Социализация личности и ее основные этапы

2 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Первым употребил термин «социализация» французский социальный психолог Г.Тард, попытавшийся дать развернутую ее характеристику. Основу его теории составил принцип подражания, а отношение «учитель - ученик», воспроизводящееся на различных уровнях, провозгласил типовым социальным отношением. Само подражание он возводил как к психологическим (желаниям, биологическим потребностям), так и к социальным факторам (престижу, повиновению и практической выгоде). В работе «Законы подражания» он обозначил социализацию  как  включение  индивида  в  нацию,  народ,  достижение сходства в языке, образовании, воспитании с другими индивидами, составляющими общество.

Другой видный представитель научной мыли XIX века Ф. Гиддингс термин «социализация» применил для раскрытия процесса «развития социальной природы человека».

Э.Дюркгейм термин "социализация" применил для обозначения различия предмета "науки о воспитании" (специфической теории дюркгеймовской социологии) от предмета собственно педагогической науки. Он связывал его с понятием «воспитание» и рассматривал как социально важный процесс введения молодого поколения, «асоциального к моменту рождения», в сферу «социальной жизни». Дюркгеймовское определение социализации считается социологическим, поскольку оно автоматически акцентирует внимание на проблемах социальной адаптации, культурной ассимиляции индивидов и рассматривает личность как продукт социально-культурного влияния.

Понятие "социализация" стало широко применяться на Западе уже с 30-х годов прошлого века, в связи с повышением интереса к отношениям "человек-культура", с началом систематического исследования противоречий между практикой детского воспитания и требованиями общества. К нему стали обращаться в социальной философии, социологии, социальной психологии для объяснения поведения в тех или иных ситуациях не только детей, но и взрослых представителей различных социальных групп. Поэтому говорить о социализации только лишь применительно к молодежи вообще-то не совсем правомерно, поскольку это означает сознательное ограничение феномена социализации, замыкание его на определенную (наиболее часто - возрастную) группу.

Структурный          функционализм     исходит     из     объективного надиндивидуального объяснения общества, существующего над отдельными индивидами. Социальная структура и система не выводятся и не могут объясняться субъективными желаниями и мыслями индивидов. Индивид детерминирован внешними обстоятельствами. Его действия и поступки детерминируются внешними факторами. Согласно Т.Парсонсу социализация - это освоение индивидом социального опыта, сконцентрированного в ролевых ожиданиях и, как бы противостоящего отдельному индивиду. В качестве познавательных механизмов социализации выступают подражание (имитация) и психическая идентификация, которые опираются на чувства уважения и любви. Для того, чтобы личность могла установить идентификацию с другим человеком, необходимо, чтобы последний имел определенную установку к социализируемой личности и установил с ней определенные отношения. Эти отношения могут выражаться в таких действиях, как советы и указания учителей и родителей. Интериоризируя эти указания, социализируемая личность приобретает индивидуальную нравственность.

Все механизмы, согласно Т. Парсонсу, с помощью которых осуществляется социализация личности, участвуют также в процессе ее адаптации на всех этапах ее развития. Культура предстает в качестве медиатора между личностью и социальной системой. Именно в сфере культуры происходят процессы, оказывающие на социализацию решающее влияние. Органы социализации, по его мнению, включая семью и институты, выполняют функцию воспроизводства социальной структуры[1]. Т. Парсонс считал, что все происходящее в семье - больше, чем просто этап или форма социализации, т.к. ребенок именно здесь впитывает и осваивает общепринятые ценности и нормы, которые становятся частью его личности. Они способствуют утверждению в обществе разделяемых всеми ключевых убеждений, а процесс социализации служит для того, чтобы найти общий язык на понятия, которые объединяют общество, помогают решать возникающие конфликты[2].

