Социальная работа — деятельность, формирующая основы развития личности социального работника

4 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Ломка традиционных для России последних десятилетий механизмов социального регулирования и взаимодействия, поведения людей потребовала пересмотра не только соци­альной политики, но и теоретических оснований, составляю­щих фундамент осмысления того, что происходит с челове­ком, обществом, какова логика смены событий, каков меха­низм самозащиты и общественно-государственной поддержки людей. Становление и развитие института социальной рабо­ты связано также с обострением межнациональных отноше­ний не только с государствами ближнего зарубежья, но и в самой России. В последние годы отмечается рост межнацио­нальных конфликтов и вызванных ими миграционных про­цессов. Заметно обострилась и экологическая обстановка в стране. Ситуация в значительной мере осложняется тем, что в настоящее время сталкиваются различные концепции и стратегии социального переустройства общества и развития социальной работы. Между тем сегодня требуется наиболее точное и быстрое определение стратегии и тактики социаль­ной защиты населения, создания оптимально-необходимых учреждений социальной работы, а также подготовки и пере­подготовки социальных работников.

Вместе с тем более очевидным становится влияние на специфику деятельности социального работника массовости и качества изменений в самом человеке: рост грамотности, информированности, социально-бытовой оснащенности. При этом новую роль начинают играть, с одной стороны, социо­культурные различия, национально-культурные традиции, усложняющие жизнь современного человека, с другой - унификация социокультурного развития населения под вли­янием средств массовой информации.

Переосмысление основного содержания и направления социальной политики привело к необходимости определения места и роли социальной работы в реализации социальной политики. Какую роль и место в реализации этой деятельно­сти занимает личность социального работника? В связи с этим, ориентируясь на системно-целостный и личностно-де-ятельностный подходы, отметим некоторые особенности со­циальной работы как деятельности.

Сегодня не вызывает сомнения утверждение, что соци­альная работа является важнейшим инструментом социаль­ной политики. На этом акцентируют внимание многие иссле­дователи, подчеркивая, что социальная политика, опреде­ляя содержание, направленность, нормативно-правовую базу социальной работы, одновременно является ее методологи­ческим, организационно-практическим основанием, для того чтобы осуществлять эту работу конкретными формами, ме­тодами, технологиями (Л. Г. ГуСлякова, С. И. Григорьев, С. Н. Данакин, И. Г. Зайнышев, И. А. Зимняя, П. Д. Павленок, М. В. Фирсов, Л. В. Топчий, Е. И. Холостова и др.)

Но социальная работа является не только средством реа­лизации социальной политики. Она, выполняя функцию об­ратной связи, выступает в качестве социального локатора, который определяет на основе специальных индикаторов ре­альные последствия социальной политики, ее жизненность и эффективность. Именно система социальной работы как деятельность по оказанию помощи человеку, семье, группе лиц, находящимся в трудной жизненной ситуации, через материально-финансовую, морально-правовую поддержку, консультирование и обслуживание показывает реальные воз­можности общества и государства по социальной защите человека.

Каждая профессия характеризуется общими с другими профессиями и специфическими, присущими только ей цен­ностями. Особенности профессиональных ценностей обуслов­лены ролью и статусом профессии в жизни общества и от­дельного человека.

Социально-философский, антрополого-педагогический под­ход, признавая множественность связей человека, его разных проявлений, считает принципиально важно "сохранить" именно самого человека. Это относится в первую очередь к студенту, социальному работнику и, безусловно, клиенту. Важно в работе как деятельности, так и образовательного процесса не допустить растворения личности в любой из сво­их функций, граней, позиций, статуса и т. д. Следует по­мнить и знать, что человек является не только предметом теоретического осмысления, человек является центральным объектом конкректного исследования и научно-практическо­го осмысления.

Социальная работа в зарубежных странах связывается с идеей защиты интересов личности. Идея ответственности об­щества за интересы отдельного человека является общепри­нятой в США, Германии, Великобритании, Швеции, Фран­ции и других промышленно-развитых странах.

В зарубежных исследованиях отсутствует единая точка зрения относительно перспектив социальной политики и сущ­ности социальной работы как вида профессиональной дея­тельности. Этот вывод мы сделали, обратившись к анализу работ зарубежных авторов.

