Социальная работа с вынужденными переселенцами и мигрантами

17 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Термин «миграция населения» (от лат. migratioпереселе­ние) обозначает процесс переселения (перемещения) людей, пе­ресекающих границы тех или иных территорий со сменой места жительства навсегда или на длительный срок. По определению ООН, миграцией считается перемещение лиц на срок более 6 ме­сяцев. Выделяют четыре основных типа миграции: эпизодическую (поездки на отдых, учебу), маятниковую (перемещение по отно­сительно стабильным маршрутам в одну сторону, а затем обрат­но), сезонную (например, путина у рыбаков или лесозаготовки) возвратные типы, и безвозвратный тип миграции, который и яв­ляется таковым в строгом смысле слова.

По отношению к перемещению различают: добровольную, вы­нужденную и принудительную миграции. Еще один признак делит мигрантов на тех, кто переселяется в пределах одного госу­дарства внутренняя миграция, и внешняя миграция эмигра­ция и иммиграция соответственно выезд и въезд граждан из одной страны в другую на постоянное жительство или на более или менее длительный срок.

Что же касается причин миграционных процессов, то в основ­ном это социально-экономические причины, например поиск ра­боты, получение образования, вступление в брак и т. п. Большую роль играют также политические, национальные, религиозные, экологические и военные причины.

Возросшие масштабы вынужденной миграции предопреде­лило принятие государством целого ряда мер по регулированию и оказанию помощи переселенцам. В 1993 г. приняты Законы Российской Федерации «О беженцах», «О вынужденных пере­селенцах».

Согласно Закону Российской Федерации «О беженцах», «бе­женцем является прибывшее или желающее прибыть на терри­торию Российской Федерации лицо, не имеющее гражданства РФ, которое было вынуждено или имело намерение покинуть место своего постоянного жительства или территорию другого государства вследствие совершенного в отношении него наси­лия или преследования в иных формах, либо реальной опаснЪсти подвергнуться насилию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлеж­ности к определенной социальной группе или политических убеж­дений».

Соответственно Закону РФ «О вынужденных переселенцах», вынужденный переселенец это гражданин Российской Феде­рации, который был вынужден или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого го­сударства либо на территории РФ вследствие совершенного в от­ношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться пресле­дованию по признаку расовой или национальной принадлежно­сти, вероисповедания, языка, а также принадлежности к опреде­ленной социальной группе или политических убеждений в связи с проведением кампаний применительно к определенным лицам или группам лиц, массовыми нарушениями общественного по­рядка и другими обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека.

Вынужденным переселенцем может быть также признано лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, покинувшее место своего постоянного жительства на территории РФ по ос­нованиям, изложенным выше.

С начала 1990-х гг. вместе с зарождением и формированием мощных миграционных потоков в РФ из стран ближнего зару­бежья и внутри страны возникла необходимость разработки новой миграционной политики Российской Федерации и создания структуры, обеспечивающей реализацию этой политики.

В июле 1992 г. были сформулированы основные положения миграционной политики РФ и была создана Федеральная мигра­ционная служба (ФМС) как основной структурный элемент ее реализации. Кроме ФМС в судьбе мигрантов в РФ принимают уча­стие службы занятости, подчиненные Министерству труда и соци­ального развития, Министерству юстиции, МВД.

Кроме вышеперечисленных государственных служб, призван­ных заниматься вопросами миграции, существует также несколь­ко общественных фондов: «Содружество», российский фонд по­мощи беженцам «Соотечественники» и другие, объединенные общей стратегией.

В социальной работе с мигрантами выделяются два основных вида:

1) практическая социальная работа (работа с конкретным чело­веком или группой людей, нуждающихся в социальной помощи);

2) организационная работа (организация работы социальной службы, разработка конкретных программ деятельности и т. п.).

Практическая социальная работа с мигрантами проводится по следующим основным направлениям: социальному, социаль­но-психологическому, социально-педагогическому, социально-пра­вовому, медико-социальному, финансовому, социально-экономи­ческому, материальному, социально-информационному и социаль­но-трудовому.

1. Социальное направление (работа осуществляется в контакте с различными ведомствами, в том числе Пенсионным фондом) включает в себя:

проведение социальных консультаций;

проведение мероприятий по социальной реабилитации в ста­ционарных и нестационарных условиях;

выявление лиц, особо нуждающихся в социальной помощи;

социальную диагностику;

помощь мигрантам в получении пенсий и пособий;

содействие организации групп самопомощи и взаимопомощи;

выявление лиц с девиантным поведением из числа мигран­тов и асоциальных семей;

профилактику девиантного поведения;

организацию культурно-досуговой работы с престарелыми и инвалидами из числа мигрантов;

профилактику бездомности (включая содействие в получе­нии общежития, временного жилья или приобретении собствен­ного жилья);

профилактику детской беспризорности (включая устрой­ство детей в детские дома и дома-интернаты);

содействие возвращению имущества мигрантов и получе­нию ими компенсаций;

взаимодействие с различными государственными учрежде­ниями и общественными организациями по вопросам помощи

мигрантам.