Любая социализация в ролях, даже если это половые или возрастные роли, влечет за собой появление у социализируемого чувства неполноценности, т.к. его исполнение роли неизбежно подвергается оценке сначала со стороны социализатора, а, в конечном счете, и собственной самооценке. Сформулированная им концепция социализации уточняется и развивается. Основу всей его теории социализации составляет концепция интернализации. Он считал, что интернализация «есть свойство структуры личности как системы»[3]. Главной проблемой предстает такая интернализация, которая способствует легитимизации существующей системы. Т.Парсонс в истории общества обнаружил только два типа легитимизации. Первая - и исторически, и по значимости - это религиозная. Вторая - по типу американской конституции.

Другой не менее яркий представитель структурного функционализма Р.Мертон полагал, что личность, начиная с ранних этапов социализации, усиленно акцентирует все внимание на богатстве и престиже. Эти цели, в его представлении, приобрели в американском обществе в высшей степени символическое значение, поскольку «система культурных ценностей превозносит, фактически превыше всего, определенные символы успеха, общие для населения в целом»[4].

Значимость социализации в создании возможностей социального взаимодействия, обеспечения сохранности общества в ходе смены поколений также подчеркивает известный американский социолог Н.Смелзер. Он определяет социализацию в русле ролевой концепции как процесс «накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям»[5].

Обобщая основные тенденции понятия «социализация» в социологии США, известный французский социолог, специалист по проблеме социализации, Шомбар де Лов, отметил следующее: «Для американцев, которые подвержены сильному влиянию культурной антропологии, социализация часто соответствует тому процессу «познания», посредством которого ребенок превращается в хорошо приспособленного члена общества, к которому он принадлежит»[6].

В целом в рамках ролевой теории в самом широком смысле можно социализацию рассматривать как все усвоенное, выученное и воспринятое, помогающее индивиду осуществлять свои ролевые ожидания. В узкой трактовке социализация понимается как процесс усвоения и присвоения основополагающих ценностей социума и норм той культуры, в которой он живет. Если в западной социологии в целом социализация представляется как адаптация, то в отечественные социологии подчеркивают в ней активное начало субъекта, его саморазвитие.

В отечественной дореволюционной научной мысли социальные проблемы личности рассматривались Е.В. де Роберти, С.Н.Булгаковым, Н.Я.Данилевским, Н.И.Кареевым, Н.К.Михайловским, П.А.Сорокиным и др.

Вследствие глубоких социально-политических и идеологических изменений теоретические исследования в области социальных аспектов становления личности после первого десятилетия (после 1917) года были приостановлены. Хотя в 1920-е годы проблемы социализации личности продолжали отражаться в советской прикладной педагогике.

В 1950-60-е годы среди советских социальных психологов и социологов было распространено представление о социализации как усвоении индивидом социального опыта, в ходе которого происходит формирование конкретной личности. Социализация трактовалась как приобщение индивида к ценностям общества, класса и включение его в систему общественных отношений класса, общества. Подобный подход объяснял процесс становления личности детерминированной внешними факторами. Вне поля зрения оставалась активная деятельность индивида. В более поздних работах данное понятие воспринималось в виде интегрирующего двустороннего процесса взаимодействия индивида и общества, в котором обе стороны являются активными сторонами. Тем самым, основу содержания составляло понимание ее как диалектического процесса, выражающего противоречивое единство индивида и общества, результатом разрешения которого является конкретно-историческая форма социализации личности.

Основные концептуальные социологические подходы в анализе проблем личностного развития оформлялись в работах Б.Г.Ананьева, М.М.Бахтина, И.С.Кона, А.Н.Леонтьева, М.Н.Руткевича, В.А.Ядова и др.

В 1980-е годы в отечественной литературе начинает утверждаться позиция рассмотрения социализации как процесса двустороннего взаимодействия, включающего наряду с освоением индивидом социальных норм и принятием социальных ролей его самореализацию.

