуальной мотивацией входящих людей.

Институциализацию можно рассматривать как обмен между раз­личными видами, индивидами, группами, организациями и сферами внутри общества. В качестве определяющей черты институционально­го взаимодействия выступает организованность. Важнейшими харак­теристиками институциональной структуры являются социальные нор мы, роли, ожидания.

Таким образом, институциональные связи,  как и иные формы социальной связи, на основе которых складываются социальные общности, представляют собой упорядоченную систему, определенную социальную организацию. В случае,  когда это равновесие начинает колебаться,  говорят о социальной дезорганизации, об интенсивном проявлении нежелательных явлений (например, таких, как преступления, алкоголизм, агрессивные действия и т. п.).

Социальный институт, таким образом, определяет ориентацию социальной деятельности и социальных отношений посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных  стандартов поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания решаемых социальным институтом задач. Каждый такой институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели, деятельности, функциями, набором социальных позиций и ролей, системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавле­ние отклоняющегося поведения.

Важнейшими социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг. Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность ( отношения между родителями , родителями и детьми, методы воспитания и т.д.)  определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т.д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии.

[1] Смелзер Н. Социология. С. 659.

[2] Фролов С.С. Социология. С. 162, 164.

[3] Социология. Основы общей теории /Г.В.Осипов и др. С.235.

[4] Социология /Общ. ред. Э.В.Тадевосяна. С. 154.

[5] Гидденс Э. Социология: Учебник 90-годов /Реферированное издание /Пер. с англ. Челябинск, 1991. С. 134.

[6] Там же. С. 262.

[7] Лейман И.И. Наука как социальный институт. Л., 1971. С.20.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!