В Энциклопедии социальной работы подчеркивается, что цель "социальной работы состоит во взаимодействии между отдельными людьми и обществом с тем, чтобы улучшить ка­чество жизни для всех".

В Словаре социальной работы доктора Баркера (США) при­водится такое определение "Социальная работа - это про­фессиональная деятельность оказания помощи инвалидам, . группам или общинам, усиление или возрождение их способ­ности к социальному функционированию и создание благопри­ятных общественных условий для достижения этих целей".

Американские исследователи М. Саппс и К. Уэллс дают следующее определение: "Социальная работа - это профессия подвижников, занимающихся отношениями между людьми и их окружением, влияющих на способность людей выпол­нять жизненные функции, реализовывать стремления и цен­ности, облегчать дистресс, снимать дискомфорт и стрессы"1. Авторы другой монографии А. Пинкус и А. Минахан (США) в определении понятия "социальная работа" выдвигают сле­дующие ее цели:

- совершенствовать способности каждого человека само­стоятельно решать свои проблемы и справляться со своими трудностями;

- помогать в обращении за необходимой помощью к офи­циальным и неофициальным источникам;

- способствовать повышению эффективности этих источ­ников;

- оказывать помощь в развитии! и совершенствовании со­циальной политики государства.

В статье "Милосердие и умение: социальный работник как профессия" Ш. Рамон и Т. Шанин (Англия) определяют социальную работу как организацию личностной службы по­мощи людям. Она основана на альтруизме и направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях личного и семейного кризиса повседневную жизнь, а также по возможности кар­динально разрешить их проблемы. Кроме того, социальная работа является важным связующим звеном между людьми, которым надо помочь, и государственным аппаратом, а так­же законодательством"3.

В Уставе немецкого профессионального союза социальных работников записано, что социальная работа как профессио­нальная деятельность включает в себя: содействие в создании нормальных условий для жизни человека в обществе; выявле­ние социальных проблем; предотвращение, устранение и смяг­чение личных и общественных конфликтов; развитие способ­ности к коммуникативности, самостоятельности и терпимос­ти; поиск и освоение источников помощи; выявление и раскрытие возможностей для получения образования.

В работах шведских исследователей подчеркивается, что социальная работа - это систематическая целенаправлен­ная деятельность, которая связывается непосредственно с практической реализацией и перспективой, предполагает вза­имодействие между человеком и окружающей средой, а так­же решение различных проблем личности. Они считают, что социальная работа - деятельность по изменению условий и способа жизни человека, конечной целью которой является "освобождение" индивида-клиента2.

Г. Бернлер и Л. Юнссон считают, что одного понимания про­блем клиента недостаточно, чтобы изменить его положение, переживания или жизнь. Важен и аспект действия социального работника. Поэтому в содержание разрабатываемой теории дея­тельности "социальная работа" они вкладывают как аналити­ческий, так и действенный компоненты, что было учтено нами в структурно-содержательном анализе этой деятельности.

Социальная работа, считают шведские ученые, является и наукой о действиях. Это означает, что данный феномен нуждается в развитии теории действия. Анализ и действия должны быть связаны между собой и интегрированы в тео­рию. В тех же случаях, когда теория и методы разделяются, возникает риск того, что методы, техника начинают жить собственной жизнью и превращаются в своего рода инже­нерное искусство3.

Шведские исследователи, как и многие зарубежные ис­следователи, в понятие социальной работы включают и со­циально-психологический аспект. Социально-психологический блок ставит целью осуществлять изменения среди людей с отклонениями от общепринятой нормы или сломленных жиз­нью. Это работа, в которой необходимо уметь определять проблемы и потребности на различных уровнях: индивиду­альном, межличностном и структурном.

Существенную роль играют различные подходы и методы в зарубежной школе социальной работы, которые дополня­ют цели, задачи и содержание социальной работы в обще­стве. В связи с этим полагаем уместным отметить различие направлений и подходов в практике зарубежной социальной работы (Мэри Ричмонд, Зигмунд Фрейд, Джон Дьюи, Вирд­жиния Робинсон, Гордон Гамильтон, Алиса Соломон и др.). Если представители диагностической школы ставили акцент на диагнозе (причем оценка личности приобретала большее значение, нежели оценка социальной ситуации, окружения, среды), то представители функциональной школы выделя­ли процесс оказания помощи, считая, что человек внутрен­не всегда стремится к чему-то позитивному и находится в состоянии роста и развития. Они отмечают значение соци­ального окружения, культурных и экономических факторов, которые способствуют или препятствуют этому процессу. Вместе с тем представители функциональной школы увере­ны в том, что невозможно напрямую познать "Я" другого человека, для этого следует создать такие отношения, при которых клиент может раскрыться. С этой целью от социаль­ного работника требуется хорошее знание самого себя. По­этому подготовка социального работника должна заключать­ся в "тотальном (полном) вживании", которое способствует саморазвитию, самопознанию.