В целом, обобщая сложившиеся в научной литературе понятия социализации, можно выделить следующие основные подходы. В первом случае социум детерминирован совокупностью индивидуальных жизненных программ. Во второй трактовке предполагается априорно самостоятельная личность, готовая по тем или иным причинам принять предложенные образцы поведения. В третьем - индивидуальность приспосабливается к внешним условиям, сохраняя изначально заданные сущностные параметры. В четвертом - индивид полностью подчинен социуму, создающему его по заданному прототипу.

Следует отметить, что социализация по своей значимости относится к наиболее институциализированным явлениям, подвергающимся интенсивным попыткам регулирования. Ее содержание и формы на различных этапах социального развития подвергались достаточно значимым внешним воздействиям. В самом широком восприятии она представляется как процесс усвоения и развития индивидом социально-культурного опыта.

Социализация предстает как двуединый процесс экстернализации и интернализации. Личность экстернализирует себя в обществе, т.е. открывает себя для общества, активно включается в его динамику. Понятие - "интернализация" означает перевод объективных структур социального мира в субъективное личностное состояние. В книге Питера Бергера и Томаса Лукмана "Социальное конструирование реальности" процесс интернализации характеризуется как феномен первичной социализации.

Первичная социализация дает фундаментальный социальный опыт. Осваивая свой первичный социальный мир (прежде всего родителей, вообще близких людей), мы идентифицируем себя с этим миром первичной социализации. Для ребенка его мир - это вообще единственный мир, кроме которого нет ничего другого. Первичная социализация личности рано или поздно завершается. Ее результат - способность личности усвоить понятие обобщенного другого. Вообще другой - это образ общества в сознании личности. Как только индивид усваивает принципиальное различие между собственным «Я» и внешним миром, он становится    способным    выделять    различные    по    качеству    области социального мира. Далее происходит уже вторичная социализация - каждое новое вхождение индивида в различные сферы объективного мира общества.

На протяжении всей своей жизни личность переживает несколько относительно обособленных периодов социализации. Социализация -процесс не монотонный, а качественно дифференцированный. Любое вхождение личности в социум - это каждый раз обретение качественно нового социального опыта, усвоение иного специфически-ролевого знания, понимание специфики особого вида отношений и т.п. Из каждого такого этапа социализации личность выходит, обретая принципиально новую для себя социальную определенность. Особенно важны изменения, происходящие в сознании личности. Объективно личность входит в новое социальное поле, субъективно же она усваивает новый взгляд на мир. Индивид всегда встречает определенную институционализированную программу поведения, некоторый социально-структурный порядок. Сможет личность «вписаться» , в порядок институционализации -социализация будет «успешной».

Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй. Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни индивида, когда повзрослевший человек сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т. д.

В социализации выделяют две фазы - социальную адаптацию и интериоризацию. Первая фаза означает приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, к социальным группам и социальным организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Вторая фаза - интериоризация - это процесс перевода социальных норм и ценностей во внутренний мир человека.

Социальная адаптация представляет собой вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в процессе которой согласовываются требования и ожидания его участников. Разрабатывая свою концепцию социализации личности, Р.Мертон предложил исходить из социальной адаптации индивида к существующим в обществе культурным нормам и ценностям.

В научной литературе выделяются следующие уровни социальной адаптации:         .

- целенаправленный конформизм, когда приспосабливающийся индивид знает, как ему действовать, как вести себя, но соглашаясь с требованиями социальной среды, продолжает придерживаться своей системы ценностей;

-взаимная терпимость, при которой взаимодействующие субъекты проявляют взаимную снисходительность к ценностям и формам поведения друг друга;

- аккомодация,     как     наиболее     распространенная     форма социальной   адаптации,   которая   возникает   на   основе   терпимости   и проявляется во взаимных уступках, что означает признание человеком ценностей   социальной   среды и признание   средой   индивидуальных характеристик человека;

- ассимиляция   или   полное   приспособление,   когда   человек полностью   отказывается   от   своих   прежних   ценностей   и   принимает систему ценностей новой среды.