2. Социально-информационное направление (работа осуществля­ется в контакте с Госкомстатом РФ и средствами массовой ин­формации):

информирование мигрантов о деятельности социальных

служб;

сбор информации о мигрантах (в том числе и от самих миг­рантов) и ее систематизация в целях организации оптимальной социальной работы с данной категорией населения;

информирование общественности относительно проблем миграции и мигрантов (главным образом через средства массо­вой информации) в целях установления мигрантами устойчивых социальных связей;

содействие адекватному освещению в средствах массовой информации темы миграции.

3. Социально-психологическое направление (работа осуществля­ется в контакте с органами образования и здравоохранения):

психологическое консультирование;

психологическая коррекция и помощь в социальной адап­тации;

психологическая помощь в острых кризисных ситуациях и условиях посттравматического стресса;

психопрофилактика стресса;

проведение психологических тренингов с мигрантами;

обучение аутотренингам и психологической саморегуляции;

психологическая диагностика развития детей и подростков из семей мигрантов;

психологическая диагностика и консультирование в облас­ти приобретения новой специальности.

4. Социально-педагогическое направление (работа осуществля­ется в контакте с органами образования, здравоохранения и пра­вопорядка):

проведение консультаций по вопросам семьи и воспита­нию детей;

социально-педагогическая работа с детьми и подростками;

специализированная (коррекционная) социально-педаго­гическая помощь нуждающимся в ней детям и подросткам;

социально-педагогическая помощь детям и подросткам, имеющим проблемы в обучении;

контроль за получением образования детьми и подростка­ми из семей мигрантов;

профессиональное консультирование и содействие полу­чению профессионального образования подростками и молоде­жью из числа мигрантов;

профилактика девиантного поведения;

проведение досуговых мероприятий для детей и подрост­ков, направленных на адаптацию в новых условиях.

5. Социально-правовое направление (работа осуществляется в кон­такте с судебными и правоохранительными органами):

защита прав мигрантов;

предоставление мигрантам информации об их правах и обя­занностях;

социально-правовое консультирование.

6. Медико-социальное направление (работа осуществляется в кон­такте со службами здравоохранения):

медико-социальное консультирование;

оказание доврачебной медицинской помощи;

содействие в проведении диспансеризации мигрантов;

контроль за адекватной санитарно-профилактической ра­ботой и соблюдением норм социальной гигиены;

помощь в приобретении полисов страховой медицины (вы­дача сертификата на медицинское обслуживание);

выявление хронических больных и нетрудоспособных и орга­низация для них специализированных медико-социальных кон­сультаций;

социально-психиатрическая диагностика и помощь;

оказание содействия в приобретении лекарств и других ме­дицинских средств;

при необходимости выделение финансовой помощи на ле­чение;

направление в специализированные медицинские учреж­дения;

контроль за санитарным состоянием жилья мигрантов.

7. Финансовое направление оказание стартовой помощи (пре­доставление ссуд):

предоставление финансовой помощи на основе принципа индивидуального подхода к каждой конкретной ситуации.

8. Социально-экономическое направление:

консультирование по социально-экономическим вопросам;

предоставление помощи в достижении экономической са­мостоятельности;

содействие в повышении доходов.

9. Материальное направление (работа осуществляется в контак­те с общественными организациями):

предоставление продуктовой помощи;

предоставление вещевой помощи;

предоставление иной натуральной помощи (лекарства, строительные материалы и т. п.).

10. Социально-трудовое направление (работа осуществляется в контакте со службами занятости):

оказание содействия в получении основной и дополнитель­ной работы;

оказание содействия в открытии собственного дела;

консультирование по вопросам труда, занятости и проф­ориентации;

помощь в профессиональной подготовке и переподготовке. Процессы миграции населения всегда будут существовать и оказывать на общество определенное влияние. Главной задачей социальных служб, так или иначе встречающихся с миграцией в своей работе, является сведение к минимуму тех отрицатель­ных тенденций и последствий, которые она в себе несет. Мигра­ция может стать и благом, и злом, спасти экономику региона или привести к социальному взрыву.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!