Подготовка специалиста должна строиться таким образом, чтобы можно было полностью вовлечь в ее процесс личности обучающегося. Данная позиция отражает и наше видение проблемы.

Итак, целью социальной работы зарубежные исследова­тели считают: "улучшение функционирования клиента и его лучшая адаптация к условиям социального окружения" (Хол-лис и Вудс); "осуществление благоприятных перемен в жиз­ни клиента" (Г. Бендлер); "ограничение, изменение болез­ненности различных проблем, возникающих в жизни" (X. Сведнер).

В качестве средств достижения указанных целей предла­гаются: "освобождение, развитие и изменение" (Г. Бендлер); "различные методы осуществления социальных перемен" (X. Сведнер); "изменение условий жизни и способа жизни человека" (Л. Юнссон) и др.

Таким образом, цель социальной работы - содействие людям в успешном разрешении их проблем. Средства дости­жения этой цели - высвобождение и развитие ресурсов че­ловека и его социального окружения, осуществление необ­ходимых социальных перемен.

Приведенные примеры концептуальных идей, позиций показывают, что у западных исследователей нет единой точ­ки зрения относительно теоретических и практических ас­пектов социальной работы, как нет и единого толкования самого понятия - "социальная работа".

В публикациях российских исследователей имеют место также различные толкования понятия "социальная работа". Так, авторы Общедоступного словаря по психологии, социо­логии и социальной работе определяют социальную работу как разновидность деятельности, имеющей своей целью оп­тимизировать осуществление субъектной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе ее совместного удовлет­ворения потребностей поддержания жизнеобеспечения и де­ятельного существования личности.

Л. Г. Гуслякова рассматривает социальную работу как со­циальный механизм поддержания жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъективности; она явля­ется прежде всего технологией осуществления социальной политики в сфере поддержки "слабых" слоев населения, их социальной защиты. Эта технология реализуется через соци­альные службы, одной из форм которых являются и учреж­дения социальной защиты.

Т. Е. Демидова определяют социальную работу как "много­гранную целенаправленную деятельность государственных и общественных организаций, отдельных лиц по оказанию по­мощи человеку в реализации его творческих, интеллекту­альных способностей и созданию для этого необходимых ус­ловий".

В публикациях начала 90-х гг.''социальная работа отече­ственными учеными. (И. А. Зимняя, В. А. Луков, В. А. Иванни-ков, А. М. Панов и др.) рассматривае^я как профессиональ­ная деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям для усиления или восстановления их способности к социальному функционированию и созданию общественных условий, способствующих реализации этой цели. Сторонники данного подхода видят основную цель со­циальной работы в создании и сохранении условий для пра­вового, достойного, комфортного существования человека как общественного субъекта.

По определению Н. С. Данакина, "социальная работа - это профессиональное содействие людям в успешном разре­шении их жизненных проблем посредством осуществления социальных перемен, высвобождения и развития ресурсов человека и его социального окружения". И далее он уточняет, что смысл социальной работы заключается "в формиро­вании и развитии умений человека эффективно решать жиз­ненные проблемы с опорой на собственные ресурсы".

А. М. Панов, интегрируя подходы отечественных и зару­бежных ученых к определению сущностного содержания со­циальной работы, включает в это понятие три аспекта:

1) оказание помощи отдельному человеку или группе лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, путем поддер­жки, консультирования, реабилитации, патронажа и исполь­зования других видов социальных услуг; ,

2) актуализацию потенциала самопомощи лиц, оказавших­ся в сложной жизненной ситуации;

3) целенаправленное влияние на формирование и реали­зацию социально-экономической политики на всех уровнях - от муниципального до федерального - с целью обеспечить социально здоровую среду жизнеобитания и жизнедеятель­ности человека, создать систему поддержки людей, оказав­шихся в сложной жизненной ситуации.