В зависимости от различных оснований и критериев различаются добровольная и вынужденная, «позитивная» и «негативная», микро- и макроадаптация и иные виды и формы адаптации. Механизм адаптации включает в себя разновидности и формы, этапы, стадии и уровни, предпосылки, источники и стимулы и т.д.

Социальная адаптация представляет собой такой процесс взаимодействия и взаимного приспособления индивида и социальной среды, в результате которой создаются не только условия для удовлетворения личностью своих потребностей и целей, но и для прогрессивного изменения самой адаптирующей среды. Критерием адаптированности принято выделять состояние общественных настроений, ощущение достигнутой свободы индивидом (группой) и т.д.

Наиболее перспективный подход к определению структуры социализации личности состоит в анализе ее в двух аспектах: статическом и динамическом. Соответственно можно условно выделять статическую и динамическую структуру социализации.

Динамическую структуру социализации личности, рассматриваемую как структуру взаимодействия личности и общества, можно представить в форме (1) социальной адаптации, (2) воспитания личности и (3) образования личности. Первая форма представляет собой реальный процесс включения в систему социальной структуры общества и выступает чисто активной формой социализации. Вторая и третья формы составляют содержание процесса социализации, представляющие собой восприятие индивидом общественных норм и ценностей, интериоризацию им социального опыта. Следует отметить, ценностная сторона, выступая вторичной, является определяющей в процессе становления и формирования личности.

Элементами структуры являются устойчивые, относительно константные образования. При этом не учитывается различная степень их собственной внутренней изменчивости. К ним следует отнести, прежде всего, личность и общество, а также те социальные образования, которые способствуют   процессу   их   взаимодействия.   В   качестве   социальных образований,   способствующих   процессу   взаимодействия   личности   и общества, выступают институты социализации.

Важнейшим институтом раннего детства является семья. В ней происходит формирование основных черт будущего общественного поведения индивида. Автор концепции конфликта поколений Дж. Колеман считает, что если в прошлом семья готовила молодого человека к вступлению в общество, то в современных условиях она уже не может более осуществлять эту функцию. Родители не способны понять те огромные перемены, которые произошли в обществе со времени их собственной молодости и поэтому не могут поставить себя на место своих собственных детей, а поскольку молодые люди имеют, как правило, более высокое образование, то у них на самом деле мало общего с их родителями.

Механизм приобретения, изменения и утраты индивидом тех или иных социальных качеств неразрывно связан с функционированием различных социальных институтов, организующих совместную деятель­ность людей. Социализация индивидов выступает как неотъемлемый результат их существования. К социальным институтам относятся, прежде всего, семья, школа и трудовой коллектив.

Среди них особое место занимает трудовой коллектив. Обычно выделяют несколько моментов, связанных с этим. Во-первых, трудовой коллектив наделяет своего члена наиболее значимыми социальными свойствами, отражающими его место в системе общественного разделения труда. Во-вторых, приобретение многих политических и культурно-бытовых свойств человека зависит от его места в сфере производства. В-третьих, именно трудовой коллектив, в той или иной форме оценивающий способности и иные качества своего члена, наделяет его левыми социальными свойствами.

Расширение и углубление социализации индивида происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и самосознания. Определяющим началом в раскрытии механизма взаимоотношения индивида и общества выступает проблема социального контроля. Под социальным контролем понимается способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающей упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного (в том числе и правового) регулирования. Социальные отношения между индивидами и обществом складываются в условиях социального контроля. Однако здесь не простое отношение субъекта к объекту, не однолинейный процесс "воздействия" общества на личность, но всегда процесс активного взаимодействия этих, хотя и взаимосвязанных, но различных по характеру элементов.

В статической структуре социализации отражены определенные общественные отношения, которые формируют человека как личность. Статическая   структура   социализации   личности   позволяет   конкретно исторически подойти к анализу относительно устойчивых элементов данного процесса на определенном этапе развития общества. Однако, как уже было замечено, все вышеперечисленные элементы статической структуры не являются раз и навсегда данными, неизменными, лишенными определенных изменений, развития. Поэтому анализ основных элементов статической структуры социализации личности в их движении, изменении и взаимодействии позволяет перейти к исследованию динамической структуры этого процесса.

