Социальная политика и рынок труда

3 Янв 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

Введение

1. Сущность социальной политики государства

2.Политика государства на рынке труда

3.Совершенствования социальной политики в области трудовых отношений

Заключение

Список литературы

 

Введение

Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная деятельность и получила название социальной политики. По сути, в социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста. Чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, к их знаниям, культуре и т.д. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы. Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной приводит к возникновению ряда проблем в сфере социально-трудовых отношений и обострению проблем занятости. Только умелое государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить успех реформ. Структурная перестройка экономики России привела к высвобождению работников из материальной и нематериальной сфер экономики, и тем самым, появлению явной безработицы. Увеличивается и скрытая безработица (за счет лиц, самостоятельно ищущих работу и т. д.). Исходя из всего вышесказанного, целью данной работы является рассмотрение взаимосвязи социальной политики и рынка труда. Для достижения цели, необходимо решение ряда задач: 1. Рассмотреть сущность социальной политики государства; 2. Изучить политику государства на рынке труда; 3. Предложить направления совершенствование социальной политики в области трудовых отношений.

1.Сущность социальной политики государства

В теоретическом плане под социальной политикой понимается прово-димая государственными структурами, общественными организа¬циями, ор-ганами местного самоуправления система мероприятий и ак¬ций, направлен-ных на достижение социальных целей и результатов, свя¬занных с повышени-ем общественного благосостояния, улучшением каче¬ства жизни народа, обеспечением социальной и политической стабильно¬сти, социального парт-нерства и социального согласия в обществе. Под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (кон-тексте) обычно понимают совокупность (систему) конкретных мер и меро-приятий, на¬правленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от кого исхо¬дят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), разли-чают соответствующие виды социальной политики – государственная, ре-гиональная, корпоративная и т.д. Понятие социальной политики относится к числу таких категорий, ко-торые широко используются в практике государственного строительства, употребляются в официальных документах. С другой стороны, социальная политика служит предметом достаточно широких научных дискуссий, при-чем объем понятия и его содержание у различных исследователей значитель-но отличаются (7). Это обусловлено тем, что социальная политика является наиболее зна-чимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью дея-тельности современного государства. Социальная политика теснейшим обра-зом связана с типом и уровнем развития общества, с господствующей мен-тальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии. Социальная политика - это составная часть внутренней политики госу-дарства, воплощенная в его социальных программах и практике, и регули-рующая отношения в обществе в интересах и посредством интересов основ-ных социальных групп населения. В социальной сфере проявляются и оцениваются результаты экономи-ческой, хозяйственной деятельности общества, проверяются ее эффектив-ность и способность удовлетворять интересы и потребности людей. Эффективность реализации социальной политики любого уровня – фе-дерального, регионального, корпоративного во многом зависит от экономи-ки, бюджетного обеспечения, финансовых ресурсов государства, субъектов Федерации, муниципалитетов, предприятий и т.д. Без достаточных финансо-вых средств сложно говорить об адекватном развитии образования, здраво-охранения, культуры, жилищно-коммунального сектора, рынка труда, обес-печении продуктивной занятости, социальной защиты населения, своевре-менной выплате заработной платы, пенсий, пособий и других источников и механизмов жизнеобеспечения граждан. Неудовлетворительное развитие социальной сферы, рост нищеты, без-работицы, в том числе в ее скрытых формах, провалы в обеспечении жилищ-но-коммунальными услугами населения, живущего на территориях россий-ского Севера, другие острые социальные потрясения объясняются во многом экономическими проблемами и ошибками формирования расходной части бюджетов, когда на финансирование социальных мероприятий предусматри-вают необоснованно ограниченные средства. При правильном подходе сама социальная политика и социально-трудовая сфера, являющаяся ее основой, могут и должны активно влиять на экономический рост, финансовые потоки и бюджетную политику. Социаль-ная политика и социально-трудовая сфера не носят пассивный характер. Тре-буя значительных финансовых средств на самозапуск и развитие, они в то же время активно влияют на экономику, экономический рост, динамику ВВП, траекторию движения общества к прогрессу. Без эффективной занятости, ор-ганизации системы мощных стимулов труда, систем образования, здраво-охранения, культуры и т.