Социально-педагогические отклонения от нормы у детей

В последние годы в России появились дети, которые в силу определенных обстоятельств не получили обра­зование. Такие отклонения от нормы могут быть названы педа­гогическими. Педагогической нормой, или нормой образова­ния, являются стандарты общего образования, которые приня­ты в стране. В соответствии с этими стандартами ребенок в оп­ределенном возрасте должен получить соответствующий уро­вень образования, закончить начальную, неполную среднюю (9 классов) или полную среднюю (11 классов) школу. Согласно Закону об образовании РФ обязательным является общее сред­нее образование.

Однако есть дети, не получившие общего образования. К этой категории детей относят таких, которые не посещают школу; окончили только начальную школу; не получили общего сред­него образования. Причин такого положения детей у нас в стра­не довольно много: прогулы в школе и неуспеваемость детей приводит к нежеланию учиться; неблагополучие в семье толка­ет ребенка на улицу, где он вместо посещения уроков начинает зарабатывать себе на жизнь; экологические и социальные ка­таклизмы, когда дети теряют родителей, оказываются искале­ченными, выпадающими из системы образования на некоторое время. Увеличивается количество детей, склонных к бродяж­ничеству, которые также не посещают школу. Можно назвать еще много причин, по которым дети не учатся в школе.

Социальные отклонения связаны с понятием «социальная норма». Социальная норма — это правила, образец действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) пове­дения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином эта­пе развития общества. Фактически социальные нормы высту­пают моделью должного поведения, должных общественных отношений и деятельности, которые создаются людьми на ос­нове познания социальной реальности.

Социальные нормы делятся на две большие группы: универ­сальные, т. е. распространяющиеся на каждого человека в об­ществе, и частные, относящиеся и регулирующие определен­ную сферу профессиональной деятельности или жизнедеятель­ности людей (например, врач, социальный педагог, брат, друг и др.). Социальные нормы являются элементами системы нор­мативной регуляции и обеспечения устойчивой общественной жизни (мораль, право, традиция). Соблюдение социальных норм обеспечивается путем превраще­ния внешних требований в потребность и привычку человека через его социализацию или применения различных санкций (правовых, общественных и др.) к тем, чье поведение отклоня­ется от принятых социальных норм. Социальные нормы и отклонения от них в поведении челове­ка представляют собой неотъемлемые факторы функциониро­вания любого общества.

Особенностью социальных норм для детей является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого про­исходит усвоение социальных норм и ценностей, вхождение в социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта.

Отклоняющееся поведение: детский алкоголизм, токсикомания, наркомания, про­ституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения и преступность. В научной педагогической литературе для этой категории детей используются различные термины: «трудный», «трудновоспитуемый», «ребенок с девиантным, асоциальным поведением» и др. Причины связаны с трудностями подростково­го переходного возраста, неопределенностью социального поло­жения в обществе, нестабильностью развития страны, возник­новением экстремальных ситуаций, из которых ребенок не мо­жет самостоятельно найти выход, и др.

В реальности «чистых» отклонений, как правило, не бывает. Одно отклонение провоцирует другое, одна группа отклонений накладывается на другую. Социальные отклонения у ребенка обычно имеют в качестве причин и пред­посылок отклонения в здоровье, психические и педагогические отклонения. Для работы социального педагога очень важное значение имеет пограничная зона между нормой и отклонением. Так, если говорить о социальных отклонениях, то между нормаль­ным типом поведения и отклоняющимся, отмеченным такими чертами, как безволие, чрезмерная активность, гнев и страх, резко выраженная внушаемость и др., располагается неизмери­мое количество переходных ступеней от нормы к отклонению. Вследствие этого нет возможности провести четкую грань меж­ду естественным проявлением характера ребенка и отклонени­ями в нем.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!