Динамическая структура социализации личности основывается на признании изменчивости тех элементов, которые образуют статическую структуру данного процесса, основной акцент при этом делается на связях и корреляциях тех или иных элементов друг с другом.

В западной социологии социализация личности рассматривается преимущественно как объект внешнего воздействия к социальному обучению, а нормативно-ценностная система выступает как автономная по отношению к личности и др. Так, у Дж.Смелзера в социализации действуют три фактора: ожидание, изменение поведения и стремление соответствовать этим ожиданиям. Основу концепции Дж.Мида составило положение, что необходимой стороной взаимопонимания и согласованного социального взаимодействия является способность человека, закладывающаяся еще в детском возрасте, принимать на себя роли других людей. Он выделил три стадии исполнения ребенком взрослых ролей: подготовительная (имитация поведения взрослых без понимания); игровая (при понимании поведения людей, но исполнение роли еще не устойчиво) и заключительная (поведение устойчивое, целенаправленное, при способности перенимать роли других людей).

В советской научной литературе динамика процесса социализации личности представлялась через последовательность и стадиальность его протекания. Соответственно было принято выделять четыре стадии социализации: раннюю (от рождения до поступления в школу); обучения (с поступлением в школу до окончания очных форм общего и специального образования); социальной зрелости (период трудовой и общественно-политической активности); завершения жизненного цикла (с момента прекращения постоянной трудовой деятельности в рамках официальной организации).

Долгое время было принято исходить при определении стадий социализации из того, что она наиболее эффективно реализуется в трудовой деятельности. Поэтому, выделялись, в зависимости от включения в трудовую деятельность индивида, следующие этапы социализации:

- дотрудовой, охватывающий весь период жизни до начала трудовой деятельности. Этот период распадался на два: ранняя социализация (до школы) и юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, высшем учебном заведении;

- трудовая стадия, распространяющаяся на период зрелости человека;

- послетрудовая,    наступающая    в    пожилом    возрасте    в связи    с прекращением трудовой деятельности.

Принято выделять первичную социализацию, охватывающую период детства, вторичную, занимающую более длительный период времени, включающую в себя зрелый и преклонный возраст. Следует отметить, что попытка расчленить во времени процесс вхождения человека в социальную структуру, систему межличностных отношений, с одной стороны, и процесс внутреннего обогащения развития и самоутверждения личности, с другой, не представляется достаточно обоснованной. В действительности все эти процессы происходят более или менее единовременно, т.к. представляют собой не отдельные существующие друг от друга явления, а лишь различные стороны одного и того же процесса социализации человека.

Сторонники деятельностного подхода считают, что основанием для выделения этапов социализации личности должны заключаться не только в характеристиках отдельного индивида, его возрастных изменений, и не столько в обществе, а деятельности. Человек становится личностью и приобретает социальные качества только в процессе предметно-практической деятельности. Поэтому каждый этап социализации личности должен характеризоваться определенным видом деятельности.

Следовательно, следует различать внутреннюю и внешнюю социализацию. Первая форма связана непосредственно с активностью самой личности. Вторая - «внешняя» - обусловливается деятельностью общества по «производству человека». Основными элементами предстают объектно-субъектные отношения, формы их взаимодействия: адаптация, воспитание, обучение, образование и т.д., то есть процессы, которые осуществляют связь, корреляцию элементов статической структуры.

