Социально-экономические и культурные следствия кризиса III в. в Риме

18 мая 2017 | Автор: | Комментариев нет »

Экономическая основа Империи была подорвана, рабовладельческие хозяйства разрушены, рабы раз­бежались или умерли от эпидемий, торговля и ремес­ла ослабели, повсюду валялись трупы, города и се­ления были переполнены солдатами, толпами нищих и бродяг, нравы страшно огрубели.

«Наше государство, — доносил сенату преемник Галлиена Клавдий, — совершенно расстроено и изну­рено; мы должны сражаться с врагами после восста­ния Валериана, Постума, Региллиана, Лоллиана, Цельса и тысячи других, поднявших мятеж из-за спра­ведливого презрения к Галлиену. У нас недостаток в латах, мечах и дротиках. Сильнейшие провинции госу­дарства — Галлию и Испанию — отнял у нас Тетрик, и даже, сколь ни стыдно признаться, все стрелки слу­жат в войсках Зиновии, царицы Пальмиры!»

На почве всеобщей разрухи, расстройства транс­порта и суженного воспроизводства развилась безу­держная спекуляция, вконец разорившая массу на­селения, в том числе и служилые элементы. Государ­ство не выходило из состояния перманентного фи­нансового кризиса. Монета теряла свою ценность, уменьшалась в весе и качестве. Особенно неблаго­приятно на денежном обращении отражалась поте­ря серебряных рудников в Испании и Британии и за­тем выпуск конкурирующих с римскими монетами монет узурпаторов. В каждой провинции, захвачен­ной узурпаторами, появилась собственная монета с изображением императора данной провинции. Более всего монет чеканилось в египетской Александрии и Галлии. Ввиду неустойчивости денежного курса и ценности металла золотые и серебряные монеты со­вершенно исчезли из обращения, уступив место низ­копробным — медным, бронзовым и т. д. монетам. При Каракалле была выпущена серебряная монета antoninianus, весившая около 5 граммов и приравнен­ная к Ч20 золотого (aures). В период «военной анар­хии» antoninianus пал в цене и весе и, наконец, превратился в разменную медную монету малого до­стоинства и очень плохого чекана. Денежный кризис внес еще большую неустойчивость в хозяйственные отношения, вконец подорвав меновое хозяйство.

Выходом из положения был переход на натураль­ное снабжение. Содержание высшим военным и граж­данским чинам стали выплачивать натурой — мукой, хлебом, мясом, ветчиной, вином, овощами и даже жен­щинами. С характером натуральных платежей знако­мит выдержка из письма императора Валериана, пред­писывающего городскому префекту выдать в награду за особые заслуги перед государством полководцу Ав­релиану (будущему императору) 16 белых солдатских хлебов, 40 обыкновенных солдатских хлебов, 40 сек- стариев столового вина, половину поросенка, 2 кури­цы, 30 фунтов свинины, 40 фунтов говядины, секста- рий масла, всякого рода зелени и овощей по жела­нию... на разные расходы по 2 золотых в день, по 50 серебряных и по 100 медных денариев.

Расстройство денежного обращения и падение покупательной силы населения сократило круг заказ­чиков городских ремесленников и оказало отрица­тельное влияние на качество изготовляемых предме­тов и на ремесленную технику. Достаточно срав­нить, например, глиняную посуду I, II и III вв., что­бы представить всю глубину кризиса и обнищания. За неимением средств и вследствие плохого качест­ва поступавших на рынок изделий ремесленные пред­меты начинают приготовлять на дому, в особенности в поместьях.

В истории крупного землевладения и колоната социальный кризис III в. составляет чрезвычайно важ­ный момент. За время кризиса много поместий было разрушено или сожжено, рабы разбежались, хозяй­ство пришло в упадок. Уцелевшие же или вновь на­родившиеся магнаты дробили свои владения, про­давая их или же сдавая в аренду колонам. Парциар- ный колонат в III в. получил новый импульс для сво­его развития, и рабовладельческая система — новый удар, ускоривший ее разложение.

Римская государственность находилась накануне полного распада; одним из ярких показателей ослаб­ления римской государственности может служить на­чинавший входить в жизнь с III в. обычай окружения стенами и башнями городов и поместий, превращав­шихся в неприступные крепости — замки. При Ав­релиане даже сам Рим был обведен колоссальной сте­ной. Подобно другим городам, Рим подвергался опас­ности быть разграбленным узурпатором или быть за­хваченным врасплох варварами.

Не менее значителен был также и культурный кризис в смысле огрубения нравов, потери человеческого досто­инства как в отношении самого себя, так и других. Каж­дый город, каждое поместье, каждая колония, каждый, на­конец, человек начинали жить только д ля себя, личными интересами, радостями и печалями. Интеллектуальный уровень понижался, творческая фантазия иссякала, вку­сы грубели,— Ш век не знает ни одного изобретения ни в одной области искусства или ремесла. На почве ин­теллектуального понижения и потери веры в свои силы и в смысл существования развиваются суеверия, процвета­ют астрология и гадания, все это открывает широкий про­стор для распространения восточных религий с их таин­ственными культами и верой в загробный мир. Наряду с восточными религиями укрепляется также и христианст­во, число христианских прозелитов быстро растет, несмо­тря на преследования (гонения), имевшие место при им­ператорах III в. Деции, Валериане и Диоклетиане. Хри­стианские общины объединились в единую церковь.

В соответствии с общим стилем жизни измени­лись также и политические формы и методы полити­ки. Республиканские учреждения и республиканские традиции в период «военной анархии» совершенно исчезли или выродились, перерождение Принципата в Доминат в III в. было уже совершившимся фактом. Общеимперский сенат и муниципальные курии за­глохли, опустели и потеряли какое бы то ни было влияние, превратившись в фискальные органы госу­дарства, политика сделалась достоянием императо­ра и его свиты, военных чинов и бюрократов.

Общее расстройство и обнищание Империи были так велики, что современникам кризис III в. казался началом конца мира. По этому поводу христианский писатель Лактанций сочинил даже целую «филосо­фию истории». Гибель Римской империи, полагает Лактанций, неизбежна в силу неизменных законов со­циальной жизни. Все, созданное человеческими рука­ми, как бы оно по виду не было величественно, долж­но погибнуть. Погибли Египетское, Ассирийское и Персидское царства, должна, следовательно, погиб­нуть и Римская империя. Наступление конца мира ри­суется в самых мрачных красках: войны, междо­усобицы, внутренние ссоры, распри, зависть, смяте­ния, заразные болезни, голодовки, ссоры, нужда'. «Фи­лософия истории» Лактанция интересна как показа­тель глубины кризиса рабовладельческого строя.

Со времени кризиса III в. все стремления были на­правлены не на создание новых культурных ценнос­тей, а на охрану прежних культурных достижений и на защиту Империи от внешних врагов.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!