Социальная ответственность и этика менеджера

16 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Социологические исследования, проведенные в США, свиде­тельствуют, что начинающие бизнесмены, как правило, стремят­ся прежде всего к деньгам, власти, вещам, усматривая смысл жизни в накопительстве. Столь однобокая устремленность вряд ли может способствовать решению социальных проблем и под­рывает сами основы экономики, а следовательно, и коммерче­ской деятельности.

Получение прибыли любой ценой и в короткие сроки стало це­лью для многих отечественных коммерсантов. Об этом, в частно­сти, свидетельствует рост реализации населению недоброкачествен­ных товаров. На страже интересов покупателей стоят законы и соз­даваемые в нашей стране общества защиты прав потребителей. Од­нако юридическую ответственность не следует отождествлять с со­циальной.

Под юридической ответственностью понимается следование за­конам и законодательным нормам, отклонение от которых карается в судебном порядке. Социальная ответственность в отличие от юридической подразумевает добровольное соблюдение моральных и этических норм или добровольный отклик на социальные пробле­мы. Например, отчисление части прибыли организации в благотво­рительные фонды, оказание помощи малоимущим и т.п.

Являясь составной частью общества, предприятие должно не только учитывать моральные нормы общества при определении своих стратегических и тактических целей, но и способствовать укреплению моральных основ общества. Предприятия должны ис­ходить из ответственного поведения, оказывая тем самым под­держку обществу. Высокий уровень социальной ответственности менеджеров создает имидж фирмы и способствует популярности ее марки.

Сердцевиной проблемы социальной ответственности является этика человека. Менеджер, полагающий, что организация должна максимизировать прибыль любой ценой, вряд ли способен высоко ценить альтруизм, стремиться к соблюдению этических норм и быть примером для своих подчиненных.

Этика не только затрагивает проблему социальной ответствен­ности, но и должна рассматриваться в широком спектре поведе­ния руководителей и подчиненных. Более того, с этических пози­ций должны оцениваться и цели и средства, используемые в ме­неджменте. Так, если торговая фирма в погоне за высокой прибы­лью строит свою стратегию на реализации населению дорогостоя­щих импортных товаров сомнительного качества, то она не только нарушает юридические нормы, но и снимает с себя социальную ответственность, демонстрируя неэтичное корпоративное поведе­ние. Внутри такой фирмы, как правило, тоже немало этических дилемм у руководителей и подчиненных.

Американские специалисты в области менеджмента в целях по­вышения этичности поведения рекомендуют создание комитетов по этике, проведение социальных ревизий, обучение этическому пове­дению. Однако, согласно опросу общественного мнения, в США в середине 1980-х годов только 7% американцев считали, что общий этический уровень в стране повысился, а 65% - что он снизился1.

В нашей стране предпринимаются попытки заимствования американской системы ценностей и опыта без должного анализа и корректировки. Однако эти попытки вряд ли могут иметь пер­спективы. Традиционный российский менталитет исключает по­нимание обогащения как главного результата хозяйственно-экономической деятельности. На протяжении десяти веков своей истории русский народ уважительно относился к производительному труду, направленному на удовлетворение человеческих по­требностей, и безоговорочно признавал приоритет за производст­венной сферой, а вторичность сферы обращения и финансово-кредитной политики как средства управления экономикой не вы­зывала сомнения. Традиционно для нашей страны и государст­венное регулирование экономики.

Определенное негативное наследие оставило партийное управ­ление экономикой, ориентированное на выполнение установок господствующей партии и порождавшее протекционизм, коррумпи­рованность и безответственность номенклатурных руководителей. Однако замена этих негативных сторон партийного «управления культом наживы и обогащения вряд ли способна вывесщ из кризи­са нашу экономику.

Центральной фигурой в хозяйственной жизни страны должен стать производитель необходимых товаров и продуктов. Торговля же должна выполнять функции честного посредника между изгото­вителем и потребителем, а не лукавого коммерсанта, наживающего­ся на перепродаже или припрятывающего товар, чтобы сохранить дефицит и напряженность на рынке.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!