В процессе социализации молодого поколения важнейшим периодом является фаза начала трудовой деятельности или профессиональной подготовки к ней, поскольку именно на этом этапе происходит формирование самосознания, социального сознания и ценностных установок. Именно здесь определяется траектория личностного развития последующего развития личности. Для этого этапа свойственна большая роль воспитательного воздействия. Поэтому не случайно социализация, протекающая на первых этапах, имеет ярко выраженный воспитательный характер. Вузовский этап социализации отличается содержанием большой доли воспитательного воздействия на личность. В учебных заведениях МВД России воспитательный процесс представляет собой комплекс целенаправленных мероприятий по воздействию на курсанта и слушателя с целью формирования определенных качеств личности сотрудника ОВД.

Ресоциализация - усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних,   недостаточно   усвоенных   или   устаревших.   Ресоциализация охватывает многие виды деятельности - от занятии по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки работников. Английский ученый З.Бауман утверждает, что понятие вторичной социализации используется для того, чтобы отличать трансформации личности в более поздний период от процесса усвоения им элементарных социальных навыков в детстве. В данном случае имеются в виду ситуации, когда индивид обнаруживает и тяжело переживает недостаточность или неадекватность первичной социализации в изменившихся условиях. К примеру, человек, эмигрировав в другую страну, переехав из села в большой город и оказавшись в местах лишения свободы, вынужден приспосабливаться к доминирующим нормам и правилам поведения. Считается, что в таких случаях радикальные изменения могут быть причиной сильного беспокойства, нервных потрясений и даже психических заболеваний[7].

Проблематика ресоциализации возникла как ни странно не в связи с молодежными проблемами, а необходимостью вовлечения взрослого поколения в новые социальные реалии, вызванные наступлением научно-технического прогресса. Сложные социо-технические трансформации вызывали у социализированных и сформировавшихся людей своеобразную «ломку» как в прямом, так и переносном смысле. В индустриально развитых странах, когда проблемы трансформации приняли значимые социальные масштабы, стали в общенациональном масштабе принимать программы по решению проблем ресоциализации. В данном ключе можно с полной уверенностью утверждать, что в условиях современного российского общества происходит полная ресоциализация всего населения. Проблема социализации, которая практически всегда рассматривалась только применительно к молодежи, сегодня уже встала как проблема всеобъемлющей социализации.

Для характеристики внутренней и внешней сторон процесса социализации используется понятие механизм социализации. В наиболее общем виде механизм социализации можно представить как систему элементов с определенным принципом их взаимодействия. Элементами этой системы являются, с одной стороны, человеческий индивид (внутренняя сторона системы), а с другой - социализирующие его факторы - социальная среда, культура, социальные институты и т.д.

Посредством механизма социализации происходит перевод требований внешней стороны системы - общества - в элементы внутренней стороны системы - в личность, то есть происходит процесс интериоризации этих требований в форме норм, ролей, ценностей, потребностей и т. п. Одновременно наблюдается процесс, обратный интериоризации,  -  экстериоризация  -  превращение  опыта личности  в действия, в поведение. Таким образом, через механизм социализации происходит постоянное взаимодействие элементов системы "человек - общество (социальная среда)", которая на каждом новом этапе социализации порождает новое качество, новый результат, в свою очередь определяющий соотношение внутренних и внешних элементов системы.

Механизм социализации регулирует взаимоотношения между личностью и социальной средой, между человеком и обществом, между человеком и человеком, регулирует как поведение в целом, так и отдельные поведенческие акты. Исходя из специфики регулирования поведения человека, наличия определенных закономерностей, присущих этому процессу, можно выделить два структурно-функциональных уровня социализации личности. Значение этих уровней на разных этапах социализации различно.

Первый уровень - адаптация в сфере отношений «организм-природная среда». Хотя процесс адаптации на этом уровне и характеризуется биологическими закономерностями, он все-таки проходит под воздействием социальных обстоятельств.

Второй, высший уровень, - это собственно социализация, адаптация в сфере отношений «личность - социальная среда». На этом уровне происходит взаимодействие двух взаимно адаптирующихся систем: личности и ее социального окружения.

