Социальная политика организации и оптимизация затрат на персонал

20 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

В связи с переходом к рыночной экономике в 90-е гг. в нашей стране существенно сократились социальные расходы государства. Среднедушевые социальные расходы государства в странах Запада в 90-е гг. составляли (при расчете по паритетам покупательной способности в долларах США) 5450 долл. в год, в России - только 785 долл., т. е. в .7 раз меньше. А в 80-е гг. в Советском Союзе подобные расходы были лишь на 15-20% ниже, хотя душевой валовой внутренний продукт был в 3 раза меньше, чем в среднем на Западе1.

Резко сократились и затраты организаций (предприятий) на социальную поддержку и защиту своих работников; многие социальные учреждения предприятий (детские сады, пионерские лагеря, спортивные сооружения, медицинские центры, клубы и библиотеки и т. п.) заброшены или ликвидированы. В ряде отраслей затраты предприятий на социальную защиту работников сведены к обязательным страховым взносам в государственные фонды (ныне - единый социальный налог). Практически прекратилось строительство жилья для своих работников.

Критическое положение сложилось в организациях с издержками на развитие персонала, т. е. вложениями в развитие "человеческого капитала". В исследуемый период (с 1995 по 2000 гг.) их расходы на профессиональное обучение кадров стабилизировались на крайне низком уровне: 0,3% общих затрат на рабочую силу. Постоянно снижались расходы на культурно-бытовое обслуживание, на общее развитие работников как личности: на проведение различных культурно-массовых и спортивных мероприятий, на содержание клубов, библиотек, спортивных сооружений, организацию самодеятельных'* кружков, студий, курсов, на проведение экскурсий и т.д. Их удельный вес в 2000 г. составил лишь 1,1%. При проведении анкетного опроса в организациях на вопрос: "Чего бы Вы больше всего хотели достичь в жизни" 46% респондентов дали ответы, показывающие стремление людей развивать свои способности и реализовать их в жизни.

Увеличение доли расходов на оплату труда в последние годы - неизбежное явление; нынешний уровень заработной платы настолько низок, что требует увеличения даже независимо от роста производительности труда. Однако в перспективе это не может оправдать низкий уровень или даже снижение абсолютных показателей затрат организаций на социальные цели по другим статьям расходов.

Возможны два альтернативных пути решения проблемы: решение социальных задач, развитие социальной инфраструктуры полностью передать государству (и муниципальным органам власти) или в корне изменить отношение предприятий (организаций) к решению социальных проблем своих работников и существенно повысить их затраты на социальные цели, содержание социальных объектов. На практике предприятия (организации) будут решать проблемы заработной платы и уплаты налогов, а решение социальных вопросов будет в ведении государственной власти, территориальных органов. В этом случае надо значительно увеличить роль бюджетов: федерального, регионального и муниципального. В то же время предприятия утратят важные рычаги в управлении персоналом, фактор мотивации работников, социальную политику организации, возможности учета индивидуальных особенностей и интересов своих сотрудников, укрепление сплоченности трудового коллектива и формирование корпоративного патриотизма.

Более целесообразно проведение активной социальной политики и ее материальное, финансовое обеспечение в обоих направлениях: на уровне государства и на уровне организации. Необходимо возродить и активизировать роль государства, бюджетов органов власти всех уровней для решения первоочередных задач социального развития и удовлетворения жизненно важных потребностей членов общества: здравоохранения, образования, поддержки семей и детства, повышении заработной платы работников бюджетной сферы экономики.

Однако это не освобождает функции предприятий (организаций) от осуществления своей социальной политики, а значит - затрат на рабочую силу, кроме заработной платы. Концепции, выдвигаемые на самом высоком уровне власти, о необходимости освобождения предприятий от социальных целей, социальной инфраструктуры означают призыв к движению назад, к "дикому капитализму". Они не соответствуют конституционным установкам о строительстве в России социального государства, мировой практике развития социального рыночного хозяйства.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!