Социально-партнерские соглашения

11 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Соглашение– это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции (ст. 45 ТК РФ).

В отличие от коллективных договоров, регулирующих отношения социальных партнеров на уровне «работники – работодатель» (локальный уровень), на уровне организации, соглашения регулируют социально-партнерские отношения на более высоком уровне партнерства. Но как и коллективные договоры, соглашения занимают подчиненное положение по отношению к трудовому законодательству, поскольку их условия не могут ухудшать положения работников.

Соглашения по договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, могут быть как двусторонними, так и трехсторонними. Третья сторона – органы государственной власти и органы местного самоуправления – выступает в качестве посредника между двумя основными участниками социального диалога и гаранта достигнутых ими договоренностей, но очень часто она также берет на себя определенные обязательства.

ТК РФ установлено, что соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, должны заключаться при обязательном участии со­ответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться следующие виды соглашений:

Генеральное – устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне;

межрегиональное – устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов РФ;

региональное – устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта РФ;

отраслевое (межотраслевое) – устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Соответствующие соглашения могут заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства;

территориальное – устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования;

иные – соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Содержание соглашения, его структуру, как и содержание коллективного договора, определяют его стороны. Впрочем, практика свидетельствует, что содержание соглашений зависит от их вида (уровня). В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: оплата труда; условия и охрана труда; режимы труда и отдыха; развитие социального партнерства; иные вопросы, определенные сторонами (ст. 46 ТК РФ).

Содержание Генерального соглашения определяется Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений на основе предварительных консультаций, а региональных соглашений – как правило, трехсторонними комиссиями субъектов РФ.

Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров. Порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются соответствующей комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале переговоров, а также предложить им формы возможного участия в них. Работодатели, получившие указанное уведомление, обязаны проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя. Заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения (ч. 2 ст. 47 ТК РФ).

В соответствии со ст. 48 ТК РФ соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.

Изменение и дополнение соглашения производятся в порядке, установленном ТК РФ либо самим соглашением.

Срок действия соглашенияопределяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие со­глашения на срок не более трех лет.

В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения.

Данный механизм распространения соглашений позволяет, с одной стороны, наладить регулярные связи между социальными партнерами, с другой – способствует стимулированию вступления в коллективные переговоры большего числа работодателей и работников, особенно на федеральном уровне.

Как и коллективные договоры, соглашения подлежат уведомительной регистрации соответствующим органом по труду.

Контроль за выполнением соглашений на всех уровнях выполняется сторонами и их представителями, а также соответствующими органами по труду. При его осуществлении стороны обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду всю необходимую для этого имеющуюся у них информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса (ст. 51 ТК РФ).

Статьями 54, 55 ТК РФ установлена ответственность сторон социального партнерства за нарушения, связанные с порядком заключения и исполнения коллективных договоров и соглашений. Соответствующие положения содержатся в КоАП РФ (ст. 5.28 - 5.31, 5.33), однако нормы об административной ответственности касаются только одной стороны – работодателей. Представители работников в таких случаях несут моральную, а представители органов государственной власти и местного самоуправления – политическую ответственность.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!