д. нельзя развивать производство, увеличивать объ-емы товаров и услуг (Q), других микро- и макроэкономических показателей, что требует соответствующего отношения к социально-трудовой сфере и со-циальной политике со стороны государства, его законодательных и исполни-тельных органов, работодателей, предпринимателей и собственников (7). Т.е. социальная политика и социально-трудовая сфера имеют обратное влияние на общество, экономику, формирование доходной части бюджетов всех уровней. В последнее время достаточно часто, особенно практики, используют понятие, о котором упоминалось выше – социально-трудовая сфера (СТО. Оно отражает объект и предмет социальной политики, характеризует степень социального развития, вполне обоснованно отражает единство и взаимообу-словленность трудовых и социальных отношений. На практике трудовые от-ношения – отношения между трудом и капиталом, наемным работником и работодателем редко существуют в чистом виде без социальной составляю-щей. И наоборот, социальные отношения часто возникают в результате тру-довых процессов, сопровождающих их противоречий, конфликтов и т.д. Социально-трудовая сфера достаточно полно отражает все фазы вос-производства рабочей силы и его социальное сопровождение. С определен-ной долей условности, под экономикой труда (в широком смысле) можно по-нимать экономику социально-трудовой сферы. Основными блоками СТС являются те, которые отражают и обеспечи-вают фазы процесса воспроизводства рабочей силы: - социальная сфера, т.е. отрасли социально-культурного комплекса (образование, здравоохранение, культура и т.д.); - рынок труда, службы занятости, переподготовки кадров (в том чис-ле безработных); - сфера мотиваций производительного труда (организация оплаты труда, стабилизации уровня жизни населения и т.п.). Рынок труда – сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. В ры¬ночном хозяйстве, где рабочая сила – товар, движение работников – собственников своей рабочей силы относительно рабочих мест опосредует-ся рынок труда. На этом рынке осу¬ществляется купля-продажа рабочей силы. Когда собственник рабочего места заку¬пит рабочую силу, создаются эконо-мические и юридические предпосылки соедине¬ния основных факторов хо-зяйственной деятельности в производственном процессе. Рынок  труда – со-вокупный спрос и предложение рабочей силы, которым опосредуется дви¬жение относительно рабочих мест и размещение экономически активного на-селения по сферам хозяйственной деятельности в отраслевом, территориаль-ном, демографи¬ческом и профессионально-квалификационном разрезах. Рыночный механизм со¬четает в себе как начала саморегулирования в ходе конкуренции, так и направленное воздействие со стороны государства. Рынок труда  – в основе своей явление объективное в том смысле, что опре-деляется оно характером социально-экономических отношений в обществе независимо от воли людей. Если рабочая сила в условиях данного общест¬ва является товаром и само соединение факторов производства (наемной рабо-чей силы и средств производства) опосредуется куплей-продажей труда, то рынок труда налицо (6, с.33). Уровень же развитости рынка труда  (его цивилизованности) зависит от того, в какой степени сложилась инфраструктура этого рынка, в какой степе-ни она содержит разнообраз¬ные институты, способствующие функциониро-ванию рынка труда.  Указанная инфраструкту¬ра – результат осознанных ак-ций, а значит, в отличие от самого рынка, объективного характера не имею-щая. В зависимости от пространственного ареала, охватываемого теми или иными рынками труда, последние подразделяются на рынки региональные, общегосу¬дарственные, мировой. Степень интегрированности региональных рынков труда в более широ¬кий рынок труда тем выше, чем при прочих рав-ных условиях мобильнее рабочая сила и чем более развита инфраструктура соответствующего рынка труда На рынке труда складываются от¬ношения между работодателями и наемными работниками, опосредующие соедине¬ние рабочей силы со средствами производства. Тем самым удовлетворяется по-треб¬ность первых – в труде, а вторых – в заработной плате. Большинство ис-следователей сходится в том, что такие отношения формируются на базе за-кона стоимости рабочей силы. Но есть и такие, кто рассматривает формиро-вание цен на рынке труда с позиций «пре¬дельной полезности последнего ра-бочего» (маржинализм) (6, с.35). Из кого состоит та часть экономически активного насе¬ления, которая действительно остается на рынке труда? Во-первых, это те, кто, будучи неза-нятым, ищет рабочее место; во-вторых, это те, кто хоть и имеет занятие, но не удовлетворен работой и подыскивает другое или дополнительное рабочее место; в-третьих, занятые, но находящиеся под риском по¬тери рабочего мес-та. В сумме это определяет предложение труда. Спрос же на труд предъяв-ляют владельцы рабочих мест. Этот спрос складывается из числа вакансий, из количества работников, не удовлетворяющих работодателя и которым он ищет за¬мену. Этим определяется главное содержание рынка, его объем и со-отношение спро¬са и предложения рабочей силы, что, в свою очередь, опре-деляет конъюнктуру рынка труда. Рассмотрим далее особенности государственной социальной политики на рынке труда.