Первые два предложенных аспекта составляют микро­уровень, третий - макроуровень социальной работы.

А. И. Ляшенко предлагает две трактовки. В широком смыс­ле слова: "социальная работа - это влияние профессиона­лов и общественности на социальное обустройство общества через формирование и реализацию государственной полити­ки, направленной на создание благоприятных условий жиз­недеятельности каждого человека и его семьи". В более узком понимании: "социальная работа - это профессиональная дея­тельность, осуществляемая профессионально подготовленны­ми специалистами и их помощниками и направленная на ока­зание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную для них жизненную ситуацию, через информирование, консультирование, прямую натуральную или финансовую помощь, социальную реадаптацию, уход и обслуживание больных и одиноких, педагогическую и пси­хологическую поддержку, ориентирующую нуждающихся в помощи на собственную активность по разрешению трудных ситуаций и помогающую им в этом"1.

Широкую трактовку социальной работы предлагают и ав­торы учебного пособия, которые рассматривают ее как "уп­равленческую деятельность, направленную на изменение совокупности условий функционирования и развития соци­альных процессов с целью достижения оптимального их со­ответствия интересам и потребностям общества, социальных групп и личности". Такое расширительное толкование по­зволяет рассматривать социальную работу как феномен, име­ющий своей целью коррекцию социальных отношений, соци­альных процессов и т. д.

М. В. Фирсов предлагает рассматривать понятие "соци­альная работа" в логике диахронических процессов, которая позволяет расширить семантическое значение этого поня­тия, учитывая историографию данного феномена.

Изменение содержания понятия - явление объективное, оно идентифицирует определенный исторический этап раз­вития процесса помощи и взаимопомощи. Смена понятия, как правило, ведет к смене ее модели. Эту закономерность мож­но наблюдать как в отечественной, так и в мировой практи­ке3.

В связи с этим можно предположить, что содержание понятия "социальная работа" также будет изменяться, по­скольку процесс движется от одних состояний, задач, про­блем, идеологии помощи к другим и сегодняшняя форма (мо­дель) не является завершенной, конечной. В силу этого обстоятельства нет и не может быть единого толкования (опре­деления) понятия "социальная работа".

Рассматривая содержание и структуру социальной рабо­ты как вида профессиональной деятельности, мы, с одной стороны, исходим из общепринятой философской и психоло­гической трактовки деятельности, с другой - учитываем спе­цифические особенности и факторы, характеризующие изу­чаемый нами объект.

Разработка проблем деятельности как условия и способа развития личности базируется на философском положении о деятельностной сущности человека. Отличительной особен­ностью человеческой деятельности является социальная форма ее организации, способствующая активной интериоризации каждым участником общественных норм и ценностей.

Различные стороны деятельности разрабатывались и пред­ставлены в работах К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ана­ньева, Л. П. Буевой, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, М. С. Ка­гана, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, С. Л. Рубинштейна, В. Д. Шадрикова и др.

С. Л. Рубинштейн вычленяет в деятельности такие ее виды, как теоретическую (социально-познавательную) и практичес­кую (социально-трудовую)1. Каждый вид деятельности пред­ставляет собой систему со своими структурными и функцио­нальными компонентами. В общей структуре системы дея­тельности В. Д. Шадриков, например, выделяет такие функциональные блоки, как мотивы, цели, программы, ин­формационные основы, решения, подсистема профессиональ­но важных качеств.

Существующие различные подходы в рассматриваемом аспекте правомерны при анализе и характеристике профес­сиональной деятельности социального работника, направлен­ной на чрезвычайно сложный объект: человека или группу людей, нуждающихся в социальной помощи, поддержке, коррекции, реабилитации. Мы полагаем, что социальная ра­бота представляет собой интегральное, целостное основание, включающее следующие структурно-содержательные ком­поненты: цель, действия, мотивацию, отношения, коммуни­кацию.

Безусловно, обозначенные компоненты лишь дополняют содержательные характеристики социальной работы как вида профессиональной деятельности.

