Социальная перцепция. Механизмы самопознания и прогнозирования поведения другого (рефлексия, каузальная атрибуция)

Сущность социальной перцепции заключа­ется в образном восприятии человеком себя, других людей и со­циальных явлений окружающего мира. Образ как результат и форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека выступает важнейшим ключевым условием восприятия. По содержанию образ объективен в той мере, в какой он адекватно отражает действительность. Образ существует на уровне чувств (ощущение, восприятие, представление) и на уровне мышления (понятие, суждение, умозаключение).

В более узком смысле социальную перцепцию рас­сматривают как межличностное восприятие: процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой ос­нове его поступков. Социальный перцептивный процесс имеет две стороны: субъективную (субъект восприятия - человек, который воспринимает) и объективную (объект восприятия - человек, ко­торого воспринимают). При взаимодействии и общении социаль­ная перцепция является взаимной. Люди воспринимают, интер­претируют и оценивают друг друга, и верность этой оценки не всегда очевидна.

Выделяют механизмы социальной перцепции - способы, по­средством которых люди интерпретируют, понимают и оценива­ют другого человека. Наиболее распространенными механизмами являются следующие: эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия.

Механизм каузальной атрибуции связан с приписыванием чело­веку причин поведения. У каждого человека возникают свои предположения о том, почему воспринимаемый индивид ведет себя определенным образом. Приписывая другому те или иные причины поведения, наблюдатель делает это либо на основе сход­ства его поведения с каким-либо знакомым ему лицом или извест­ным образом человека, либо на основе анализа собственных мо­тивов, предполагаемых в подобной ситуации. Здесь действует принцип аналогии, подобия с уже знакомым или таким же. Механизм каузальной атрибуции связан с некоторыми аспек­тами самоощущения индивида, который воспринимает и оценива­ет другого. Так, если субъект приписал другому негативные черты и причины их проявления, то он скорее всего будет оценивать се­бя по контрасту как носителя положительных черт.

Воспринимая и интерпретируя окружающий мир и других лю­дей, человек также воспринимает и интерпретирует себя, свои собственные действия и побуждения. Процесс и результат само­восприятия человека в социальном контексте называется социаль­ной рефлексией. Как механизм социальной перцепции социальная рефлексия означает понимание субъектом своих собственных ин­дивидуальных особенностей и того, как они проявляются во внешнем поведении; осознание того, как он воспринимается дру­гими людьми. Взаимодействуя с окружающими, каждый человек видит боль­шое количество реакций людей на него самого. Эти реакции не­однозначны. И все же особенности конкретного человека пред­определяют некоторые особенности реагирования на него окру­жающих. В целом, каждый имеет представление о том, как в ос­новном относятся к нему окружающие люди, на основании чего и складывается часть образа «социального Я».

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!