2.Политика государства на рынке труда

Переход к рыночной экономике влечет за собой коренные изменения во всех сферах жизни общества. Сфера занятости населения не является исклю-чением. В 90-ые года ХХ века в функционировании российского рынка труда наметились новые тенденции, обусловленные происходящими в стране ре-формами. Во многом современные процессы в сфере труда обусловлены приватизацией государственной и развитием частной собственности. С одной стороны, увеличилась свобода выбора и повысился уровень ответственности людей за собственное благополучие. С другой–усилилось расслоение обще-ства, многие люди остались без привычной работы и привычного дохода. В условиях административно-плановой экономики государство деклари-ровало полную занятость всех членов общества. Установление рыночных от-ношений требует смены такого подхода к регулированию рынка труда. Новая система регулирования рынка труда должна сформировать «активное обще-ство», в котором каждый гражданин чувствует свою ответственность за соб-ственное благосостояние. Достижение такой цели как формирование активного общества требует полноценного сотрудничества трех сторон: государства, работодателей и ра-ботников. Вряд ли можно соблюсти объективность, назвав эти отношения партнерскими, но они должны быть взаимовыгодными и строится на макси-мальном уважении интересов друг друга. Идея социального партнерства и развитие её в России в последнее время привлекают к себе все больше внимания. В основе социального партнерства лежит не только идея разделения ответственности между представителями наемных работников, правительством и работодателями, но и механизм ос-лабления монополии государственных органов власти на управление эконо-микой. Существует мнение, что социальное партнерство является важным компонентом рыночной экономики. Страны Запада пришли к созданию социального партнерства между тре-мя субъектами в процессе эволюционного развития. А в России, уже в кото-рый раз, пытаются внедрить новое явление революционным путем, препод-нося его именно как отношения равноправных партнером. Но на том же За-паде, на который мы так привыкли равняться, существует немало стран, где отношения основных субъектов экономики никак нельзя назвать партнер-скими. Более точной будет следующая формулировка: социальное партнер-ство – это осознанная необходимость такого вида отношений (2, с.14). В России социальное партнерство приняло форму трипартизма, то есть его полноправными участниками являются государство, работодатели и профсоюзы. Каково же реальное положение дел в сфере социального партнерства в нашей стране? Его можно охарактеризовать следующим образом: - в России существует законодательная база, позволяющая действовать трипартизму. Она постоянно совершенствуется. Так, например, в ноябре 1995 года был принят Закон « О порядке разрешения коллективных трудовых споров», 1 мая 1999 года был принят Закон о Российской трехсторонней ко-миссии по регулированию социально-трудовых отношений; - многие проблемы социально-трудовой сферы теперь решаются на до-говорной основе; - большая часть организаций заключает коллективные трудовые догово-ры со своими сотрудниками, и полноправными действующими лицами этих отношений являются профсоюзы; -создана Служба по урегулированию споров. Это специальный орган, содействующий решению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур (2, с.16). Итак, видно, что государство как самый «сильный» или старший партнер в таких отношениях, многое делает в сфере трудовых отношений. Именно от политики государства в сфере занятости населения и его социальной защиты зависят остальные процессы этой области. Рынок, если он складывается стихийно, свободно, позволяет достичь максимизации производительности и доходов. Однако, для достижения со-циальной справедливости и гарантии равных возможностей доступа к рабо-чим местам рынок труда должен регулироваться определенными государст-венными институтами. Что касается современного российского рынка труда, то на нем уже поя-вилось много маргинальных групп. Кроме того, встает и проблема диспро-порций на рынке профессий. Количество обучаемых по профессии редко совпадает с реальной потребностью государства в представителях этой про-фессии. Таким образом, новым приоритетом политики занятости становится полное и рациональное использование трудового потенциала страны. Госу-дарство должно проводить активную политику на рынке труда. Новая эффек-тивная стратегия на рынке труда должна сводится к поддержанию разумного баланса между необходимостью активной и жесткой экономической полити-ки и необходимостью социальной защиты населения. Многообразие методов регулирования рынка труда формирует два ос-новных типа политики государства на рынке труда – активной и пассивной. Пассивная политика сводится к регистрации ищущих работу, определению размера пособия по безработице, разработке не денежные формы поддержки безработных и их семей. Активная политика – это профессиональная подготовка и переподготов-ка безработных, система поддержки малого бизнеса и самозанятости, вне-дрение программ общественных работ, профессиональное консультирование. Меры пассивной политики государства на рынке труда способствуют развитию иждивенческих настроений среди безработных. Бороться с этим можно за счет более широкого использования мер активной политики. Активная политика государства на рынке труда нацелена на повышение кон-курентоспособности каждого человека как профессионала. Внедрение мер активной политики снимает напряженность в обществе, уменьшает затраты государственного бюджета, способствует структурной перестройке экономи-ки (1). Проведение активной политики дает возможность, улучшая общее со-стояние рынка труда, улучшать и положение каждой отдельной группы насе-ления. В России это особенно актуально по отношению к тем людям, кото-рые оказались незанятыми в результате сокращения объемов производства или полной его ликвидации. Многие меры активной политики с разной долей успеха претворяются в жизнь Федеральной Службой Занятости. Так, например, распространены программы открытого обучения. Эти программы заключаются в профессио-нальной ориентации незанятых граждан, их социальной адаптации к новым экономическим условиям, а также их психологическая адаптация в стрессо-вой ситуации. Такие программы характеризуются разнообразием форм обу-чения, что делает из более привлекательными и дает возможность применять их для обучения широких масс незанятых людей. Главной проблемой на пути широкого применение мер активной поли-тики на рынке труда является недостаточное финансирование. Кроме того, условия рынка ставят еще целый ряд проблем. В частности, необходима сме-на жизненных установок большинства ищущих работу: многие люди при-выкли к советской системе социально-трудовых отношений. Каждый мог быть уверен в том, что для него обязательно найдется рабочее место и прояв-ление инициативы в его поиске было вовсе не обязательным. Сейчас это про-является в том, что некоторые безработные, получая направления от службы занятости на предприятия, целенаправленно приходят туда за отказом, чтобы снова получать пособие по безработице (8). Итак, подводя некий итог, можно сказать следующее. Рынок труда За-падной Европы формировался в условиях повторяющихся кризисов произ-водства, при значительных масштабах безработицы. Что касается России, то тут ситуация несколько иная. Относительно нашей страны уместно говорить о дефиците товаров, значительном числе рабочих мест, большой сплоченно-сти рабочего класса и огромном влиянии на экономические процессы комму-нистического режима. Именно поэтому, перенимая западный опыт государственного регулиро-вания рынка труда, называемый активной политикой, следует предваритель-но «примерить» его на российские условия. Западные теории в области регулирования рынка труда обречены в на-шей стране на провал в первую очередь по причине того, что у нас отсутст-вует необходимая для их внедрения инфраструктура рынка труда. Но и российская практика может уже похвастаться некоторыми достижения-ми в области внедрения активной политики на рынке труда. Так, например, во многих регионах не только активно действует Федеральная Служба Заня-тости, но и работают многочисленные альтернативные центры занятости. Говоря о социальном партнерстве, нельзя не признать, что ведущая роль в связке «государство–работодатель–наемный работник» принадлежит госу-дарству. Этот партнер сосредотачивает в своих руках максимальную власть, по крайней мере за счет того, что создает и корректирует законодательную базу (8, с. 24). Именно государство берет на себя ведущую роль и в регулировании рынка труда. Современные экономические условия таковы, что для сохране-ния гармонии на рынке труда и социальной справедливости необходимо ши-ре внедрять меры активной политики труда. Нашей стране есть, на кого рав-няться в этом. Перед глазами нашего государства множество более или менее удачных примеров других стран. Поэтому сейчас одна из центральных задач нашего государства заключается в том, чтобы взять самое лучшее из запад-ного опыта и грамотно адаптировать эти методы активной политики к рос-сийской действительности.