Цели социальной работы имеют объективный и субъек­тивный характер. Процесс достижения целей социальной ра­боты направлен на выработку такого поведения, действия человека (группы), в которых проявляется социальная ак­тивность самой личности. Известно, что действие является основной единицей деятельности, которая имеет свою струк-ТУРУ> тактику, стиль. Категория действия рассматривается в исследованиях социологии, психологии. В частности, в соци­ологию понятие "социальное действие" ввел М. Вебер.

Для понимания сущности действия социального работни­ка необходимо начинать с определения целей: чем определя­ются цели социального работника в конкретной практичес­кой ситуации в данное время и как эти цели (а затем и дей­ствия) меняются. Затем в действие включается задача, которая может решиться социальным работником; при этом возмож­но планирование действий (выдвинутой задачи) с клиентом и привлечение его собственных ресурсов и возможностей. Действие, помимо целей и задач, включает операционно-прак-тические акты (позвонить по телефону, подготовить направ­ление на консультацию и т. д.). При этом они'могут носить как материально-предметную, так и морально-словесную основу. И завершается действие анализом результативности.

Система мотивов - движущая сила человеческого пове­дения. Система доминирующих мотивов, побуждающих к дей­ствию, получила название направленности личности. Объе­динение мотива и способа его реализации проявляется в аль­труистической, деловой или личностной направленности. Так, мотивационным основанием при оказании поддержки, помо­щи (материальной, моральной и др.) человеку можно считать то, что субъект руководствуется отношением к нему как к ценности.

Мотивация выражает себя и в таком компоненте личнос­ти, как отношения. Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных и профессио­нальных качеств, его ценностными ориентациями и интере­сами, оказывает решающее воздействие на систему отноше­ний, осуществляемых социальным работником; при этом сле­дует отметить общие признаки профессиональных отношений в отличие от межличностных.

Первый. Формирование отношений социального работни­ка обусловлено профессиональными целями. В повседневной же жизни формирование отношений может быть самоцелью, отношения ради отношений. В деятельности социального ра­ботника отношения формируются ради достижения опреде­ленных целей, задач и результатов.

Второй. В профессиональных отношениях социальный ра­ботник на первое место ставит не собственные интересы, а потребности, интересы и ожидания других людей в решений их проблем.

Третий. Социальный работник строит отношения на базе объективности и сознания своей ответственности, что позво­ляет ему отвлечься от собственных эмоциональных состоя­ний для того, чтобы "войти" в потребности, заботы и трудно­сти других.

Безусловно, социальный работник не просто восприни­мает и отражает различного рода отношения, а вписывает их в свои действия, превращая и модифицируя их в соб­ственные отношения и соответствующие переживания. Не­которые социальные работники в конфликтных ситуациях чувствуют себя как "рыба в воде", другие - нет. Однако если социальный работник в своей деятельности придержи­вается только одного стиля отношений, то он ограничивает и сужает свои возможности помощи человеку, группе лиц; ибо часто цели и задачи этой/ помощи требуют использова­ния различных типов отношений. Важно обладать достаточ­но развитой объективностью для использования своих лич­ностных качеств и особенностей как инструмента влияния на людей и оказания им помощи.

Категория общения отражает связи между человеком и социальной средой, группами и сообществами. Общение - процесс многогранный. Оно реализуется в разнообразных формах (межличностное общение, социальный диалог, дело­вое и управленческое общение и др.).

В социальной работе приходится иметь дело с самыми разнообразными людьми: застенчивыми и бурно, порой аг­рессивно выражающими свои чувства, замкнутыми, недо­верчивыми, словоохотливыми, ищущими справедливость, поддержку, "вымогателями". Важно к каждому найти под­ход, устанавливая контакт, располагая человека к диалогу и т. д. Компетентность в общении - один из главных, базовых компонентов и критериев результативности работы. Знания закономерностей сознательного поведения личности (миро­воззрение, убеждения, интересы, стремления, идеалы) и неосознаваемого (установки, стереотипы, влечения, уровни притязаний, конформность, внушаемость и др.), понимание механизмов направленности личности, степени проявления эмоций (аффекты, стрессы, фрустрации и др.) помогут адек­ватно оценить и понять человека, оказать именно ту помощь, в которой он нуждается. Более того, мимика, пантомимика, экспрессия (язык тела) дополняют это понимание и нахож­дение оптимальных вариантов решения проблемы человека, его поддержки. Умение владеть первичной диагностикой ком­муникативности своих клиентов, групп лиц - необходимое звено в компетентности социального работника. При этом важно помнить: не оценивать человека и его возможности в общении без учета актуального или потенциального окруже­ния, перспектив развития личности.

