Социально-политическое и экономическое развитие СССР в сер 60-х – сер. 80-х годы

С середины 60-х гг.происходит вхождение СССР в полосу всеобъемлющего системного кризиса. Кризисные явления, противоречия разновременно и с различной степенью интенсивности обострялись на фоне НТР и геополити­ческих сдвигов во всех сферах общественной жизни - в полити­ке, экономике, идеологии, культуре. В развитии послехрущевското CC'Cy выделяются три периода: октябрь 1964 г. - сер. 1970-х гг. (период «ползучей ресталинизации»); сер. 70-х гг. - 1982 г. (апогей стагнации - «застой»); 1983 г. - конец 80-х гг. (период «административной перестрой­ки», обновление фасада прогнившей системы),

В рамках первого периода особо следует выделить время с октября 1964 по 1967 гг., когда велась подспудная борьба двух тенденций в политическом развитии страны. Первая определялась политическим курсом XX-XXII съездов КПСС, «зарядом» и импульсами хрущевской оттепели. Вторая тенденция характеризо­валась усиливавшимися контррсформистскими настроениями в партийно-государственном аппарате и в обществе в целом. Про­тиворечия развития страны тогда выразились в итогах экономиче­ской реформы 1965 г.

Она была обусловлена динамикой процессов предшествующе­го десятилетия и имела целью проведение новых преобразований в экономической жизни: расширение хозяйственной самостоя­тельности предприятий; передача части прав от вышестоящих органов управления промышленностью на низовой уровень - предприятиям,

Основные направления экономической реформы 1965 г.: из­менения в структуре управления народным хозяйством путем ликвидации территориальных совнархозов и перехода на отрасле­вой принцип управления промышленностью через министерства; коррекция системы планирования, переход от главного показателя (валовой продукции) к новому - реализованной продукции; со­вершенствование экономического стимулирования.

Несмотря на первоначальный успех реформа была обречена на неудачу. Ее причины: высшее партийно-государственное руко­водство страны за редким исключением выступило против основ­ной идеи реформы, за развитие административно-командных ме­тодов, следствием чего явилось сопротивление нововведениям всех звеньев административно-командной системы; в самой ре­форме были заложены взаимоисключающие направления (при одновременном внедрении экономических методов управления проводилась политика укрепления административно-принудитель­ного руководства экономикой через министерства). Провал ре­формы привел к дальнейшей централизации и бюрократизации управления экономикой. Если в 1939 г. насчитывалось 20 цент­ральных хозяйственных ведомств, то в 1965 г. - 30, в нач. 70-х гг. - 40, в нач. 80-х гг. - 100 союзных и 800 республиканских министерств.

После отстранения Хрущева от власти новое руководство страны во главе с Л. И. Брежневым пошло по пуги свертывания демократических ростков, рожденных «оттепелью», начался про­цесс медленного восстановления и подновления сталинской сис­темы. Брежнев окружил себя преданными ему людьми, работав­шими вместе с ним в Днепропетровске, Молдавии, Казахстане. Сторонники хрущевской линии были отправлены на пенсию или перемещены на третьеразрядные должности в МИД и народное хозяйство.

Свертывание критики Сталина на фоне самодовольно-пропа­гандистской шумихи, например, в 1967 г. по случаю 50-летия «Великого Октября», неизбежно вело к складыванию элементов культа личности Брежнева. Именно элементов, а не культа, т. к. аппаратное преклонение перед «вождем» не пустило глубоких корней в «низах» в отличие от культа личности Сталина, когда почитание генсека пронизало все общество сверху донизу.

Некоторые западные исследователи (И. Дойчер, Р. Дэвис), всерьез полагавшие, что после XX съезда КПСС «советская система реформирует себя сверху и начинает эволюционировать к более человеческой форме социализма», теперь признают, что допустили «недооценку силы консервативной бюрократии». Сме­на курса особенно отчетливо проявилась в ходе событий 1968 г. в Чехословакии.

