Социальная защита работников

9 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Различные аспекты социальной защиты работников предприятий имеют существенную нормативно-правовую основу в виде Конституции Российской Федерации, действующих федеральных и региональных законов, многочисленных подзаконных актов. Однако в настоящее время общепринятым стало неисполнение этих документов. К сожалению, ни сами работники, ни профсоюзы, которые должны представлять их интересы, не проявляют сколько-нибудь значимой озабоченности сложившейся ситуацией. Начнем с того, что на протяжении последних 10 лет практически на всех предприятиях не соблюдаются на должном уровне требования к условиям труда, включая гигиенические, физиологические и эргономические составляющие. С одной стороны, высокий износ оборудования, а с другой, неумелое внедрение новых технологий приводят к тому, что производственная среда стала опасной для здоровья людей и их жизни. В результате по данным различных исследований почти вдвое выросли показатели заболеваемости и травматизма. Однако официальная статистика этих данных не отражает, поскольку во многих случаях работники из-за страха потерять рабочее место не оформляют больничных листов и актов о несчастном случае. Вследствие этого, по мнению специалистов медико-социальных экспертов, произошли рост первичной инвалидности и ее утяжеление. Среди работников предприятий, впервые признанных инвалидами, около половины составляют лица в возрасте до 45 лет, 2/3 - инвалиды тяжелой степени, т. е. I и II групп. Поздняя диагностика, несвоевременность и некачественность медицинской помощи, а в последующем и реабилитационных мер приводят к тому, что восстановление трудоспособности происходит не более чем у 5% работников, ставших инвалидами.

Источниками затрат могут быть:

а) амортизационный фонд;

б) инвестиционный фонд организации, формирующийся за счет ее прибыли;

в) банковский кредит;

г) субсидии (субвенции) федеральных и региональных управленческих структур из бюджетных и внебюджетных источников;

- для внесения дополнительных конструктивных решений в технические средства производства (машины, оборудование, инструменты и т. д.), необходимые для облегчения управления ими работником, а также обеспечения его полной безопасности в процессе труда. Источником этих затрат являются инновационные и другие фонды, за счет которых финансируются новые научно-технические разработки;

- для дополнительного оснащения рабочего места устройствами и приспособлениями (например, специальной мебелью и т. д.), обеспечивающими удобство работнику при выполнении им трудовых обязанностей и повышающими эффективность его труда. Источником могут быть фонды, предназначенные для развития производства;

- для разработки и сооружения вентиляционных систем и других устройств, обеспечивающих чистоту воздуха в рабочей зоне. Источником могут быть фонды, созданные для финансирования капитальных работ;

- для обеспечения нормального микроклимата рабочей зоны (температуры, влажности и подвижности воздуха) путем сооружения необходимых систем (отопительных, кондиционирования, воздухообмена и т. д.). Источник - фонды для финансирования капитальных работ;

- для создания социальной инфраструктуры на предприятиях с учетом обслуживания различных категорий работающих, в том числе инвалидов, беременных женщин, подростков. Источник - фонд социального развития предприятия.

Текущие или эксплуатационные затраты могут быть предназначены:

- для обслуживания рабочих мест, производственных помещений и поддержания условий труда на уровне, соответствующем требованиям безопасности труда, санитарным и эргономическим нормам, предусмотренным для определенных рабочих мест. Источник этих затрат - условно-постоянные накладные расходы;

- на бесплатные средства индивидуальной защиты и спецодежду за счет средств предприятия;

- для обеспечения определенных рабочих мест необходимой оснасткой и приспособлениями краткосрочного пользования за счет оборотных средств предприятия;

- на доплаты к заработной плате в связи с сокращенным рабочим днем и льготным нормированием труда отдельных категорий работников. Источник - фонд оплаты труда;

- на оплату дополнительных (сверх очередных) отпусков, предоставляемых по закону отдельным категориям работников, а также в связи с отклонением от установленного нормативного уровня некоторых элементов условий труда. Источник - фонд оплаты труда;

- на оплату лечебно-профилактического питания и отдельных продуктов (молоко и др.), предоставляемых работникам во время их работы;

- затраты на социальные программы, направленные на социальную защиту работников предприятия.