Механизм социализации включает в себя агентов и институты, формирующие, направляющие, стимулирующие или ограничивающие становление личности человека. Агенты социализации — конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. В понятии "институт социализации" фиксируется, прежде всего, организационная оформленность деятельности по воспроизводству человека и соответствующих отношений. Под институтами социализации понимается система специально созданных или естественно сложившихся учреждений и органов, функционирование которых направлено на социальное становление человека, формирование его сущности.

К ним относятся формальные организации, официальные учреждения, которые в социологии называют вторичными группами. Когда о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом социализации, но первичным (как и школу). В случае, когда подразумевают конкретно членов семьи и родственников, употребляют понятие «агенты». Агентами социализации, по мнению Н.Смелзера, являются «институты, люди и социальные группы, которые способствуют социализации личности»[8]. Социальный институт социализации составляют   социальные   группы   и   организации.   Однако   не   следует забывать, что внешняя среда, а точнее функции, социальные роли, выполняемые индивидом и в социальных институтах, обуславливают важнейшие черты и свойства личности.

В теориях, в которых социализация понимается преимущественно как процесс приобретения личностью типичных, повторяющихся черт, основное внимание уделяется пассивно-адаптационным механизмам формирования личности типа подражания, имитации, идентификации. Наоборот, когда под социализацией представляется процесс становления личности как целостного субъекта социальной жизни, как результат активно-преобразующей деятельности, акцент смещается на анализ взаимодействия высших социальных факторов и внутренних особенностей личности, ее ориентации, жизненного опыта, интересов.

Проблема индивидуальности в процессе социализации в разных концепциях рассматривается по-разному. В теориях, в которых со­циализация понимается преимущественно как процесс приобретения личностью типичных, повторяющихся черт, основное внимание уделяется пассивно-адаптационным механизмам формирования личности типа подражания, имитации, идентификации. Наоборот, когда под со­циализацией представляется процесс становления личности как целостного субъекта социальной жизни, как результат активно-преобразующей деятельности, акцент смещается на анализ взаимодействия высших социальных факторов и внутренних особенностей личности, ее ориентации, жизненного опыта, интересов.

Механизм приобретения, изменения и утраты индивидом тех или иных социальных качеств неразрывно связан с функционированием различных социальных институтов, организующих совместную деятель­ность людей. Социализация индивидов выступает как неотъемлемый результат их существования.

Исследователи выделяют совокупность различных факторов, определяющих направление социализации. А.В.Мудрик выделил макро-, мезо- и микроуровневые факторы воздействия[9].

Микрофакторы (космос, планета, мир, страна) обуславливают социализацию всех жителей планеты или больших социальных общностей, например, жителей одной страны. Мезофакторы обеспечивают условия социализации больших социальных групп как реальных (народ, нация, класс), так и номинальных (зрительская аудитория). Микрофакторы представляют собой явления, оказывающие непосредственное влияние на социализацию личности (семья, группа сверстников, организация и т.д.)38. Исходя из данной квалификации, можно построить иерархический ряд социальных факторов, определяющих вектор социализации курсантов и слушателей вуза МВД РФ.

Факторы макроуровня - социально-экономические и социально-политические процессы, происходящие в российском обществе, состояние в духовной сфере. От них зависит возможность освоения молодежью ценностных идеалов и норм, декларируемых обществом.

Факторы среднего уровня - система высшего образования в целом, стратегия осуществления образовательного процесса в высших учебных заведениях системы МВД России, которые определяют мотивацию обучения и значение образования.

Организация и осуществление учебного процесса в образовательном учреждении МВД России, профессорско-преподавательский состав, качественные и количественные характеристики переменного состава, социально-психологический климат в учебных взводах представляют факторы микроуровня. От этой группы причин непосредственно зависит характер и содержание воспитательного процесса в вузе. Обозначенные группы факторов взаимодополняют и взаимообуславливают друг друга.

