Социально-педагогическая помощь социального педагога семье

Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: Образовательная составляющая включает в себя два направ­ления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.

Помощь в обучении направлена на предотвращение возника­ющих семейных проблем и формирование педагогической куль­туры родителей. К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся: не­достаточное представление о целях, методах, задачах воспитания; отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи; слепая любовь к ребенку; чрезмерная стро­гость; перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения; ссоры родителей; отсутствие педагогического так­та во взаимоотношениях с детьми; применение физических наказаний и др. Наряду с передачей родителями пед. знаний, соци­альные педагоги могут организовать еще и практические заня­тия, помогающие в значительной мере упорядочить быт семьи и повысить ее социальный статус. Социальными умениями, приобретенными в процессе прак­тических занятий, могут быть: умение вести домашний бюд­жет, рациональное ведение домашнего хозяйства, навыки до­моводства, правильного питания детей разных возрастов, навы­ки в области санитарии и гигиены, этики семейной жизни, культуры взаимоотношений между членами семьи, адекватно­го социального реагирования на проблемные ситуации и др. Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями — путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспи­тывающих ситуаций для решения задачи своевременной помо­щи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использо­вания ее воспитательного потенциала. Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, являются сферы родительского дол­га, любви и интереса. Отсутствие активной содержательной жизнедеятельности в этих сферах лишает семью возможности эффективного влияния на детей. Акцентирование на какой-то одной из сфер в ущерб другим искажает воспитательный процесс, лишает его полно­ты и целостности. Развитие всех основных сфер жизни семьи в их органическом взаимопроникновении и взаимодействии меж­ду собой позволяют наиболее эффективно осуществлять воспи­тательную функцию. Социальному педагогу при оказании помощи семье необходи­мо разобрать с родителями применяемые в их семье методы воспитания и помочь определить наиболее адекватные.

Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально-психологи­ческую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного микро­климата в семье в период кратковременного кризиса. Наиболее эффективна эта работа, когда помощь семье оказывается комплексно: социальный педагог определяет проблему, анализируя межличностные отношения семьи, поло­жение ребенка в семье, отношения семьи с обществом; психо­лог посредством психологических тестов и других методик вы­являет те психические изменения каждого члена семьи, кото­рые приводят к конфликту; психиатр или психотерапевт про­водит лечение. Коррекция межличностных отношений происходит, в основ­ном, когда в семье существует психическое насилие над ребен­ком, приводящее к нарушению его нервно-психического и фи­зического состояния. К такому виду насилия относи­тся запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия. Социальный педагог должен так скорректировать отношения в семье, чтобы все необходимые меры для обеспечения установ­ленного порядка и дисциплины в семье поддерживались с по­мощью методов, основанных на уважении человеческого досто­инства ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка. В отличие от психотерапии социально-психологическая кор­рекция вскрывает конфликты внутрисемейных взаимоотноше­ний и отношений между семьей и обществом. Цель ее заключа­ется в том, чтобы помочь членам семьи узнать, как они взаимо­действуют друг с другом, а затем помочь узнать, как сделать эти взаимодействия более конструктивными.

Посреднический компонент социально-педагогической помо­щи включает в себя 3 составляющие: помощь в организации, координации и информирование. Помощь в организации направлена на организацию семейно­го досуга, включающую в себя: организацию выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др. Помощь в координации направлена на активизацию раз­личных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней. Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жи­лищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пен­сионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!