Источником затрат по двум последним позициям могут быть специальные фонды социальных мероприятий, которые могут быть созданы на предприятии.

Вышеприведенные данные свидетельствуют, что социальная защита работников предприятий вполне может стать реальной, если интересы работников и работодателей если уж не в полной мере, то хотя бы на условиях компромисса будут совпадать. Однако именно этого не происходит в настоящее время. Работники практически не участвуют в управлении производством. Их мнения никто из управленцев не спрашивает и не хочет слышать. Репрессивными мерами- штрафами, увольнениями, сокращениями и др. - создана атмосфера "умолчания" всех социальных производственных негативов. Люди боятся потерять работу и потому молчат, но при этом они и не проявляют той творческой инициативы, без которой производство не может активно развиваться. Работодатели, не осознавая всей экономической ущербности такого положения (не говоря о моральной), не спешат вкладывать средства в создание благоприятных условий труда и развитие социальной инфраструктуры предприятий. Реализуемые социальные программы предприятий, как правило, весьма ограничены по кругу решаемых вопросов и существенной полезности для большинства работников не имеют. Да и назвать их программами можно с большой натяжкой. Программно-целевое управление - это сложная управленческая технология, которую надо осваивать. К сожалению, обучение этой технологии практически не проходят ни уполномоченные работники предприятий, ни работники профсоюзов. В итоге так называемые социальные программы сводятся к неким планам действий, не имеющим должного обоснования ресурсов и организационной структуры, а также алгоритма контроля реализации. Профсоюзы же не настаивают на ином подходе к делу, удовлетворяясь выдвижением требований о сохранении льгот и преимуществ за вредности труда в виде досрочного выхода на пенсии, доплат, выдачу спецодежды, молока и т. п. Эти профсоюзные претензии - лишь видимость социальной защиты. В действительности человек, проработав в неблагоприятных производственных условиях, особенно на "вредных работах", уходит на пенсию с выраженными нарушениями состояния здоровья, не соответствующими его возрастным особенностям, а потому и со значительным сокращением продолжительности жизни. Только полный комплекс мер социальной защиты позволит выйти из социального тупика, в котором сегодня находится труд в России. Должные условия труда, его оплата, развитая социальная инфраструктура предприятий, реализация целевых социальных программ в интересах работников - вот генеральное решение проблемы.

Было бы целесообразно для реализации целевых программ и оказания работникам соответствующих социальных услуг на корпоративных основах использовать средства страховых фондов, применять технологию социального заказа, когда этот заказ поступает на предприятия от региональных или муниципальных органов власти в рамках их программ.

Необходимо на всех предприятиях создать специальные структурные подразделения, оказывающие работникам предприятий социально-правовую помощь, включая просвещение работников и консультирование по различным вопросам их прав и законных интересов в области социальных гарантий, а также при необходимости представляя их интересы в соответствующих территориальных и иных социальных службах, судах.

Полезным может стать организация систематической учебы работников предприятий, занятых деятельностью на социальных объектах, а также профсоюзных работников по курсу "Социальная инфраструктура предприятий и социальные программы".

С учебно-методической целью необходимо подготовить цикл учебно-методических пособий по проблемам функционирования и развития социальной инфраструктуры предприятий и ее отдельных объектов (медицинских, санаторно-курортных, культурно-досуговых и др.). Финансирование соответствующего целевого заказа могло бы быть осуществлено предприятиями.

Для оценки эффективности корпоративной социальной политики необходимо разработать и активно внедрять критерии социальной эффективности деятельности предприятий и методику оценки их показателей. В число таких критериев обязательно должны входить безопасность труда, качество индивидуального и коллективного здоровья работников предприятия, доступность социальных услуг и медицинской помощи, а также их корреляции с экономической эффективностью деятельности предприятия.

Рассматривая различные аспекты социальной защиты работников предприятий, нельзя не отметить тот эффект (общественный, научный, политический) от проведения конференций, симпозиумов, "круглых столов" и т. п., в рамках которых происходит диалог, обмен опытом, мнениями, знаниями, ставятся вопросы, очерчиваются пути их решений.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!