Задача социального работника - помочь человеку (кли­енту) обрести себя, найти свое место в сложно меняющемся мире, ориентироваться в социальных и межличностных от­ношениях. И общение - ведущий инструмент, но не конеч­ный продукт деятельности социального работника.

Вместе с тем мы подчеркиваем мысль о том, что чело­век, личность значительно разностороннее, сложнее и бога­че, чем деятельность, и его сущность не исчерпывается ею. Но сутью акмеологического подхода в профессионально-лич­ностном развитии специалиста является то, что невозможно рассматривать личность вне деятельности, так же как дея­тельность без учета личности, ее направленности развития, саморегуляции, самореализации и т. д.

Безусловно, рассматриваемые компоненты деятельности социального работника не являются исчерпывающе полными. Их содержание связано с целями и задачами конкретных форм и видов деятельности, зависят от специализации и основных функций деятельности. Они могут быть различны и в зависи­мости от оценки потребностей, ситуаций, действующих сил и т. д. Известно, что социальному работнику необходимо выпол­нять различные профессиональные функции, обладать ши­роким спектром профессиональных знаний, умений, навыков, личностно обусловленных качеств и способностей.

По аксиологической и функциональной природе соци­альная работа представляет собой один из самых многопла­новых и трудоемких видов профессиональной деятельности. Социальный работник осуществляет все многообразие функ­ций организации, координации, обеспечения, поддержки (пси­хологической и физической), правовой и административной помощи, коррекции и др. Это специалист, который может работать на разных уровнях реализации социальной полити­ки государства - уровне управления, материально-техни­ческого и правового обеспечения, образования, здравоохра­нения и непосредственной практики социальной работы.

Такой специалист в процессе подготовки должен освоить большой и разнообразный объем знаний, которые служат основой профессиональных умений координации, управления, организации, диагностирования, анализа, коммуникации, коррекции и реабилитации. В этом значении важно учиты­вать позиционно-ролевой подход в формировании и развитии личности социального работника как профессионала.

В процессе реализации различных функций социальные работники выполняют самые разнообразные роли: по инфор­мации, стимулированию, консультированию, посредничеству, организации, координации и т. д. Успех их профессиональной деятельности зависит от того, как им удается исполнить эти роли: информатора, консультанта, посредника, организато­ра, координатора, адвоката и др.

Л. Д. Демина, исследуя проблему социальные роли", вы­деляет ряд общих моментов в понимании сущности социальных ролей:

- роль как образец поведения и установок, социально за­данный с большей или меньшей степенью определенности;

- роль как стратегия поведения, направленная на овладе­ние ситуацией определенного типа;

- роль как система ожиданий к людям определенного ста­туса;

- роль как действие, как выполнение определенных тре­бований человеком, "назначенным" на эту роль.

Мы полагаем, что данные позиции характеризуют и про­фессиональные роли социального работника через призму его должностных функций. Отсюда ролевое поведение соци­ального работника предопределено, в первую очередь самой должностью. Вместе с тем когда мы рассматриваем работни­ка как специалиста - исполнителя профессиональной дея­тельности, то личностный фактор (индивидуальность, твор­ческие способности в воплощении технологии, личностные качества и свойства и, несомненно, профессиональная ком­петентность) в практике очень значителен. Специалист, получивший профессию, выполняет свои профессиональные роли. Вхождение личности выпускника, молодого специали­ста в общество, общественные отношения опосредовано при­обретением своей профессиональной роли. Причем вхож­дение в "пространство отношений" каждой личностью спе­цифично и весьма динамично, отмечает Б. Ф. Ломов. Про­фессиональная роль формируется и обуславливается не толь­ко местом индивида в системе объективных социальных от­ношений, но и совокупностью осуществляемых функций в деятельности, отмечает И. А. Зимняя. Она выделяет шесть уровней профессиональной деятельности социального работ­ника: практическая работа с клиентом; организация; управ­ление социальной работой на уровне социальных служб, де­партаментов и т. д. ; наставничество; супервизорство в соци­альной работе; исследование в социальной работе.