В сер. 60-х гг. в ответ на возрождение сталинизма, ужесточе­ние политического климата в стране появляется правозащитное движение (инакомыслящие - диссиденты). Процесс его станов­ления ускорился событиями «пражской весны» 1968 г. Формами протеста правозащитников были петиции, нелегальное книгоизда­ние («самиздат»), публичные выступления, письма в адрес совет­ского руководства, апелляции к общественному мнению Запада. На рубеже 60-70- х гг. в высшем эшелоне руководства КПСС и СССР окончательно побеждает консервативное направление, которое определяло политический курс страны вплоть до 1982 г.

Кризисные явления нарастали в экономике страны. Среднего­довые темпы прироста национального дохода упали с 7, 8% в 8-й пятилетке (1966-1970) до 3,6% в 11-й пятилетке (1981- 1985). Долгое время экономике помогали удержаться на плаву благоприятные изменения мировой экономической конъюнктуры. В связи с 15-кратным повышением цен на нефть в СССР хлынул поток нефтедолларов («нефтяной бум» - результат войны на Ближнем Востоке). В 1974-1984 гг. доходы СССР от продажи нефти и нефтепродуктов составили по самым скромным подсчетам 176 млрд. инвалютных рублей. «Нефтяной бум» привел к временному предотвращению кри­зиса и одновременно - к отсрочке назревших преобразований. Например, был провален пленум ЦК КПСС по научно-технической политике, на котором предусматривалось принятие программы экономических реформ.

К концу 80-х гг. экономика СССР имела следующие черты: экстенсивный тип экономической модели; административно-ко­мандная система управления; централизованное уравнительное распределение. Следствием этого стали гигантомания, полная не­восприимчивость экономики к НТР, огромные диспропорции в народном хозяйстве, усиление ВПК. Надвигавшийся кризис в силу своей масштабности не мог оставаться только экономическим, он перерос в политический.

Основные проявления кризисных явлений в политической сфере: геронтократия (власть «старцев»), полная бюрократизация власти, клановость, сращивание государственных органов с пре­ступным миром, «теневой экономикой», складывание партийно-го­сударственных «мафиозных» структур. Следствие геронтократии - пятилетка «торжественных похорон» (ноябрь 1982 г. - Л. И. Брежнев, февраль 1984 г. - Ю. В, Андропов, март 1985 г. - К. У. Черненко).

В этот период отчетливо проявляются кризисные явления в^ социальной сфере: продовольственная, жилищная, экологическая проблемы, низкий уровень благосостояния населения, социальная апатия, правовой нигилизм, несоблюдение законов (экономиче­ские преступления, хищения и пр.), социальное расслоение (уро­вень жизни привилегированной касты аппаратчиков был несрав­ним с уровнем жизни основной массы населения).

Ю. В. Андропов предпринимает первую попытку реанимиро­вать агонизирующую общественную систему, пытается ликвиди­ровать самые вопиющие ее пороки, но они давно стали органиче­скими чертами этой системы и могли быть уничтожены только вместе с ней. Основные направления внугренней политики Анд­ропова: кадровые перестановки, изменившие, особенно в среднем звене, соотношение сил в пользу реформаторов (с ноября 1982 г. по февраль 1984 г. было смещено 18 союзных министров, переизбрано 37 первых секретарей обкомов и крайкомов КПСС, ЦК КПСС союзных республик); меры по укреплению трудовой, плановой, государственной дисциплины; борьба с коррупцией и взяточничеством. При этом использовались административно-чрезвычайные методы, но вывести страну из кризисного состояния не удалось.

Приход к власти К.У. Черненко означал возвращение к прежним брежневским порядкам. Но его годичное пребывание у руководства советской системой окончательно выявило ее тоталь­ный кризис и убедило группу руководителей-реформаторов во главе с М. С. Горбачевым в необходимости крутого поворота во внутренней и внешней политике СССР.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!