Социально-педагогический процесс, его содержание, характеристика компонентов

17 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В социальной педагогике выделяют социально-педагогиче­ский процесс. Под ним понимают динамику развития соответ­ствующего социально-педагогического явления или сложившую­ся последовательность действий (педагогической деятельности) социального педагога, взаимодействия воспитателя и воспитуе-мого, обеспечивающие достижение определенной социально-пе­дагогической цели.

Любой социально-педагогический процесс включает этапы (стадии, периоды) его развития (изменения). Практика показы­вает, что признаками их могут быть возрастные, качественные или количественные изменения, происходящие в соответствую­щем социально-педагогическом явлении. Качественные измене­ния часто характеризуются как стадии (временные периоды). Этап и стадия нередко используются как синонимы.

По своей сущности социально-педагогический процесс это це­ленаправленная последовательность действий социального педа­гога (субъекта), обеспечивающая наиболее оптимальное достиже­ние определенной социально-педагогической цели в социальном развитии (коррекции развития), воспитании (перевоспитании, исправлении), овладении умениями и навыками в самообслужи­вании, обучении, профессиональной подготовке объекта.

Этот процесс имеет определенную структуру: он включает субъект и объект, этапы, подэтапы педагогической деятельности. Каждый этап имеет свои компоненты. Существуют определенные условия среды, которые обеспечивают наиболее оптимальное его протекание (практическую реализацию), достижение оптималь­ного результата.

Всякий социально-педагогический процесс осуществляет кон­кретный специалист (группа специалистов) субъект. Субъект социально-педагогического процесса это либо подготовленный специалист, либо родитель, либо какое-либо третье лицо (группа) по отношению к человеку, на которого направлена его (их) дея­тельность. В качестве субъекта выступает и сам человек по отно­шению к себе при осуществлении саморазвития, самовоспитания.

Позиция субъекта в воспитании определяется прежде всего его подготовкой, социальным опытом. В общественном плане эта позиция в значительной степени характеризуется как бы со­циальным заказом данного общества. Другими словами, ориентиром для социального педагога выступает тот социальный опыт, который он приобрел, усвоенные им и признанные в обществе социальные ценности, национальная культура. Общество, нация, государство, в котором он рос и воспитывался, ориентируют субъекта в направленности его предстоящей социально-педаго­гической деятельности.

Вторым ведущим компонентом, определяющим содержание и направленность социально-педагогического процесса, высту­пает объект воспитания, его индивидуальные особенности, воз­можности, социальные проблемы, отношение к субъекту воспи­тания.

Всякий социально-педагогический процесс как последова­тельность целенаправленных действий, как было сказано выше, можно разбить на этапы и подэтапы. Как правило, выделяют сле­дующие основные этапы социально-педагогического процесса:

1-й подготовительный этап, включающий подэтапы, которые определяют содержание социально-педагогической деятельности (диагностика и выявление индивидуальности объекта, формулиро­вание социально-педагогической проблемы человека, социально-пе­дагогическое прогнозирование, моделирование, выбор технологии и способа ее реализации, планирование социально-педагогической дея­тельности);

2-й непосредственной деятельности. Он представляет собой непосредственную реализацию социально-педагогической техно­логии с применением совокупности методов, средств, приемов;

3-й итоговый. На данном этапе имеют место анализ и оцен­ка действенности социально-педагогической технологии и опре­деление последующих перспектив.

Достигнутый результат чаще всего определяется через оценку изменений, происшедших в ее объекте. Оценка динамики субъек­та как результата воздействия обычно не проводится.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!