3. Совершенствование социальной политики в области трудовых отношений

Государственная политика в области регулирования рынка труда с 2010 г. направлена на создание правовых, экономических и институциональ-ных условий для повышения эффективности занятости населения (4). Задачи государственной политики в области регулирования рынка тру-да: • содействие в реализации прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду, на достойный труд по свободно вы-бранному роду деятельности и профессии; • обеспечение реализации права граждан на защиту от безработицы; • обеспечение соблюдения прав в области охраны и оплаты труда, пре-дотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе принудитель-ного труда, дискриминации; • содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации. Решение задач содействия занятости населения и обеспечения эконо-мики квалифицированными трудовыми ресурсами может быть обеспечено путем повышения эффективности функционирования рынка труда, что пред-полагает, с одной стороны, повышение гибкости рынка труда, с другой сто-роны, обеспечение соблюдения социально трудовых прав и гарантий. Для этого необходима модернизация механизмов реализации государ-ственной политики на рынке труда, внедрение инновационных методов госу-дарственного регулирования в области занятости населения. Основными направлениями совершенствования государственной поли-тики в области регулирования рынка труда являются: • совершенствование трудового законодательства и законодательства о занятости населения; • совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда; • обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу; • повышение территориальной мобильности рабочей силы; • развитие кадрового потенциала; • оптимизация привлечения иностранной рабочей силы; • стимулирование экономической активности населения; • повышение качества рабочих мест. Основные мероприятия государственной политики в области регули-рования рынка труда. 1. Совершенствование трудового законодательства и законодательства о занятости населения. Дальнейшее развитие норм трудового законодатель-ства и законодательства о занятости населения должно отвечать современ-ным тенденциям в сфере труда в связи с углублением различий в содержании труда, формах его организации в различных секторах экономики, обуслов-ленным диверсификацией производства, проведением структурных реформ, созданием высокотехнологичных производств и объектов инфраструктуры. Расширение гибких форм организации труда будет способствовать по-вышению конкурентоспособности российских производителей при интегра-ции в общеэкономическое пространство, и, как следствие, росту спроса на рабочую силу, сокращению неформального сектора экономики. Меры по повышению гибкости регулирования трудовых отношений должны одновременно подкрепляться мерами по обеспечению соблюдения законодательных норм. Совершенствование трудового законодательства и законодательства о занятости населения будет осуществлено по следующим приоритетным на-правлениям: • гармонизация трудового законодательства и законодательства о заня-тости населения с международными нормами; • совершенствование законодательства в целях повышения гибкости российского рынка труда, включая законодательное регулирование "за-емного труда" и других возникающих новых форм трудовых отноше-ний; • совершенствование разграничения полномочий в сфере регулирования рынка труда между федеральными и региональными органами госу-дарственной власти, органами местного самоуправления; • совершенствование механизма реализации государственных гарантий по трудоустройству инвалидов; • нормативно-правовое обеспечение внедрения профессиональных стан-дартов; • реформирование системы государственной социальной поддержки без-работных граждан с целью стимулирования их к активному поиску ра-боты. 2. Совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуа-ции на рынке труда. Для решения задач государственного регулирования на рынке труда необходимо проведение регулярного мониторинга спроса и предложения рабочей силы и разработка прогноза спроса и предложения на рынке труда. С 2007 г. осуществляется мониторинг ситуации на рынке труда в Рос-сийской Федерации, предполагающий: • определение профессионально-квалификационной структуры перспек-тивной потребности работодателей в рабочей силе; • определение величины и профессионально-квалификационной струк-туры дополнительной потребности работодателей в рабочей силе в свя-зи с реализацией приоритетных национальных проектов, федеральных и региональных целевых программ, государственных инвестиционных проектов и др.; • прогнозирование величины и профессионально-квалификационной структуры предложения рабочей силы на рынке труда с учетом изме-нения демографической ситуации и сложившейся структуры профес-сионального образования; • формирование федерального регистра получателей государственных услуг по содействию занятости населения, включающего сведения о гражданах и работодателях, обратившихся в органы службы занятости населения. Мероприятия мониторинга ситуации на рынке труда реализуются фе-деральными органами исполнительной власти при участии органов исполни-тельной власти субъектов Российской Федерации, органов местного само-управления на основании данных организаций, органов службы занятости населения, учреждений профессионального образования. На основании результатов мониторинга на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации разрабатывается прогноз спроса и предложения на рынке труда в разрезе профессионально-квалификационных групп. С учетом федерального и региональных прогнозов спроса и предложе-ния на рынке труда осуществляются выработка приоритетов и планирование мероприятий государственной политики в области регулирования рынка тру-да, уточнение стратегий и планов развития профессионального образования. На основании прогнозов спроса и предложения на рынке труда разра-батываются программы профессиональной ориентации населения и повыше-ния территориальной мобильности рабочей силы, осуществляется привлече-ние иностранных специалистов. 3. Обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу. Для обеспечения модернизируемых и вновь созда-ваемых рабочих мест необходимыми кадровыми ресурсами необходимо сба-лансировать структуру профессионального образования и профессионально-квалификационную структуру спроса на рабочую силу. Для обеспечения соответствия структуры профессионального образо-вания потребностям рынка труда необходим пересмотр направлений и уров-ней профессиональной подготовки с учетом прогноза спроса и предложения на рынке труда. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, к компетенции которых отнесено начальное профессиональное образование, и которым с 2010 года переданы федеральные полномочия в области содейст-вия занятости населения, следует особое внимание уделить подготовке рабо-чих кадров по общеотраслевым профессиям, потребность в которых не мо-жет быть удовлетворена за счет имеющихся трудовых ресурсов. На решение указанной задачи необходимо ориентировать систему начального профес-сионального образования и программы переподготовки безработных граж-дан, реализуемые в регионах. В целях повышения качества профессионального образования в соот-ветствии с потребностями работодателей разработаны  профессиональные стандарты. Профессиональные стандарты призваны обеспечить взаимосвязь рынка труда и профессионального образования, определяя качественные характери-стики запроса работодателей на подготовку кадров. Кроме того, внедрение профессиональных стандартов позволило сфор-мировать основу для сертификации персонала, будет способствовать созда-нию условий равного доступа граждан к отраслевым и профессиональным рынкам труда, повышению правовой защищенности работников при прове-дении аттестации. В целях формирования структуры спроса населения на услуги профес-сионального образования в соответствии с потребностями рынка труда необ-ходимо: • развитие программ профессиональной ориентации молодежи; • организация информационно-пропагандистских кампаний. В 2008-2010 гг. организовывались информационно-пропагандистских кампаний с использованием СМИ и современных информационных техноло-гий. Указанные кампании организованы в целях информирования общества о ситуации на рынке труда и перспективных потребностях экономики в кадрах, повышения профессиональной ориентированности молодежи. В этой связи проводятся серии конкурсов "Профессионал года", на-правленных на повышение престижа рабочих профессий и стимулирование роста профессионализма работников, возрождение соревнований за достиже-ние высоких показателей в труде. 4. Повышение территориальной мобильности рабочей силы. Необхо-димо, по возможности, устранить экономические ограничения, сдерживаю-щие перемещение российских граждан по территории страны в целях осуще-ствления трудовой деятельности (иногородних работников) и снижающие эффективность использования иностранной рабочей силы. Меры по расширению доступа граждан к рынку жилья и развитию ипо-течного кредитования решаются в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". В целях создания благоприятных условий для привлечения рабочей си-лы в регионы, испытывающие нехватку трудовых ресурсов, необходимо расширить доступ граждан к рынку жилья. Для этого в первую очередь по-требуется: • использовать возможности ипотечного кредитования для повышения территориальной мобильности квалифицированных трудовых ресур-сов; • развивать региональные жилищные программы с участием работодате-лей, ориентированные на конкретный круг трудовых мигрантов и воз-можности их обустройства. После внесения в трудовое законодательство необходимых изменений, регламентирующих использование "заемного труда", станет возможным применение принципиально новых технологий при оказании содействия ино-городним работникам и трудовым иммигрантам в поиске работы, а работода-телям - в подборе персонала. При этом необходимо решение наиболее актуальных проблем, возни-кающих при перемещении работников по стране. К ним, прежде всего, отно-сятся регистрация по месту временного пребывания, обеспечение временным жильем, легализация трудовой деятельности и защита трудовых прав, доступ к объектам социальной сферы. Необходимо расширить содействие безработным гражданам и членам их семей в переезде в трудонедостаточные регионы в целях трудоустройства, в том числе в сельскую местность, осуществлять профессиональное обучение по востребованным на рынке труда профессиям. В этой связи планируется пересмотреть перечень возмещаемых затрат и размеры оказания финансовой помощи переселяющимся семьям. В целях повышения гибкости рынка труда государство будет способст-вовать развитию конкуренции в области оказания услуг по содействию заня-тости населения. Необходимо обеспечить координацию деятельности государственных органов службы занятости и негосударственных организаций, оказывающих услуги по содействию занятости населения, содействовать формированию единого информационного пространства в области занятости населения, ут-верждение стандартов качества оказания услуг по содействию занятости на-селения. 