Социальная деятельность органов городского самоуправления. Народное образование

В историческом опыте социальной работы в России зна­чительный интерес представляет деятельность органов го­родского самоуправления на тяжелой в российских усло­виях ниве общественного призрения. За почти пятидесяти­летний период своего существования городские думы и уп­равы подняли и во многом освоили до того практически нетронутый пласт городской жизни в виде многоликой со­циальной сферы, на которую в годы крепостного строя у государственной бюрократической администрации никогда не хватало необходимого внимания.

По существу городские органы самоуправления, опи­равшиеся на самодеятельность широких слоев населения, открыли в городе новую отрасль социального управления, задачи которой были не в состоянии решить официальные власти. Своей целенаправленной и разносторонней деятель­ностью городские самоуправленческие органы добились за­метных положительных результатов в области социально­го обслуживания горожан, в том числе в организации бла­гоустройства и быта, народного образования, здравоохра­нения, культуры. Практика социальной работы городских дум и управ весьма богата и поучительна.

В многогранной социальной деятельности городских дум видное место занимали меры по развитию народного обра­зования. Пользуясь правом распространения грамотности, городские думы для управления образовательной работой создавали специальные комиссии, комитеты или отделы по просвещению. На заседаниях дум избирались попечители и попечительницы школ, училищ, воспитательных учрежде­ний, которые открывались по инициативе городского са­моуправления.

С годами под опекой городского самоуправления скла­дывалась все более широкая и разнообразная сеть учебных и воспитательных заведений, которая включала в себя дош­кольные учреждения, дневные, воскресные, вечерние школы, различного рода профессиональные курсы и др. В 1898 г. на содержании городских обществ России находи­лось 983 учебно-воспитательных заведения только закры­того типа, в которых училось около 100 тыс. детей. Расхо­ды на учебные заведения составляли значительную часть бюджета.

Главное внимание самоуправленческих органов было сосредоточено на развитии начального образования. В 1914 г. в России насчиты­валось 106 тыс. общеобразовательных школ всех видов с численностью учащихся 9656 тыс. человек, из которых свы­ше 90% составляли учащиеся начальных школ. При этом более 40 тыс. школ принадлежало общественной образова­тельной системе, содержавшейся за счет городских и земс­ких органов самоуправления, благотворительных обществ и частных пожертвователей, что позволяет представить достаточно полно реальный вклад общественности в дело народного образования. В ряде городов выборные думы и управы даже пытались сделать начальное образование все­общим.

Городские самоуправления приняли участие в ожив­ление воскресной формы школьного общеобразовательно­го обучения, развитие которой было прервано в 60-е гг. по требованию III Отделения Собственной Е.И.В. канцеля­рии. Общественные комиссии и советы по образованию при городских управах принимали меры по финансированию воскресных школ, их обеспечению учительскими кадрами. Вместе с земскими органами институты городского самоуп­равления сумели придать воскресному школьному образо­ванию "второе дыхание". За 10—15 лет организаторской и учебно-методической работы с 1890 по 1905 г. они открыли около 800 воскресных школ, пропустивших через свои клас­сы многие тысячи представителей низов и сыгравших осо­бенно большую роль в распространении грамотности среди рабочих и крестьян.

Учитывая огромное стремление широких сло­ев населения к знаниям и пользуясь правом учреждении учебных заведений, городские и земские управы с помо­щью прогрессивно настроенных промышленников и других деловых людей открывали всесословные средние реальные училища. В 90-е гг. органы городского и земского самоуп­равления вместе с общественными и частными благотвори­телями несли большую часть расходов по содержанию сред­них школ (почти 60%). Следует отметить, что учебные за­ведения типа реальных училищ функционировали в это время главным образом благодаря постоянной поддержке городской и земской либеральной общественности.

Усилиями либеральных кругов, особенно таких их пред­ставителей, как Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, И. С. Тур­генев, при непосредственном участии органов самоуправле­ния в 60—70-е гг. в Петербурге и Москве, а затем и в других городах активно открывались женские средние общеобра­зовательные училища. Они входили в сеть заведений "Ве­домства учреждений императрицы Марии". Активное обще­ственное движение в пользу женского образования привело к созданию на рубеже 60—70 гг. высших женских курсов. В 1878 г. в Петербурге начали действовать первые высшие женские курсы. Позднее такие курсы были открыты в Москве и ряде других городов.

Городские органы самоуправления содействовали рас­пространению различных форм внешкольного образования, поддерживали деятельность просветительских организаций. При прямой поддержке Московской городской думы широ­кую просветительскую работу развернули Московский ко­митет грамотности, общество распространения полезных книг в Москве, а также Политехнический, Промышленный, Исторический музеи.

Комиссии по просвещению при Петербургской и Мос­ковской городских думах в 80—90-е гг. участвовали в раз­вертывании книгоиздательского дела, в том числе в орга­низации издательств либерального направления Ф. Ф. Пав-ленкова.

Большой заслугой, в частности, Ф. Ф. Павленкова, явилось издание двух популярных серий "Жизнь замечательных людей" (180 книг) и "Научно-популярной библиотеки для народа" (40 книг), ставших известными ши­роким читательским массам. Значительным спросом чита­телей из низов пользовались книги "Дешевой библиотеки", выпускавшиеся типографиями А. С. Суворина.

Городские и земские органы самоуправления вместе с благотворительными обществами и меценатами были созда­телями таких культурных очагов, как библиотеки откры­того типа. В 1914 г. в городах и городских поселках дей­ствовало 3 тыс. массовых библиотек с книжным фондом 5 млн экземпляров. Наряду с этим при общеобразователь­ных школах и детских домах было создано 59 тыс. библио­тек, в которых имелось 22 млн книг и журналов. Предметом попечения городских дум управ являлось развитие сети клубных учреждений. На начало 1914 г. России функциони­ровало 237 клубных учреждений (народных домов), в том числе в городах — 145 народных домов.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!