В классификации типологии личности присуствуют самые раз­личные основания. Так, Р.Мертон, исходя из отношения к целям и средс­твам, предложил следующие типы:

  • конформист - принимает как культурные цели, так и институциональные средства в их достижении, одобряемые обществом, является лояльным к обществу;
  • новатор -   стремится  достигнуть  культурных  целей  неинсти­туциональными средствами.
  • ритуалист - принимает институциональные средства, которые он абсолютизирует, но культурные цели игнорируются, а нетрадиционные средства им отвергаются;
    • изолированный - находится вне культурных традиций и институциональных связей;
    • мятежник - стремится отступать от принятых целей и средств и создает новую систему норм, ценностей и средств их достижения.

По структуре можно различать такие типы личности, как:

  • физический -  телесная  организация  человека,  основанная  на телесных свойствах и самоощущениях;
  • социальный - система социальных ролей человека, в разных группах, мнением которых он дорожит;

3)  духовный - внутреннее духовное состояние, отражающее устремленность к конкретным духовным ценностям и идеалам.

Из сложившихся форм деятельности различаются: деятели (преобразователи мира, окружающих и себя), мыслители (созерцатели), приверженцы чувств и эмоций (представители искусства), гуманисты и подвижники (выдающиеся люди).

Исходя из культурных традиций, принято различать европейский тип личности, в котором выделяются внешность, целостность, "жесткость" в поведении и азиатский, характеризующийся мягкостью, внутренней ориентированностью, коллективностью.

Согласно исторически сложившихся обществ различают античный (сознание чувства стыда и страха), феодальный (любовь к Богу, греховность человека, корпоративная мораль), нового времени (че­ловеческая индивидуальность), новейшего времени (прагаматизм и самореализация) типы личности.

Акцентируя внимание на религиозном признаке, можно выделить христианский (любовь к богу, ближнему, готовность к «вечной жизни»), исламский (строгость и безукоснительность служения Аллаху, соблюдений предписаний за счет своих прав и обязанностей, сбалансированности потерь), буддистский (осознание четырех «благородных» истин и готовность следовать по «восьмиричному» пути) типы личности и т.д.

К.Дьюбойс выделил модальную личность - наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом. В культуре присутствуют один или несколько базисных личностных типов (средний американец, "новый русский" и т.д.). В концепции Р.Парка присутствует маргинальная личность - человек, живущий на границах двух культур, двух обществ. Т.Шибутани маргиналами обозначил людей, живущих на границе между двумя и более социальными мирами, но не входящие полностью ни в одну из них.

Личность - это конкретное выражение сущности человека, определен­ным образом реализованная интеграция в индивиде социально значимых черт и социальных отношений данного общества. "Индивидуальность" -это то специфическое, что отличает одного человека от других, включая как биологические, так и социальные свойства, унаследованные или приобретенные. Необходимо разграничить понятия "общественное" и "социальное". Социальное определяется как совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированная индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальные отношения характеризуют взаимодействие личности через социальные группы и иные общности (социальную организацию, институты) с обществом. Тезис К. Маркса о сущности человека как "ансамбле" общественных отношений подчеркивает то обстоятельство, что истоки любого вида поведения людей необходимо искать в их месте в системе общественных отношений.

 

[1] Парсонс Т. Система современных обществ/ пер. с англ. Л.А.Седова и А.Д.Ковалева. Под ред. М.С.Ковалевой. М., 1997. С.23.

[2] Томсон Дж. Л., Пристли Дж. Социология: Вводный курс.  М. - Львов,1993. С.175.

[3] Там же. С.223.

[4] Мертон   Р.   Социальная   структура   и   аномия//   Рубеж:   альманах   социальных исследований.- 1992.  №2. С.98.

[5] Смелзер Н. Указ. соч. С.94.

[6] Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности/ Социальные исследования. Вып. 3. М, 1970. С.40.

[7] Бауман 3. Мыслить социологически. М., 1996. С. 40.

[8] Смелзер Н. Указ. соч. С.659.

[9] Мудрик А.В. Социализация и смутное время. М., 1992.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!