Соответственно этому И. А. Зимняя называет шесть групп профессиональных ролей: практический социальный работ­ник, организатор, управленец, преподаватель, супервизор, исследователь.

Каждая из этих профессиональных ролей предполагает, во-первых, специфические способности и, во-вторых, опре­деленные ценности личности, развиваемые в процессе про­фессиональной подготовки и в будущей профессиональной среде, что учитывалось нами в исследовании. Например, для преподавателя обязательными являются дидактические спо­собности ("способности преподавать учащимся учебный ма­териал, делая его доступным... преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль"), но они не обязательны для практического социального ра­ботника2. Умения обеспечивать посредничество, с одной стороны, между личностью и семьей, а с другой - между раз­личными общественными и государственными структурами обязательны для организатора и управленца, но не столь важны исследователю.

Каждая профессиональная роль имеет набор конкретных рабочих функций: организаторскую, управленческую, ком­муникативную, диагностическую, прогностическую, социаль­но-терапевтическую, воспитательную, посредническую и др. Эффективность выполнения этих функций, соотносясь с оп­ределенными способностями человека и его личностными осо­бенностями, в разной мере определяется целенаправленной тренировкой реализующих их действий. Так, для практичес­кого социального работника одной из основных функций яв­ляется активное слушание клиента. Но в то же время эта функция является менее существенной для супервизора.

Но вместе с тем ролевой репертуар дополняют несколь­ко групп умений, которыми должен обладать работник соци­альной службы (функциональный подход - А. И. Ляшенко).

Когнитивные умения. Квалифицированный работник дол­жен уметь: анализировать и оценивать опыт как свой, так и других; изучать и выявлять проблемы и концепции; приме­нять на практике свои знания и понимание проблем, а так­же исследовательские находки.

Коммуникативные умения. Работник должен быть в со­стоянии: создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу; выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют ьа людей и на него самого; определять и учитывать в работе различия личностного, национального, социального и культурно-исторического характера; распоз­навать и преодолевать в отношениях с людьми агрессию и враждебность, минимизировать ярость с учетом риска для себя и других: содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся; наблюдать, понимать и интерпрети­ровать поведение и отношения между людьми: общаться вер-бально, невербально и письменно; организовывать и брать интервью при различных обстоятельствах; действовать в кол­лективе с другими работниками социальной службы; пред­ставлять себя в роли адвоката своего клиента.

Конструктивные умения. Квалифицированный работник должен вырабатывать решения, выделять решения, требую­щие предварительного согласования с другими работника­ми, действовать в алгоритме выработки решения, принимать решения, предусматривающие сотрудничество с другими учреждениями, ведомствами.

Организаторские умения. Квалифицированный работник должен уметь вести четкие и лаконичные записи, проводить политику службы относительно конфиденциальности и над­лежащего подхода к делу, организовывать, планировать и контролировать работу, добывать информацию с помощью доступной технологии.

Безусловно, работник специальных социальных служб должен владеть целым комплексом умений и навыков, обла­дать глубокими знаниями в области психологии, экономики, геронтологии, социологии, педагогики, юриспруденции. Зна­ния и умения в сочетании с соответствующими личностными качествами, свойствами и способностью к творчеству и само­реализации могут рассматриваться как готовность к профес­сиональной деятельности.

Каждая профессия предъявляет свои требования к лично­сти и деятельности. Это относится и к новому феномену в на­шем обществе - к становлению и развитию профессиональ­ной деятельности - социальная работа. Представляя собой личностную службу помощи людям, социальная работа наце­лена на решение всей совокупности проблем в контексте "лич­ность и окружающая среда". Во главу угла ставится человек, и в центре внимания социальных работников - проблема че­ловека. В самом общем виде социальный работник выступает в своей деятельности посредником между клиентом и социумом.

Он содействует, с одной стороны, эффективной адаптации клиента в этом социуме, с другой стороны - процессу очело­вечивания этого социума, преодолению его отчужденности от социального окружения и действительности.

Итак, социальная работа как профессиональная деятель­ность требует в настоящее время уточнения своей инвариан­тной структуры, выявления системообразующих компонен­тов и характеристик. Как подтвердило наше исследование, она является одновременно и базовым основанием, услови­ем становления и развития личности специалиста социаль­ной сферы, а также определяет специфику его профессио­нальной подготовки, развития и саморазвития как профес­сионала.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!