Социальная ответственность бизнеса

9 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

В любом государстве политическая и экономическая системы, социальная структура и институциональная среда порождают и обусловливают не только типы хозяйствующих субъектов, но и характер их предпринимательской деятельности, экономическое поведение, взаимоотношения с государством и обществом. Бизнес, представляющий собой подсистему сложной системной триады "государство - общество - экономика", не существует в ней изолированно и не может игнорировать интересы государства и общества, с которыми он взаимодействует. Поэтому бизнес всегда должен соотносить и соразмерять с ними свои собственные интересы, адекватно реагировать на изменения политики, экономической системы и институциональной структуры общества.

В административно-командной системе с централизованным государственным управлением, социально-экономическим развитием зависимость экономики и процессов социального развития от государства всеобъемлюща и исчерпывающа, а роль бизнеса практически несущественна. Так, в СССР и других социалистических странах возможность централизованного государственного управления всей экономикой и развитием общества, обеспечивавшаяся политической системой, общественной собственностью на средства производства и административно-командной системой, рассматривалась как важнейшее преимущество политического строя, соответствующей системы общественных и социально-трудовых взаимоотношений. В такой системе бизнес слабо влиял на развитие экономики и социальные процессы.

В демократическом государстве с социальной рыночной экономикой определяющее значение приобретают не только макроэкономические задачи, но и социальные проблемы, решение которых во многом зависит от характера отношений и взаимодействий между бизнесом и органами государственной власти.

Невозможность формирования, становления и успешного развития социальной рыночной экономики вне конструктивной взаимосвязи бизнеса, органов власти и общества признается многими обществоведами и экономистами. На современном этапе развития России налаживание конструктивных и социально полезных взаимосвязей в каждой из областей: "органы государственной власти - бизнес", "общество - бизнес" и в самом бизнес-сообществе ("бизнес - бизнес") приобрело чрезвычайную актуальность. По существу проблемы цивилизованных отношений и взаимодействий во всей системной триаде "государственная власть - бизнес - общество" предстают сегодня в России не только как имманентные проблемы дальнейшего развития самого бизнеса, но в конечном счете - всей российской экономики и общества в целом.

В современном обществе с рыночной экономикой типы различных взаимодействий бизнеса весьма многообразны и динамичны.

Нами выделены следующие типы взаимодействий бизнеса:

- особществом (отношения и взаимодействия с различными социальными группами, общественными организациями, публичные акции, презентации, благотворительные акции и др.);

- с органами государственной власти;

- с бизнес-структурами.

Выделенные типы взаимодействий подразделяются на:

- партнерские отношения и взаимодействия;

- формально-нейтральные;

- конфронтационные взаимодействия.

В докладе, посвященном анализу отношений и взаимодействий бизнеса и общества, бизнеса и государства, основное внимание уделяется проблеме социальной ответственности бизнеса.

Взаимодействие бизнеса и общества: основные тенденции и социальная ответственность

Основы концепции социальной ответственности бизнеса заложены в конце XIX - начале XX в. Первоначально идея "чувства социальной ответственности" получила распространение в среде американских инженеров, которые, как отмечал американский историк Э. Лейтон, усматривали в демонстрации этого чувства средство повышения социального престижа своей профессии.

В начале XX в. некоторые руководители бизнеса выра-жали уверенность в том, что корпорации обязаны использовать свои ресурсы таким образом, чтобы в выигрыше оказывалось все общество. Так, Джон Д. Рокфеллер пожертвовал более 575 млн долл. и основал благотворительный фонд Рокфеллера, целью которого было "облегчить беды человечества", институт Рокфеллера, занимающийся медицинскими исследованиями и Чикагский университет.

Крупный американский производитель стали Эндрю Карнеги вложил 350 млн долл. в социальные программы и построил более 2000 публичных библиотек. Доктрина капиталистической благотворительности, согласно которой прибыльные организации должны жертвовать из своих средств во благо общества, подробно рассмотрена Э. Карнеги в работе "Евангелие процветания", опубликованной в 1900 г.

Со временем "чувство социальной ответственности", реализованное на практике первыми капиталистическими благотворительными акциями, получило признание, сформировалось более отчетливо и стало основой концепции социальной ответственности бизнеса.

Сторонниками и активными пропагандистами данной концепции были известные бизнесмены: президент компании "Дженерал электрик" Дж. Своуп, председатель совета директоров той же компании О. Янг, президент компании "Амери-кэн телефон энд телеграф" У. Джиффорд и ряд других.

Благотворительность и социальная ответственность предпринимателей в России - понятие и старое, и молодое. Социальная ответственность, благотворительность и меценатство российских предпринимателей исторически связаны и устойчиво ассоциируются с фамилиями купцов Третьяковых, промышленников Саввы Тимофеевича Морозова (1862-1905), Михаила Абрамовича Морозова (1870-1903) и ряда других.

Сергей Владимирович Третьяков (1834-1892) - известный деятель московского городского самоуправления, городской голова. Собрал значительную коллекцию произведений западноевропейской живописи, был избран членом Московского художественного общества, Русского музыкального общества. Свое художественное собрание завещал Москве (ныне его коллекция разделена между Эрмитажем и Музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).

Русские промышленники Бахрушины были выходцами из купцов г. Зарайска (ныне Московская обл.). Родоначальником династии промышленников Бахрушиных был Алексей Федорович Бахрушин (1800-1848), основавший в Москве 1834 г. кожевенную фабрику. Его сыновья и внуки, расширяя предприятия и вводя технические новшества, стали крупнейшими производителями кожи в России. В 1864 г. Бахрушины построили еще и суконную фабрику в Москве. Бахрушины занимали руководящее положение в московских банках (в старейшем Московском купеческом банке, в Московском учетном банке) и в попечительских советах ряда промышленных предприятий.

Они получили общероссийскую известность как выдающиеся коллекционеры, меценаты, деятели культуры и благотворители; регулярно выделяли средства из своих доходов на поддержку многих культурных и общественных начинаний.

Алексей Петрович Бахрушин (1853-1904) - библиофил и собиратель произведений искусства, завещавший в 1901 г. свои коллекции (почти 25 тыс. книг, рисунков, картин, изделий из бронзы, собрание миниатюр, табакерок и пр.) Историческому музею. По завещанию А. П Бахрушина вся его коллекция поступила в Исторический музей. В музее было создано два зала имени А. П. Бахрушина - дань признательности собирателю русской старины.

Алексей Александрович Бахрушин (1855-1929) основал в Москве в 1894 г. первый в России "Литературно-театральный музей Алексея Бахрушина в Москве", который 25 ноября 1913 г. передал Императорской Академии наук. В 1918 г. музей получил название "Театральный музей имени А. А. Бахрушина" в честь его основателя, а Бахрушин был назначен пожизненным директором музея. В настоящее время - Государственный Центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина.

Заслуги братьев Александра, Василия и Петра Бахрушиных в благотворительности были столь велики и общепризнанны, что в 1901 г. они удостоились очень весомой награды - звания "почетных граждан города Москвы".

Накануне революции, в 1916 г., по сведениям доступных нам источников, сумма благотворительных пожертвований династии Бахрушиных составила около 3,4 млн руб.1.

Не задаваясь целью исчерпывающего и подробного описания российских предпринимателей - благотворителей и меценатов, отметим, что в отличие от американских и европейских бизнесменов в основе социальной ответственности и благотворительности российских дореволюционных предпринимателей лежали высокие чувства гражданской ответственности, искреннее, а не рекламно-коммерческое, стремление к добру и красоте.

Окончательно концепция социальной ответственности бизнеса утвердилась в 30-х гг. прошлого века.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!