Социализация личности

10 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Социализация личности — процесс освоения социальных ролей, знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения. Социализация осуществляется на протяжении всей жизни человека. Если человеком рождаются, то личностью становятся. Во взаимодействии с социальной средой человек становится личностью. В процессе социализации происходит усвоение социального опыта других людей, становление, формирование, развитиеисаморазвитиеличности.С.л.осуществляетсяв деятельности, общении, познании. Благодаря социализации личность включается в социальные группы, социальные общности, общество, изменяет свои социальные статусы и роли.

Социализацию личности изучают в таких научных дисциплинах, как социология, психология, социальная психология, педагогика, социобиология. Значительный вклад в разработку теории С.л. внесли социологи и психологи: Г. Блумер (1900—1987), Ч. Кули (1864-1929), Д. Мид (1863-1931), Ж. Пиаже (1896-1980), 3. Фрейд (1856— 1939), Э. Эриксон (1902-1994) и другие ученые.

С.л. включает социальную адаптацию — приспособление к социальной среде, воспитание — целенаправленное воздействие на приобретение качеств и навыков поведения, обучение — передачу и получение знаний, интериоризацию — формирование внутреннего мира личности за счет усвоения норм и ценностей.

Основные этапы С.л.: первичная социализация и вторичная социализация. Существует два основных подхода в их понимании. Сторонники первого подхода связывают первичную и вторичную социализацию с формальными и неформальными агентами и институтами. Первичная социализация протекает под влиянием и контролем неформальных агентов. На вторичную социализацию влияют нормы и ценности формальных агентов и институтов.

Сторонники другого подхода относят первичную (начальную, раннюю) социализацию к первой половине жизни человека, двум основным его жизненным циклам — детству и юности. В основе социализации детей находятся такие психологические механизмы, как имитация, идентификация, стыд и вина. Имитация означает стремление ребенка копировать поведение взрослых людей — родителей, воспитателей, учителей, которые служат для него образцами. Идентификация — процесс усвоения детьми жизненной позиции взрослых людей. Стыд и вина подавляют определенное поведение или запрещают его.

Вторичная (зрелая) социализация присуща второй половине жизни человека, двум основным его жизненным циклам — зрелости и старости. В процессе вторичной социализации взрослых людей происходит уточнение, пересмотр, отказ от прежних, ранее приобретенных ролей, норм, ценностей, установок, образцов поведения или они приобретают их заново. Эти две взаимосвязанные стороны вторичной С.л. называют десоциализацией и ресоциализацией. Десоциализация означает отучение, отказ от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения. Обучение новым ценностям, нормам, ролям, правилам поведения является ресоциализацией, например, при переходе в состав неработающих пенсионеров. В связи с признанием трудовой деятельности в качестве главного показателя зрелости личности в С.л. иногда выделяют три этапа — дотрудовая, трудовая и послетрудовая социализация.

На С.л. влияют агенты и институты. Агентами социализации выступают люди, ответственные за освоение социальных ролей, норм, ценностей, правил поведения. При первичной социализации на личность воздействует ее ближайшее окружение. Агентами первичной социализации являются родители, бабушки и дедушки, братья и сестры, дальние родственники, учителя, друзья и ровесники, коллеги. К агентам вторичной социализации относятся представители администрации образовательных учреждений, предприятия, армии, церкви, органов государственной власти и местного самоуправления. К институтам социализации относятся социальные институты, организации, общности, группы, которые оказывают опосредованное влияние на личность. Это могут быть государство, церковь, армия, средства массовой информации, классы, социально-территориальные и этнические общности, профессиональные группы.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!