5. Развитие кадрового потенциала. Реализация приоритетных нацио-нальных проектов в области жилищного строительства и сельского хозяйст-ва, государственных инвестиционных проектов потребуют скоординирован-ных действий со стороны государства и бизнеса по решению задачи обеспе-чения новых рабочих мест кадровыми ресурсами. Одними из приоритетных направлений взаимодействия органов исполнительной власти всех уровней с работодателями в целях развития кадрового потенциала являются: • привлечение молодежи к освоению рабочих профессий; • предотвращение потерь квалифицированных кадров; • содействие инициативе по сохранению и развитию кадрового потен-циала предприятий. Одним из направлений взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса может стать привлечение молодежи в учреждения начального про-фессионального образования в целях освоения рабочих профессий и после-дующего трудоустройства на предприятия в регионах, испытывающих не-хватку трудовых ресурсов. Основываясь на договорных принципах, необходимо реализовать ин-тересы всех участников такого сотрудничества: для работодателя - обеспе-чить производство необходимыми рабочими кадрами в достаточном количе-стве и требуемой квалификации; для работника - предоставить возможность получения профессии, дальнейшего трудоустройства, оказать содействие в найме или приобретении жилья; для государства - снизить риск возникнове-ния безработицы, повысить эффективность бюджетных расходов на началь-ное профессиональное образование. Необходимо принятие действенных мер по предотвращению негатив-ных последствий реструктуризации и банкротства предприятий, сопровож-даемых значительным высвобождением рабочей силы. Приоритетным направлением остается содействие занятости работни-ков, высвобождаемых с градообразующих предприятий. В этой связи усилия работодателей должны быть направлены на разра-ботку и осуществление адресных проектов, предполагающих реализацию опережающих мероприятий по содействию занятости высвобождаемых ра-ботников. Указанные проекты могут включать профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации, а также содействие в переезде высвобождаемых работников и членов их семей в другую местность в целях трудоустройства. Расширение компетенции работников путем освоения смежных про-фессий позволит существенно увеличить их конкурентоспособность на рын-ке труда, что особенно важно для трудоустройства граждан, имеющих огра-ничения трудоспособности вследствие приобретенных профессиональных заболеваний, и трудовая деятельность которых в прежних условиях нежела-тельна. Необходимо предусмотреть меры по реализации нормативных право-вых актов по содействию занятости работников, высвобождаемых в связи со структурными изменениями в отдельных секторах. Планируется поддержка и поощрение со стороны государства инициа-тив бизнеса по развитию кадрового потенциала, включая организацию внут-рифирменного обучения и повышения квалификации персонала. Одним из направлений дальнейшего развития частно-государственного партнерства в данной области является интеграция в бизнес-стратегии ком-паний отраслевых и межотраслевых программ подготовки специалистов. В целях стимулирования работодателей к развитию кадрового потен-циала работников через использование рыночных механизмов предполагает-ся проведение добровольной сертификации предприятий по результатам их деятельности по развитию персонала (проведение сертификации "Инвести-ции в человека"). Данная сертификация будет фокусировать внимание вла-дельцев и руководителей бизнеса на наиболее ценном ресурсе любой органи-зации - человеческих ресурсах и оценивать систему их управления, а также способствовать развитию социально-ответственного бизнеса. Добровольная сертификация может проводиться неправительственными или общественны-ми организациями. 6. Оптимизация привлечения иностранной рабочей силы. Регулирова-ние привлечения иностранной рабочей силы в Российской Федерации будет осуществляться с учетом перспективных потребностей экономики в трудо-вых ресурсах и на основе принципа приоритетного использования нацио-нальных кадров. Изменения в миграционном законодательстве, вступившие в силу с 2007 года, существенно упрощают порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы из стран СНГ. Новый механизм квотирования привлечения иностранных работников позволяет учесть профессионально-квалификационную структуру потребности работодателей в рабочей силе. На основе прогноза потребности работодателей в рабочей силе сфор-мирован перечень дефицитных профессий, по которым привлечение ино-странных работников не квотируется. В целях защиты интересов российских граждан на рынке труда еже-годно устанавливается допустимая доля иностранных работников, исполь-зуемых в различных отраслях экономики. Решению проблемы обеспечения трудонедостаточных регионов квали-фицированными трудовыми ресурсами будет способствовать реализация ме-роприятий по привлечению на постоянное место жительства иностранных граждан из числа соотечественников. Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N637, предполагает оказание финансовой помощи для обуст-ройства на новом месте жительства, содействие в трудоустройстве, обеспе-чение доступа к социальной инфраструктуре. Разработка региональных программ по переселению соотечественни-ков осуществляется с учетом ситуации на региональных рынках труда, про-фессионально-квалификационной структуры потребности в рабочей силе, а также возможностей регионов по обустройству соотечественников на осно-вании типовых программ субъектов Российской Федерации по оказанию со-действия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечест-венников, проживающих за рубежом. 7. Стимулирование экономической активности населения. Особая зада-ча государства - содействие интеграции в рынок труда и эффективной заня-тости безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособ-ностью на рынке труда и испытывающих трудности при трудоустройстве. К ним относятся: • инвалиды и женщины, воспитывающие детей-инвалидов; • выпускники общеобразовательных учреждений, не имеющие профес-сии; • потерявшие работу граждане предпенсионного возраста; • граждане, неработающие длительное время, в том числе женщины, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после перерыва, связанного с рождением и воспитанием детей, и др. В отношении указанных категорий безработных граждан органами го-сударственной службы занятости будут осуществляться специальные программы, предусматривающие: • оказание услуг по информированию безработных граждан о ситуации на рынке труда, психологической поддержке, профессиональной ориентации; • профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации по профессиям (специальностям), пользующимся спросом на рынке труда; • организация временных работ и стажировок на предприятиях, оказание материальной поддержки участникам временных работ и стажировок; • содействие в переезде безработных граждан в другую местность в целях трудоустройства. Хроническая (застойная) безработица, проблема которой особенно остро стоит в сельской местности, является одной из важнейших причин потерь кадрового потенциала. Большое влияние на активность безработных граждан при поиске работы оказывает уровень пособия по безработице. Назрела необходимость пересмотра системы социальной поддержки безработных граждан, имея в виду прекращение выполнения пособием по безработице функции государственной социальной помощи и переход на но-вые принципы, стимулирующие безработных к активному поиску работы. 8. Повышение качества рабочих мест. Задача повышения качества ра-бочих мест, в том числе увеличения оплаты и улучшения условий труда, мо-жет быть решена лишь при конструктивном и долгосрочном взаимодействии социальных партнеров. Важнейшими механизмами такого взаимодействия являются отраслевые (межотраслевые) соглашения и соглашения о взаимо-действии и социальном партнерстве. Во главу угла заключаемых отраслевых (межотраслевых) соглашений должны быть поставлены: • перспектива роста заработной платы; • существенное улучшение условий труда; • предоставление "социального пакета" работникам. В основу стратегических планов и программ развития бизнеса должны лечь содержательные отраслевые (межотраслевые) соглашения, устанавли-вающие минимальные социально-трудовые гарантии на уровне, позволяю-щем конкурировать за квалифицированную рабочую силу на российском рынке труда, а также перспективы поэтапного повышения оплаты труда и социальных гарантий. Еще одной перспективной задачей государства, решение которой спо-собствует   росту заработной платы, в том числе в бюджетном секторе, явля-ется обеспечение перехода к отраслевым системам оплаты труда. Отраслевые системы оплаты труда предполагают объединение профес-сий рабочих и должностей служащих в профессионально-квалификационные группы в зависимости от требований к уровню образования и вида деятель-ности. Для каждой профессионально-квалификационной группы установлен гарантированный уровень оплаты труда. В целях создания условий для безопасного труда, снижения производ-ственного травматизма и профессиональной заболеваемости, сокращения на-рушений прав работников в области охраны труда, повышения эффективно-сти мер по предупреждению производственного травматизма и профессио-нальных заболеваний планируется создание современной и эффективной системы мониторинга состояния условий и охраны труда на рабочих местах. Кроме того, необходимо: • повышение эффективности надзорно-контрольной деятельности в об-ласти охраны труда; • создание новых средств индивидуальной и коллективной защиты рабо-тающих, приборов контроля вредных и опасных производственных факторов; • совершенствование системы непрерывного образования в области ох-раны труда (создание региональных центров по обучению и стажиров-ке в сфере охраны труда, мобильных учебных классов, разработка про-грамм дистанционного обучения); • совершенствование информационного обеспечения и пропаганды ох-раны труда (формирование единой автоматизированной системы мони-торинга производственного травматизма и профессиональной заболе-ваемости, содействие в улучшении условий труда для малых предпри-ятий).

Заключение

Функционирование рынка труда зависит от определенной социальной политики, которая возможна только при наличии рынка труда. Рынок труда и социально-политические системы взаимодействуют на разных уровнях: на уровне политики, проводимой центральными и местными органами управле-ния, на уровне деятельности профсоюзов, а также на уровне управления про-мышленными предприятиями. Растущая безработица становится общественным выражением изменений на рынке труда и в производственных отноше-ниях, в то время как социальная политика становится подходящим средством, с помощью которого пытаются уменьшить потери от этих изменений. Эффективность реализации социальной политики любого уровня – федерального, регионального, корпоративного во многом зависит от экономи-ки, бюджетного обеспечения, финансовых ресурсов государства, субъектов Федерации, муниципалитетов, предприятий и т.д. Без достаточных финансо-вых средств сложно говорить об адекватном развитии образования, здраво-охранения, культуры, жилищно-коммунального сектора, рынка труда, обес-печении продуктивной занятости, социальной защиты населения, своевре-менной выплате заработной платы, пенсий, пособий и других источников и механизмов жизнеобеспечения граждан. Многообразие методов регулирования рынка труда формирует два ос-новных типа политики государства на рынке труда – активной и пассивной. Пассивная политика сводится к регистрации ищущих работу, определению размера пособия по безработице, разработке не денежные формы поддержки безработных и их семей. Проведение активной политики дает возможность, улучшая общее со-стояние рынка труда, улучшать и положение каждой отдельной группы насе-ления. В России это особенно актуально по отношению к тем людям, кото-рые оказались незанятыми в результате сокращения объемов производства или полной его ликвидации.

Список литературы  

1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина И.Е. Экономика и социология труда. – М.: Норма, 2012. - 783с.

2. Ананьев А. Новые процессы в занятости населения в условиях перехо-да к рыночной экономике // Вопросы экономики. – 2009. - №5. – С. 13 – 22.

3. Заславский И. О пользе рынка труда // Вопросы экономики. – 2004. - №9. – С. 76 – 88.

4. Зурабов, М.Ю. Предпосылки разработки новой политики в области ре-гулирования рынка труда / М.Ю. Зурабов // Российская газета. – 2007. – 16 февраля. – С.4.

5. Катульский, Е.Д. Основные направления государственной политики на российском рынке труда  / Е.Д. Катульский // Общество и экономика. – 2005.  –  №7-8. - С. 12 - 16.

6. Котляр А. О понятии рынка труда // Вопросы экономики.—1998.—№ 1. — С. 33-35.

7. Социальная политика. Энциклопедия / Под ред. д.э.н., проф. Н.А. Волгина и д.ф.н., проф. Т.С. Сулимовой. – М.: Издательство «Альфа-Пресс». 2006. – 416 с.

8. Шаронов,  А. О некоторых аспектах социальной политики /А.О. Шаронов // Экономист. – 2003. – № 8. - С, 22 - 26.

 

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по теории экономики

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(26.5 KiB, 50 downloads)
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!